UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что делал Гитлер в Трускавце?

Эти и другие образы — непосредственно или с экрана — отражали течение международного кинофестиваля «Золотая пектораль».

Автор: Любовь Журавлева

Юрий Норштейн в роли творческого тирана; Кахи Кавсадзе с трагическими рассказами о родственниках и Сталине; Адольф Гитлер, затерявшийся в Южной Америке; Ада Роговцева в роли «мамы» в одноименном фильме… Эти и другие образы - непосредственно или с экрана - отражали течение международного кинофестиваля «Золотая пектораль», состоявшегося в Трускавце. Идея нынешнего феста - документ и факт в основе той или иной киноистории.

Конкурсная программа, состоящая из тридцати трех фильмов (представленных десятью странами) разделена на три категории: документальные проекты, игровые, короткометражные и полнометражные.

В одном блоке наряду с четкой аналитикой Сергея Буковского и Светланы Залоги «Украина точка отсчета» три эмоциональные истории о знаменитостях: Эмире Кустурице, Юрии Норштейне и Кахи Кавсадзе... Гран-при фестиваля и 4000 долларов достались фильму «Один» (режиссер Олеся Фокина) из этой категории. Картина посвящена Юрию Норштейну - создателю «Ежика в тумане». Изначальной удачей стала «степень допуска», поскольку те, кто знаком с Норштейном, замечали, с каким азартом он поддерживает разговоры об искусстве и как мрачнеет, когда речь заходит о нем самом. Без азарта, но все-таки он впустил Фокину в свою студию: на дачу, где так одиноко проводит дни его супруга Франческа Ярбусова (художник всех его картин). Зритель не видит, как именно «провоцирует» своего героя режиссер, но в результате Юрий Борисович признается, что в работе он тиран. При этом не покидает ощущение, что прежде всего Норштейн мучает себя веч ной творческой неудовлетворенностью.

Несомненным соперником по остроте пережитого стал монолог актера Кахи Кавсадзе (в фильме о нем же). Поразительно отточенный текст. Создается впечатление, что истории из жизни семьи актер неоднократно рассказывал - не в моменты застолья, а в минуты откровения.

В обоих фильмах декорациями служат личные пространства героев. У Кахи Кавсадзе надежды сменяют фиаско. Отец возвращается с войны. Они с матерью и братом бегут встречать поезд. Но отца в нем нет! Письмо Сталину с просьбой освободить кормильца: мол, я тоже хочу иметь возможность учиться музыке и стать достойным певцом Грузии, как все мои предки… А после неожиданно выдернутая из внутреннего кармана трубка - подарок Сталина своему любимому учителю. То есть отцу отца - деду Кахи.

Горестная нелепость: семья, пострадав от репрессий, гордо хранит эту фамильную реликвию. «Есть там театр?» - вопрошает актер, глядя в струящийся над сценой луч света.

Этот вопрос и прозвучал, когда объявили фильм-победитель в номинации tru.dok. (режиссер Нан Джанилидзе).

Среди игровых короткометражек победа досталась режиссеру из Германии Райнеру Людвигсу. За необычный взгляд на Чернобыльскую катастрофу. Это взгляд глазами пострадавшей семьи. Герой фильма, оставшийся по долгу службы в эпицентре аварии, милиционер Леонид. «История Леонида» начинается как монолог на берегу реки. Неожиданно события дополняются анимацией. И так же неожиданно подтверждаются документальными кадрами. Несмотря на смешение жанров, ясно: герой болен, а жена не в силах отказаться от долгожданного ребенка. Финал: любовь и вера дарит им здорового сына.

Пожалуй, это первый светлый фильм на фоне всего снятого ранее о чернобыльской трагедии. Стремление к позитиву явно нашло отклик у судей международного фестиваля.

Не менее позитивным выглядел и «Прорух» украинского режиссера Наталии Машталер. Фильм о девушке-танцовщице - инвалиде, сумевшей после несчастного случая помочь не только себе, но и другим. Глядя на героиню, даже в голову не приходит, что у жизнелюба могут быть проблемы. Вдруг оказывается, что у красавицы нет ноги… Интрига и оптимистическая легкость подачи материала были отмечены дипломом.

Жаль, что среди венгерских и польских фильмов-«ужасов» остался незамеченным фильм-предупреждение нашего Дмитрия Суржикова «Мама». Главную и единственную роль практически без текста сыграла Ада Роговцева. Это фильм состояний. Снова одиночество. В квартире время от времени звонит телефон. Диалоги - в голове героини. «Мама, приезжай, мы ждем тебя!» В ответ - надуманные отговорки. Вдруг появляется отговорка реальная: сосед просит присмотреть за игуаной. Сам-то уезжает в Австралию к дочери. Во время знакомства, словно мстя за предательство хозяина, зверек кусает героиню за палец. В финале с экрана телевизора мама узнает, что игуаны кусают свою жертву, после чего спокойно наблюдают за ее медленным угасанием. Последний кадр - испуг. Кто поможет, ведь она совсем одна?!

Короткометражка могла бы стать хорошим началом для триллера...

Драма «Геймер» снята украинским дебютантом Олегом Сенцовым за 20 тыс. долл.. На роль «себя» режиссер пригласил такого же геймера. И снова тема одиночества. Молодой человек погружен в виртуальную реальность. Только в ней он чувствует себя увереннее. Заняв второе место на чемпионате мира, парень понимает, что двигаться дальше некуда. Он осознанно отказывается от игр, но найти себя ему пока не удается.

Судя по истории самого режиссера - удастся. Тысячу долларов оторвало жюри от Гран-при, чтобы не только кубком, статуэткой «Золотой пекторали» поддержать искренность, но стимулировать возможность и желание создавать впредь. Эта работа дает надежду тем, кто мечтает, ищет помощи и откладывает воплощение своих задумок до лучших времен.

И еще одна работа. Никто не ждал и никто не был рад появлению телегруппы Константина Стогния в Южной Америке. Зачастую журналистскому расследованию «куда ведут следы Третьего рейха» и «загадочному исчезновению самого Гитлера» препятствовали и местные жители, и сама природа. Этот фильм - не утверждение, а лишь проверка версии - вызвал ажиотаж и неоднозначные пересуды в зрительской среде.

Само же пространство фестиваля было наполнено великолепием праздника, атмосферой радостного прикосновения к миру кино.