UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чем похвасталась Украина и другие страны на Международной выставке в Дубае

Будущее уже рядом.

Автор: Эдуард Рубин

Нынешняя выставка EXPO-2020 выбрала тему: «Объединяя умы, создавая будущее» с подтемами «Устойчивость, мобильность и возможности». Выставка должна была открыться в 2020 году, но в связи с пандемией ее открытие перенесли на 2021 год.

Это первая выставка, которая проводится в регионе MENA & SA (Ближний Восток, Северная Африка и Южная Азия). 27 ноября 2013 года, когда Дубай получил право на проведение выставки «Экспо-2020», в честь этого вспыхнул фейерверк у самого высокого здания в мире, Бурдж-Халифа. Следующий день был объявлен национальным праздником для всех учебных заведений страны. Правитель Дубая пообещал, что в 2020 году Дубай «удивит мир». И меня очень удивила выставка, потому что здесь каждая страна, демонстрируя свои достижения и перспективы на ближайшее десятилетие, показывала посетителям фильмы. 

Но обо всем по порядку. 

Впервые я попал на EXPO в Португалии в 1998 году совершенно случайно. В отпуске ездил на машине по Испании и Португалии и в Лиссабоне узнал, что там проходит всемирная выставка. EXPO-1998 поразила меня своими павильонами и «натуральными» вещами, которые представляла каждая страна. 

Тема португальской выставки была выбрана в честь пятисотлетия открытия Васко да Гамой морского пути из Европы в Индию и называлась «Океаны, наследие будущего». Меня поразил павильон океанов, который теперь является Лиссабонским океанариумом. Это было время, когда массовый Интернет существовал всего несколько лет, телевизоры были еще «ящиками», поэтому нужно было дать людям пощупать все своими руками. 

Второй раз я побывал на EXPO в 2000-м в Ганновере. Интернет уже существовал, соцсетей еще не было и телевизоры все еще были «ящиками». Все павильоны опять-таки были заставлены «натуральными» предметами, которые каждая страна хотела показать миру. Но выставка оказалась убыточной — вместо ожидавшихся 40 миллионов посетителей пришли всего 18 миллионов, среди которых был и я с коллегами из компании «Телесенс». Интересно, что убытки той выставки стали одной из причин отказа Франции от проведения выставки в 2004 году. Тема выставки была «Человечество — Природа — Технологии». 

История всемирных выставок началась в 1851 году. Первая была проведена в Гайд-парке. Знаменитая Эйфелева башня тоже была построена к одной из таких выставок в 1889 году.

Вообще же историю выставок можно условно разделить на три периода. До 1938 года была эпоха, носившая название «Индустриализация». Выставки в основном были посвящены торговле и демонстрировали технологические достижения и открытия. Именно тогда на выставке впервые продемонстрировали телефон. 

Начиная с Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939-м характер выставок стал меняться, их посвящали конкретным культурным темам, прогнозируя светлое будущее для общества. Технологические изобретения отошли на второй план. Эта эпоха получила название «Культурный обмен».

С 1988 года страны стали использовать выставки как способ улучшить национальный имидж, и эпоха получила название «Национальный брендинг». Она продолжается по сегодняшний день. Именно на выставке в Ганновере страны начали самостоятельно разрабатывать архитектуру своих павильонов, и в среднем каждая страна вложила около 12 млн евро. Затраты Голландии на этой выставке, например, составили 35 млн евро, но она сгенерировала для экономики страны около 350 млн евро потенциальной прибыли. 

Есть два основных вида выставок: BIE-recognized (зарегистрированные), Universal и BIE-recognized specialized expositions (признанные). Первые — наиболее крупные по масштабу и проводятся раз в пять лет, так как страны сами строят свои павильоны. К таким выставкам относятся выставка в Ганновере и нынешняя в Дубае. Вторые — меньше по объему, общей стоимости и продолжительности, а страны размещаются в заранее выстроенных для них организатором павильонах. 

Все это я рассказываю для того, чтобы был понятен уровень нынешней выставки — крупнейшая, с павильонами, построенными самими государствами. Чем больше ВВП страны, тем больше павильон. Самые большие — у США, Саудовской Аравии, Италии, Германии и им подобных. И хотя во всех этих павильонах в основном показывали документальные фильмы о странах продолжительностью 4–6 минут, все равно в очереди в павильон посетителям приходилось стоять минут по 30–40. Идешь по этажам, по красивым лестницам из зала в зал — в одном панорамный фильм виден на экране, в другом — на стенах, потолках и полу. Каждый изгаляется, как может. Американцы выставили реплику марсохода и настоящий лунный камушек, к которому можно прикоснуться, а также показали фильмы о том, как они покоряют космос, развивают космическую интернет-сеть. ОАЭ рассказали, как они переходят от нефтяной энергетики к зеленой, потому что нефть у них заканчивается, и они уже думают о будущем. Один из самых лучших павильонов принадлежит компании Dubai Port, управляющей транспортной системой Дубая. Выставка носит название DP World и рассказывает об истории, современных технологиях и будущем транспортной системы ОАЭ. Здесь показан макет дороги, которая свяжет в 2030 году Эмираты, и поезда будут двигаться со скоростью 1 000 км в час. Кстати, дорогу будут строить китайские компании. 

Но об этом павильоне лучше посмотреть официальное видео 

Павильон Саудовской Аравии представил программу Saudi Vision 2030, сформулированную наследным принцем и «направленную на продвижение страны к широким горизонтам развития». Все фильмы, представленные в этом павильоне, рассказывают о ней. Мне очень понравился дизайн павильона Эстонии, где хозяева выставили свои технологии вертикальных садов в помещениях. 

Украина, по сравнению с 1998 годом, показала очень неплохой павильон. Тема выставки нашего павильона: «Обʼєднуючи Розуми, Створюємо Майбутнє». Основная цель нашей выставки — «підвищення рівня комфорту і якості життя в містах за рахунок «оцифровування» процесів та раціонального використання ресурсів». Могу сказать, что показанное с большой натяжкой соответствует заявленной теме. Украина показала небольшой панорамный фильм, хуже по технике, чем в других павильонах, и это странно, потому что сегодня у нас много профессиональных студий, которые смогли бы сделать лучший фильм. Доказательством служит то, что в этом году именно украинская компания Magic Innovations создала праздничное LED-шоу для Дубая на самом высоком небоскребе мира Бурдж Халифа. Такое впечатление, что в своем отечестве пророков нет, а шейхи ценят нас больше. Выставили наши украинские крутые вездеходы «Шерп», электрические гоночные мотоциклы, ветряк от ДТЭК (но маленький). Во многих павильонах есть свои кафе и даже рестораны, где подают национальную еду — знакомят гостей выставки с национальной кухней и традициями. Мне хватило суши в павильоне Японии, а в украинском я выпил чарочку горилки с перцем за 20 долларов (в конце концов, нужно помогать отбивать инвестиции в выставку). 

EXPO-2020 носит явный интерактивный характер и это показатель начала следующей эпохи развития выставок, которая еще должна получить свое название. Интернет уже повсюду — в каждом кармане, экраны телевизоров плоские, видеостандарты позволяют снимать и демонстрировать очень качественные видеоролики, а построенные к этой выставке здания, хоть и с красивыми архитектурными формами и встроенными кинозалами, но уже стали атавизмом переходного периода в новую эпоху — первую фазу Metaverse. Выставочный бизнес вместе со сменой эпох меняет свою цель, становится больше туристическим местом, а не местом, куда приезжают специалисты. Фильмы можно смотреть по Интернету, не выходя из дома или офиса, общаться можно по Зуму. Так что же дальше? 

В 2023 году пройдет специализированная выставка в Буэнос-Айресе. Тема выставки: «Наука, инновации, искусство и творчество для развития человека. Творческая индустрия в цифровой эволюции». (Science, Innovation, Art and Creativity for Human Development. Creative Industries in Digital Convergence). У нее будут три подтемы: «Как цифровая конвергенция превращает в себя творческие отрасли и повседневную жизнь», «Социально-экономические воздействия творческих отраслей в цифровой конвергенции» и «Культурные воздействия творческой промышленности в цифровой конвергенции». В соответствии с этой темой мы опять увидим интерактивные демонстрации будущего, ну а как их изобразить в железе? 

EXPO-2025 пройдет в Осаке (Япония) и это будет очень круто, потому что тема выставки «Проектирование общества будущего для нашей жизни», а ее цель — «Достижение национальной стратегии Японии — Общество 5.0». Общество 5.0 (Society 5.0, или Super Smart Society) — социально-экономическая и культурная стратегия развития общества, основанная на использовании цифровых технологий во всех сферах жизни. Стратегия «Общество 5.0» новый подход к прогнозированию возможного технологического развития Японии в ближайшем будущем. Создание концепции «Общество 5.0» стало ответом Японии на стратегии других стран в продвижении их инициатив по собственному видению долгосрочного развития, сохранения или завоевания лидирующих позиций в мировой экономике. Например, стратегия Германии High-Tech Strategy-2025, суть которой в использовании новейших технологий, включая IoT в обрабатывающей промышленности; или стратегия США Industrial Internet, предполагающая создание комплексного решения, объединяющего информационные процессы с производственными. Постараюсь обязательно посетить эту выставку, если она будет проходить не в Метавселенной, хотя уверен, что уже в Осаке будет много презентаций и демонстраций Metaverse и для нас это уже не будет каким-то чудом. 

Украина подала заявку на участие в EXPO-2030 в Одессе. Это очень круто. Надо сказать, что из постсоветских стран только Казахстан проводил специализированную выставку EXPO в 2017 году. Мы замахнулись на глобальную, но пока тема, заявленная организаторами: «Возрождения. Технологии. Будущее» выглядит не в духе времени, именно поэтому я подробно описал развивающийся тренд. 

На официальном сайте https://expo2030odesa.com/ указана команда девелоперов, имеющих огромный опыт в строительстве и это хорошо, но EXPO это не здания (тем более сегодня) — это тренд, это современные цели, это концепция страны. С какой концепцией наша страна выйдет на конкурс? Нашими конкурентами будут Южная Корея, Италия, Россия и Саудовская Аравия, которых мы должны победить и доказать, что мы представим миру не красивые здание в красивом городе, а концепт развития, который будет интересен всему миру. До подачи регистрационного досье осталось 100 дней и очень хочется, чтобы наша страна выиграла. Но успеем ли мы создать работающую концепцию, интересную всему цивилизованному миру? 

 

Больше статей Эдуарда Рубина читайте по ссылке.