Украинский фестиваль высокого искусства Bouquet Kyiv Stage впервые прошел вне границ Украины, в британском Оксфорде. Так организаторы выразили признательность британскому народу за поддержку Украины.
Инициатива Ukrainian Culture Weeks 2022 была начата весной 2022 года Cherwell College Oxford, Oxford University Ukrainian Society и культурным центром «Дом Мастер Класс» в поддержку Украины и украинского культурного достояния. Поддержали его партнеры, British Council, Украинский институт и UA/UK Seasons.
Оксфорд выбран для первого зарубежного Bouquet Kyiv Stage неслучайно. Ирина Буданская, соучредитель фестиваля, который традиционно проходит в самом сердце Киева, в Софии Киевской, под сводом Christ Church в одном из старейших оксфордских колледжей рассказывает: «Выбор у основателей Фестиваля был между несколькими странами и знаковыми городами. Но выбрали местом проведения Великобританию, которая в фарватере международной поддержки и союзник Украины в дни ее испытаний. Этот фестиваль — наша благодарность британцам».
И хотя Украина на устах всего мира — украинская культура все еще terra incognita. Непознанное привлекает. Украинское искусство — очаровывает.
В первый день фестиваля на фешн-перформанс, которым открылся Bouquet Kyiv Stage, авторства дизайнера Федора Возианова Face the Future сходятся зрители. Они останавливаются перед огромным окном размером с витрину, за которым неподвижно, развернутые спинами к ним, высятся женские фигуры в длинных драматичных платьях, на их плечи накинуты черные свитшоты с мелкой надписью St.Sophia Kyiv. Пианист Евгений Громов ударил по клавишам фортепиано произведение Иоганна Баха, — впрочем, фигуры стоят неподвижно, пока одна из них, одетая в белое, словно невеста, с сине-желтыми лентами на голове, не выхватила скрипку и не подхватила мелодию. Это известная украинская скрипачка Богдана Пивненко. По замыслу одного из лучших украинских дизайнеров, этот перформанс должен был донести: Украина, несмотря на войну и страдания, остается в мире искусства, а значит, в мире живых.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/d34fb60e6df8b8b0abccaef4d01267ee.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/Exhibition _Face the Future_. Photo by Ruslan Synhaevskiy.jpg" rtitle="undefined"]
Потрясенные зрители обсуждают увиденное шепотом, стараясь не заглушить последние звуки мелодии Баха, все еще висящие в воздухе. Но посетителей уже зовут в кинозал, где их ждут новые впечатления.
В темной камерной комнате с большим экраном — показ ленты Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Почти все пришедшие в кинозал сидят до финальных титров. На родине Шекспира сюжет украинских «Ромео и Джульетты» понятен и без перевода. Вот уже титры проплывают красным по черному, и зрители не спеша выходят во двор. Одна из волонтерок фестиваля интересуется их впечатлениями, заранее оправдывая перегруженный смыслами визуальный ряд ленты — мол, снят фильм полвека назад. В ответ женщина с высоко зачесанными волосами, в шубе из искусственного меха, говорит: «Я и самая винтажная, поэтому просто обожаю винтажное кино».
В это же время в другом уголке центра Оксфорда собираются меломаны. Один из них в футболке с надписью «Проти Путіна», надетой под пиджак, достает украинский флаг и демонстрирует его окружающим. Он с родственниками проехал три часа на авто, чтобы попасть на выступление Камерного хора «Киев». Мужчина цепляет на лацкан сине-желтую ленту и рассказывает на украинском с явным британским акцентом, что долго ждал это выступление. Его окружают заинтересованные местные, и он им уже на хорошем английском рассказывает о выступлении, которое вот-вот должно начаться. В церкви St. Michael/North Gate Church завершилась служба Божья, и уже все готово к выступлению. За полчаса на скамьях храма нет свободных мест. Пастор выносит дополнительные стулья. В программе Камерного хора «Киев» звучат мелодии живого украинского классика Валентина Сильвестрова.
Композитор в окружении семьи заходит в зал и, стараясь не привлекать к себе внимания, садится недалеко от прохода. Выступление проходит в полнейшей тишине. Зрители закрывают глаза и раскачиваются из стороны в сторону, словно медитируя под сложное многоголосие. Но неожиданно их будят звуки литавр, — исполнители хора выстраиваются и заводят «Червону калину», разворачивая огромный государственный флаг. Зал от такой неожиданности поднимается и долго аплодирует. «Червону калину», благодаря многим каверам, подхваченным поп-исполнителями, здесь уже знают все. Концерт Камерного хора «Киев» вызвал настоящий фурор. Музыканты, благодарные за теплый прием, делают Оксфорду подарок — с колокольни средневековой St. Michael/North Gate Church они исполняют «Боже великий, єдиний». Их голоса звучат над вечерним городом, растворившемся в свете фонарей, и разносятся по окружающим улицам.
В этот теплый вечер эстафету у хора «Киев» принимают скрипачка Богдана Пивненко и пианистка Анна Хмара, которые под сводом Holywell Music Room дарят слушателям музыку Мирослава Скорика и Валентина Сильвестрова. Экспрессивная игра Богданы Пивненко, очень мастерски владеющей инструментом, заставляет зрителей затаить дыхание. Публика никак не хочет отпускать двух музыканток и снова и снова вызывает их на бис.
Кроме музыки, организаторы фестиваля привезли в Оксфорд работы современных украинских художников. Фотовыставка War фотографа-документалиста Александра Гляделова и портреты иностранных воинов, вставших на защиту Украины, из серии Warriors of the World — Warriors of Light. Portraits («Воины Мира — Воины Света. Портреты»), выставлены в Cherwell Art Gallery, окна которой выходят на самую многолюдную улицу Оксфорда — Cornmarket Street. Здесь тихо, потому что работают операторы британских телеканалов — снимают интервью соучредителя Bouquet Kyiv Stage Евгения Уткина, который весной этого года сам защищал Киев в рядах терробороны. О герое каждого выставленного портрета у него своя собственная история. «Посмотрите, этот человек — мультимиллионер из Грузии. У него сеть магазинов и ресторанов, но он приехал защищать нас», — Евгений указывает рукой на черно-белую фотографию взрослого мужчины с пронзительным взглядом.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/00388fe829b0aa8a758e3ea3a08931b3.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/a09947c8aae77dca94f697599338b095.jpg" rtitle="undefined"]
Одновременно на другой стороне центра Оксфорда — презентация фильма Олеси Моргунец-Исаенко «Щедрик». Он тоже о войне, правда, о Второй мировой, и тоже о музыке. Это щемящая история о детях, которым быстро пришлось повзрослеть в жестоких реалиях, но, несмотря на это, через всю жизнь они пронесли любовь к украинской колядке. Главные герои «Щедрика» верили, что музыка может спасти мир, — в это верят и украинские музыканты. Пианисты Евгений Громов, Олег Безбородько, Антоний Барышевский устроили марафон, исполняя сложные произведения Гайдна, Лятошинского, Станковича, Шуберта и современных украинских композиторов Полевой, Лунева, Шалыгина и Сильвестрова. Сам Сильвестров, которому завтра исполняется восемьдесят пять лет, тоже в зале и внимательно слушает, как «его» играет талантливый пианист Безбородько.
«Это фантастически. Впервые я был на концерте и сидел рядом с композитором! — говорит в перерыве работающий пенсионер Крис, который пришел на концерт с женой Лиз. — Это она меня позвала, она дружит с украинкой, которая недавно сюда переехала». Коротко подстриженная седовласая Лиз на это только улыбается. Завершает вечер Антоний Барышевский. Ему тридцать четыре, он хорошо владеет английским, приходит стильно одетый даже на репетиции, а еще он — «гениальный пианист»: так говорят все, кто слышал его исполнение. Антоний завораживает своим мастерством весь зал. И после концерта еще неоднократно выходит на бис. «Вы устали?» — спрашиваю я его после выступления. Смущаясь, не признается. «Очень важно играть украинскую музыку. Она замечательная и не очень известная. Я чувствую, что это моя миссия», — говорит он, смотря уставшим взглядом.
На фестиваль в Оксфорд прилетела композитор Виктория Полевая, — ее произведения тоже звучат на концертах. Она поддерживает музыкантов и много общается с ними. «Как на вас повлияла война? Многие из мастеров говорят, что не могут творить...» — спрашиваю ее под сводом знаменитой университетской церкви Christ Church, где британский хор Apollo5 исполнял ее музыку. «Все же, когда я пишу, я отгораживаюсь. Это мое спасение», — говорит одна из лучших современных композиторов и останавливается, задумавшись.
Под сводом Sheldonian Theatre о тысячелетней Софии Киевской рассказывала ее берегиня — директор заповедника Неля Куковальская. Десятки британцев пришли послушать об истории самого древнего каменного собора Украины, сохранившегося до наших дней. Один из посетителей спрашивает у Нели Куковальской: «Как можно спасти украинские ценности от уничтожения, можно ли их потом вернуть назад?». Директор национального заповедника «София Киевская» уверяет, что механизм возврата похищенных исторических ценностей существует, и Россия его не избежит. Она признается, что война застала врасплох директоров музеев, и они не были готовы к боевым действиям. «Но мы еще услышим много историй о том, как на свой страх и риск музейщики спасали украинскую историю», — уверяет Неля Куковальская.
«Мы посеяли зерна», — говорит соучредитель Bouquet Kyiv Stage Ирина Буданская. Она стоит посреди Christ Church, где только что закончился один из концертов фестиваля, смотрит на стены старинного храма и добавляет почти шепотом: «Эти зерна должны прорасти. Чтобы мы могли собрать букет».
За стеной этой университетской церкви — кабинет Льюиса Кэрролла, который во второй половине XIX века работал здесь и учил маленькую дочь ректора Алису и ее сестру. В церкви Christ Church есть небольшая калитка, а за ней — тайный сад, куда до сих пор никому нельзя заходить. Алиса так мечтала попасть в этот сад, где растут таинственные цветы... Украинская культура напоминает цветы Алисы. Неизвестная для мира, таинственная и прекрасная.