UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цвет фасада: неизвестен

До недавнего времени мало кто помнил о существовании архитектора и художника Флориана Юрьева.

Автор: Алексей Радинский

Он - автор киевской "Летающей тарелки", теоретик и создатель новаторской системы цветового письма. После ухода из архитектуры он разработал собственную технику создания смычковых инструментов и вскоре стал самым ценимым в Украине скрипичных дел мастером.

За последние полтора года интерес к Флориану Юрьеву внезапно усилился. Все началось с известия о том, что главное архитектурное творение Юрьева может прекратить свое существование в задуманном ее автором виде. 11 августа этого года Юрьеву исполнится 90 лет. Он не оставляет попыток повлиять на судьбу своего главного архитектурного произведения.

Я познакомился с Флорианом Юрьевым в начале 2010-х годов, собирая материалы для выставки "Советский модернизм 1955–1991" в Венском музее архитектуры. Наше знакомство совпало с очередной попыткой киевских застройщиков прибрать к рукам знаменитое здание "Летающей тарелки" (или, официальным языком, Украинского института научно-технической экспертизы и информации).

Флориан Ильич тогда отнесся к этой угрозе с безразличием: на его памяти нечто подобное происходило уже далеко не в первый раз, и всегда заканчивалось либо банкротством инвесторов, либо их загадочным исчезновением (именно так в конце концов произошло и в тот раз). Юрьева гораздо больше беспокоило печальное состояние концертного зала в "Летающей тарелке" с его уникальной акустикой. Здание находилось на балансе Министерства образования и пребывало в полнейшем запустении, хотя там время от времени усилиями энтузиастов проходили концерты классической и экспериментальной музыки. Несмотря на выдающиеся архитектурные и акустические данные, невероятно выгодное расположение в центре города и острую нехватку культурных площадок в столице, никому из причастных к судьбе этого места не приходило в голову вернуть его жителям города.

Все изменилось три года назад, когда Министерство образования радостно распространило новость о том, что в комплексе зданий Института информации будет расположен новосозданный Музей науки, и что для этого благородного дела уже найден частный инвестор. Спустя недолгое время оказалось, что радость по поводу будущего "Летающей тарелки" оказалась преувеличенной.

Музей науки, как оказалось, должен был разместиться в высотной части здания, а не в помещениях самой "Тарелки", которая, по договору с государством, должна была отойти в долгосрочную аренду частному инвестору. В обмен на финансирование ремонта в помещениях будущего музея компания-арендатор получала часть созданного Юрьевым архитектурного комплекса в свое полное распоряжение, не скрывая своих планов превратить "Тарелку" во входную группу строящегося рядом ТРЦ Ocean Mall. Целостное произведение Юрьева оказалось бы разорвано пополам, а в самой "Тарелке" попросту появились бы торговые площади. При этом все преподносилось чиновниками как огромное достижение в формате "публично-приватного партнерства".

В договоре аренды даже присутствовала норма о том, что инвестор обязуется использовать полученные им площади для культурной и образовательной деятельности. На вопрос, как именно себе это представляет компания, занимающаяся исключительно созданием торгово-развлекательных центров, знакомые с ее планами отвечали: "Разместят там какой-нибудь магазин Lego, и норма договора будет считаться выполненной".

Авторский проект восстановления "Летающей тарелки". Источник: savekyivmodernism.com/tarilka

Узнав об этом, я первым делом позвонил Флориану Юрьеву. Поначалу он снова воспринял это по-философски: сказал, что не хочет отвлекаться от создания новой скрипки, и вообще эти инвесторы, как и все предыдущие, рано или поздно обязательно растворятся в воздухе. Нет, сказал я, строительство прямо за зданием "Летающей тарелки" уже идет полным ходом, договор о ее превращении во входную группу торгового центра уже подписан, а создатели Музея науки вместе с руководством Института информации уже готовы бить в набат, поскольку представители инвестора заявили им, что архитектурный облик арендуемой ими "Тарелки" будет изменен так, как заблагорассудится их хозяину.

Флориан Ильич согласился принять участие в переговорах, предварительно уточнив у меня, могу ли я организовать присутствие камер, "чтобы у всего этого были какие-то свидетели" (с этого момента наша группа начала называть себя "свидетелями Флориана").

Так началась история создания фильма "Цвет фасада: синий", первого (но не последнего) фильма о Флориане Юрьеве и его творчестве.

На первой же рабочей встрече мы узнали, что арендаторы уже определились не только с целевым назначением "Тарелки" (конечно, торговля), но и с будущим цветом ее фасада: "Тут дискуссий никаких, потому что любимый цвет инвестора - синий". Стало понятно, что нужно ставить вопрос уже не только о сохранении выдающихся произведений архитектуры или культурных площадок. Нужно ставить вопрос о том, по какому праву застройщики формируют облик нашего города в авторитарном режиме, основываясь исключительно на своих эстетических предпочтениях. А предпочтения этого конкретного инвестора, любителя синего цвета, хорошо известны: именно он стоит за такими "изюминками" современной киевской архитектуры, как, к примеру, жилой комплекс Diamond Hill, который изуродовал не только ансамбль Площади Славы, но и вообще линию горизонта киевских холмов; также на его счету - загадочного происхождения здание возле метро "Театральная", которое после долгих перипетий стало новым помещением Музея истории Киева. Имя этого застройщика - Вагиф Алиев - почему-то очень боялись произносить вслух все встреченные нами чиновники, используя вместо него (даже при выключенных камерах) разные формы безличного обращения. Было очевидно, что в этой атмосфере секретности, страха и недомолвок единственным действенным средством может стать максимальная публичная огласка.

Осенью 2017 года, прямо перед вступлением в силу договора об аренде "Летающей тарелки", ее пространство стало местом проведения Киевской биеннале-2017. На протяжении месяца в зале "Тарелки", пустовавшем много лет, чуть ли не ежедневно проходили художественные акции, кинопоказы и лекции. Во время выступления Флориана Юрьева созданный им концертный зал на несколько сот мест не смог вместить всех желающих. Лекция Юрьева постепенно переросла в публичные дебаты о туманном будущем "Летающей тарелки". Ее автор на ходу комментировал существующие на тот момент варианты реконструкции объекта: от курьезной идеи покрыть "Летающую тарелку" зеркальной поверхностью до полного поглощения здания монструозным торговым центром (несмотря на то, что застройщик многократно открещивался от этого варианта, именно он по сей день значится как актуальный на сайте компании-разработчика -вместе с фотографиями строительства ТРЦ Ocean Mall).

На следующий день мы с Алексеем Быковым, архитектором и исследователем, который модерировал выступление Юрьева, стали получать десятки сообщений от самых разных людей, обеспокоенных развитием ситуации. Ради эксперимента мы создали в соцсетях группу под названием #SaveKyivModernism. В первый же день к ней присоединилось несколько сот человек. Как выяснилось, проблема "Летающей тарелки" интересует не только узкий круг любителей архитектуры модернизма, да и этот круг оказался не таким узким, как казалось. После нескольких недель бурных дискуссий в соцсетях и многих публикаций в прессе компания-арендатор прервала молчание и предприняла попытку сохранить лицо, предложив Флориану Юрьеву разработать его авторское видение реновации "Летающей тарелки". Это был хитрый имиджевый ход, ибо никто не предполагал, что Юрьев, который уже несколько десятилетий не занимается архитектурой, в возрасте почти 90 лет на самом деле разработает полноценный архитектурный проект - конечно же, бесплатно, так как компенсацию затраченного труда никто ему предложить не подумал.

К большому удивлению застройщика, спустя несколько месяцев такой проект был готов. Под творческим руководством Флориана Юрьева, благодаря стараниям архитекторов Алексея Быкова и Славы Балбека группа из нескольких десятков специалистов разработала проект превращения "Летающей тарелки" в современный культурный центр - то есть придания ей именно той функции, которая была заложена автором этого здания изначально. На личной встрече Флориана Юрьева с Вагифом Алиевым последний изо всех сил расхваливал проект и обещал, что воплотит в жизнь именно его. Но дальше обещаний дело пока не пошло: для того, чтобы начать хотя бы думать о реализации проекта Юрьева, необходимо знать, как будет выглядеть возводимый в непосредственной близости к "Тарелке" торговый центр. Несмотря на то, что он продолжает строиться полным ходом, никто так и не видел ни проекта этого ТРЦ, ни актуальных планов по поводу арендуемых в "Тарелке" площадей - как будто это не предмет повышенного общественного резонанса, а строительство частного дома, до которого никому не должно быть дела.

savekyivmodernism.com

Общественность вынуждена довольствоваться обещаниями господина Алиева, что он отказался от идеи превратить "Тарелку" в главный вход торгового центра. Все остальное приходится реконструировать на основе случайных утечек информации: например, стало известно, что главный вход в ТРЦ действительно планируется в другом месте, но при этом в "Тарелке" проектируется… боковой вход в торговый центр.

История, которая продолжает разворачиваться вокруг "Летающей тарелки", - не только о том, как город и государство, пребывая под контролем частных интересов, может потерять очередное всемирно известное архитектурное произведение. Это вечно повторяющаяся в нашей стране история о том, как художник вынужден наблюдать медленное, но методичное разрушение дела своей жизни. Единственным - хотя и не вполне адекватным ситуации - утешением для этого художника можно считать то, что в связи с происходящим варварством о его творчестве наконец вспомнили.

В этом году в Национальном художественном музее прошла первая за многие десятилетия ретроспективная выставка Флориана Юрьева, которую несколько раз продлевали из-за огромного наплыва заинтересованной публики. За три месяца, которые прошли после премьеры фильма "Цвет фасада: синий", запросы на показ фильма поступают с десятков разных культурных площадок. Но культурный активизм, к сожалению, не самый действенный способ решения проблемных ситуаций, особенно там, где замешан крупный капитал.

В нашей стране принято отмечать юбилейные даты ритуальным присвоением звания или государственной награды. Юрьев, не особо интересующийся земными благами, к таким вещам довольно равнодушен. Его 90-летний юбилей можно было бы отметить несколько иначе. К примеру, компания-застройщик могла бы прервать свое таинственное молчание и опубликовать, наконец, свои планы на "Летающую тарелку", заодно прояснив ситуацию с обещанием господина Алиева реализовать там авторский проект Флориана Юрьева. Министерство образования, как и киевская городская власть, могли бы перестать делать вид, что происходящее не имеет к ним никакого отношения. Нет никаких сомнений в том, что в будущем нашу эпоху в истории Киева будут оценивать в том числе и по тому, как этот город обойдется с произведениями Флориана Юрьева.