В Киеве прошел Первый международный детский фестиваль-конкурс молодых пианистов под руководством Дениса Мацуева. Все мероприятия транслировались онлайн. В состав жюри, кроме представителя нашей страны, заслуженного артиста Украины Юрия Кота, вошли мэтры мирового фортепианного исполнительства и педагогики: Валерий Пясецкий и Вадим Руденко (Россия), Мириан Дауэльсберг (Бразилия), Хён Чжун Чан (Южная Корея) и Мишель Берофф (Франция).
После первого тура, в котором члены жюри определяли участников по видеозаписи, было отобрано пятнадцать полуфиналистов из более ста претендентов. Ими стали не достигшие тринадцати лет шестеро россиян, четверо украинцев и по одному представителю Австралии, Канады, Швейцарии, Грузии и Узбекистана.
Далее живые конкурсные прослушивания проводились с большими ноу-хау. Как художественный руководитель Мацуев решил, что проигравших быть не должно, а детской самооценке лучше не наносить болезненных уколов. И все пятнадцать юных талантов участвовали в заключительных выступлениях - втором (сольном полуфинале) и третьем, финальном туре. Аккомпанировал Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко. В ходе шестидневного марафона состоялись мастер-классы профессоров Валерия Пясецкого, Мишеля Бероффа и Хён Чжун Чана, а также три концерта с участием Дениса Мацуева.
В стартовом концерте выступила юная звездочка Шио Окуи. В сопровождении академического симфонического оркестра Национальной филармонии японка сыграла Концертре мажор Й.Гайдна. Девочка представляла это произведение на конкурсе Горовица в мае 2013 г. За прошедшее время пианистка углубила прочтение, отшлифовала технические детали, еще тоньше и интереснее овладела звуком.
После антракта выступил сам Мацуев. Он исполнил 3-й концерт Сергея Рахманинова (1909). В интерпретации звучали современные нотки, например, легкий свинг в начале первой части (Мацуев очень увлечен традиционным джазом). Развитие музыкальных образов увлекало. Публика, состоявшая в основном из сотрудников организации, поддерживавшей конкурс и дипломатов, наградила пианиста овациями. На бис он выходил трижды и сыграл хорошо известные киевлянам традиционные бисовки: "Музыкальную табакерку" А.Лядова, "В пещере горного короля" Э.Грига. И в конце исполнил эллингтоновский Caravan и Take the "A" Train, демонстрируя неимоверные пассажи и изощренные витиеватости.
Второй день был полностью посвящен сольным программам в Большом зале НМАУ. Публика заполнила зал целиком и поддерживала претендентов, отдававших силы популярной в среде академических конкурсов музыке, исполняемой на прекрасном "Стейнвее". Особо отмечу Диму Семикраса из Сум, Сашу Доронина из Ярославля, москвичку Настю Махамендрикову, харьковчанку Катю Курилко.
Большую часть репертуара Мацуева составляют сочинения Рахманинова. В 2008 г. он записал доверенные ему потомками композитора ранее неизвестные рахманиновские опусы. В 2011-м были изданы записи 3-го концерта и "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова с оркестром Мариинки и В.Гергиевым.
Во втором отделении Денис Мацуев сыграл "Рапсодию на тему Паганини" (1934), сочиненную Рахманиновым в эмиграции, на вилле Сенар в Швейцарии. Впервые автор исполнил ее в Балтиморе (США) с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского. Одно из самых популярных произведений русской фортепианной классики представляет собой 24 вариации на мотив 24-го каприса Николо Паганини. В "Рапсодии" композитор, не боясь встречи с "дьявольщиной", цитирует католическую секвенцию Dies Irae, связанную с описанием Судного дня.
Неимоверная техничность Мацуева - высоченного, атлетически сложенного, редкой физической силы и выносливости пианиста - подчинилась "идеям текста". И следить за перипетиями рахманиновских вариаций в исполнении русского богатыря оказалось интересно.
На протяжении четвертого дня маленькие конкурсанты репетировали с оркестром. НСО Украины трудился "на износ", отрабатывая с каждым молодым дарованием его оркестровое выступление. И результатом стал триумф участников на следующий день. Звание лауреата присудили швейцарцу Симону Бюрки (учится у нашего прекрасного педагога Бориса Федорова), украинцу Никите Бурзанице из Донецка, Шуану Херн Ли из Австралии, которого мы слышали и на последнем конкурсе Горовица, грузинскому пианисту Сандро Небиеридзе и россиянину Глебу-Иосифу Романчукевичу. Остальные участники конкурса стали его дипломантами. Так что проигравших действительно не оказалось.
В заключительный вечер - церемония награждения. В зале - банкиры, дипломаты, киевские педагоги, политические обозреватели. В заключение прозвучала "Рапсодия в стиле блюз" Гершвина. Не так давно Мацуев записал ее с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и дирижером Аланом Гилбертом. Почетный председатель жюри играл с мощью двигающегося тяжелого локомотива, выразительно интерпретируя знаменитую предтечу стиля "кроссовер", великолепно соединившего американские классические джазовые традиции и европейский симфонизм первой четверти ХХ века. На бис музыкант несколько минут импровизировал на темы Гершвина.
На вопросы журналистов, не станет ли новый конкурс альтернативой уже хорошо известному в мире украинскому "Горовиц-дебюту", Мацуев заметил, что оба конкурса обеспечивает одна команда. И чем больше разных художественных событий высокого уровня, тем лучше. Неоднократно высказывалась твердость решения продолжать проведение фестиваля-конкурса в последующие годы.
Мероприятие это имеет хорошую материальную поддержку. Участники не платили часто требуемого на других ристалищах вступительного взноса, дорогу, проживание и питание оплатили организаторы. Кроме того, лауреаты получили весомые денежные премии. Призы в размере 8200 гривен вручили педагогам. Остальные десять участников тоже были премированы.
И еще. Конечно, спасибо за "вкусные" антракты. Но стук посуды (и до, и после) явно мешали слушать музыку. На академических концертах это моветон.