UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бомбезные. ТОП-XXI открытий в культуре (2016-й)

Авторы ZN.UA, а также друзья нашего издания предлагают читателям (слушателям, зрителям) обратить внимание на молодые имена, которые в той или иной сфере прекрасного воспринимаются как открытие 2016 г. В литературе, кино, театре, арт-пространстве, серьезной музыке.

Авторы: Олег Вергелис, Екатерина Константинова

Авторы ZN.UA, а также друзья нашего издания предлагают читателям (слушателям, зрителям) обратить внимание на молодые имена, которые в той или иной сфере прекрасного воспринимаются как открытие 2016 г. В литературе, кино, театре, арт-пространстве, серьезной музыке.

Как говорит наш коллега, литературный критик Евгений Стасиневич, "в 2016-м было разное, и разного качества. Об открытии как о чем-то неожиданно-грандиозном, говорить, возможно, и не приходится, но ведь..." Но ведь!

Некоторые молодые и креативные художники, кандидатуры которых предложили критики для итогового рейтинга, казалось бы, "открыты" несколько раньше. Но в 2016-м для многих из них были весомые причины утвердить статус, имя, место под солнцем.

Условный возрастной барьер таких открытий - чуть за 30.

Важный критерий - заметное событие в жизни художника, так или иначе повлиявшее не только на его персональное творчество, но и, в определенном смысле, на украинскую культуру (во что хочется свято верить).

Почему их 21? Потому что время такое - XXІ век.

Игорь АСТАПЕНКО. Поэт из пятиэтажки

Молодой поэт. 24 года. Родился в Белой Церкви. В прошлом году окончил Киевский национальный университет им.Т.Шевченко (Институт филологии). В 2016-м издал поэтический сборник "Лихотомія". Лауреат І премии Международного конкурса "Гранослов".

Отдельные его стихи переведены на белорусский, русский, итальянский, английский, польский, грузинский, чешский языки. Вот только одна его поэтическая строфа (оцените):

"на першому поверсі
(майже не чую) плачуть

на другому поверсі
(чую краще) плачуть

на третьому поверсі
(чую добре) плачуть

на четвертому поверсі
(чую гірше) плачуть

на п'ятому поверсі
(майже не чую) плачуть"

Это из его "П'ятиповерхівки".

Некоторые критики говорят, что он - "поэт-гастроном", странный воспеватель еды. "Действительно, едва ли не в каждом его стихе кто-то ест какие-то ягоды или поэтически размышляет о борще. Но далее этот процесс ягодопоедания или борщеварения у поэта обретает какие-то космогонические признаки. Поэзия, которая сначала кажется земной, прозаической, мгновенно становится метафизической, отчасти религиозной".

Автору хочется пожелать и в дальнейшем так вкусно писать, и слушать ради своих новых стихов очередной диктант - исключительно с Небес.

Влада БЕЛОЗОРЕНКО.

Это все она

На международном театральном фестивале Fitag-2016 в Испании зарубежные специалисты с энтузиазмом восприняли украинский спектакль "1984". Это пластическая драма от режиссера Влады Белозоренко в Театре-студии Splash.

Взяв за основу - через пластическое измерение - знаменитый роман Джорджа Оруэлла, режиссер стремится заглянуть не только в прошлое, но и в будущее.

Она стремится рассмотреть мотивы и симптомы тоталитаризма, несвободы личности, обреченности человека. И когда-то, и всегда.

В этом году Влада поставила в Молодом театре спектакль "Это все она", который также благосклонно приняли критики. Эта постановка была отмечена на Международном театральном фестивале "Мельпомена Таврии".

Влада - одна из самых активных и результативных молодых режиссеров Украины. Впереди у нее новые работы в "Золотых воротах", Молодом театре, а также европейские гастроли с пластической драмой "1984".

Игорь БЕЛИЦ.
Подвешенное состояние

Театральный режиссер, преподаватель, актер. Руководитель Bilyts Art Centre. Работал в студии "Странный замок", учился в "Карпенко". Окончил международную школу театральных кураторов. То есть на многих подобных праздниках - ожидаемый гость. Он также может рассказать о "технике публичного выступления". И принять участие в любом проекте на тему новой драмы...

И здесь вот какая история: "проекты" у нас сегодня могут организовать все, почти все. А вот поставить хотя бы один достойный спектакль - это еще надо подождать.

В 2016-м Игорь резво выпрыгнул из "проектных" штанишек и выпустил настоящий, целостный, достойный, неоднозначный, скандальный, многомерный спектакль. Во Львовском театре имени Леси Украинки. Это "Человек в подвешенном состоянии" по пьесе П.Арье.

Для кого-то его премьера является надеждой на возможное выздоровление и возрождение театра. А сама постановка (о которой немало написано) дает ощущение, что и сценическое пространство любит Игоря, и сам Игорь любит сцену (и то, что вокруг нее). Поскольку результат "ЧПС" - любовь взаимная. Не считая гонорара.

Сразу после ряда аншлаговых "ЧПС" во Львове этот же спектакль пригласили в Киев. И есть ожидания, что после "Человека" украинская сцена получит нового крепкого, честного и последовательного режиссера.

Ему только 30. И жизнь только начинается. Проекты позади - спектакли впереди.

BLOOMS CORDA.
Цветы сердца

Одна из очень продуктивных и перспективных молодых украинских музыкальных групп. В 2015-м записали первый дебютный альбом - Monodance. А в 2016-м выпустили новую полноформатную достойную пластинку - Gigotosia.

По мнению критиков, в исполнении именно этой группы, очевидно, впервые украиноязычные тексты так гармонично легли на фанк, блюз, джаз.

А фронтмен Даниил Галико говорит, что BLOOMS CORDA играет в "околофанковом, околоджазовом, акустическом жанре".

Сам Даниил пишет и стихи, и музыку. Недавно раскрыл тайну создания BLOOMS CORDA. Якобы все началось в самолете, когда летел в Кутаиси. Тогда и возникла идея создать акустический альбом. Со временем его записали. А вот названием стали два слова из разных языков, если их правильно перевести: BLOOMS CORDA - цветы сердца.

Андрей БОНДАРЕНКО.
Голос страны

29-летний уроженец Каменец-Подольского. В 2016-м пленил своим голосом Зальцбургский фестиваль. Пел также в Карнеги-холле, в Вигмор-холле, в Кельнской опере, в оперном театре Сиднея, в Мариинском
театре. Работал с ведущими мировыми дирижерами.

В театральном сезоне 2016–2017 украинский певец дебютирует в Ковент-Гарден и продолжает резиденцию в Цюрихе. Здесь он станет героем в "Любовном напитке", "Доне Паскуале", "Богеме". Именно здесь - его дебют в "Вертере" и "Тангейзере".

Затребованный украинский баритон уже записал на всемирно известных лейблах партии Дон Жуана и графа Альмавивы (из опер Моцарта). Об украинце восторженно пишет авторитетная мировая печать: "Чрезвычайно экспрессивный вокалист с удивительно красивым и естественным голосом"; "Запомните это имя. Думаю, оно обязательно займет свое место на пьедестале успеха". (Цитаты из изданий The Art Desk и The Telegraph).

Роман БОНДАРЧУК.
Шерифы и "Оскар"

Этот кинорежиссер немного старше своих коллег (в рамках ТОП-XXI). Ему 34. Но именно в 2016-м произошло сверхважное творческое событие: ленту Бондарчука "Украинские шерифы" выдвинули от Украины на соискание премии "Оскар".

Следовательно, сам фильм - неожиданное открытие нынешнего украинского киногода.

В ленте о шерифах из села Старая Збурьевка режиссер рассказывает, как люди помогают друг другу. Оказывается, такая помощь приносит выгоду и взаимную радость. Сам режиссер - из Херсона. Поэтому и фильм снял о родном крае. "Шерифы" - далеко не первая работа Бондарчука. На разных фестивалях отмечены его предыдущие работы: "Екатерина", "Таксист", "Радуница", "Полина".

CAPE COD.
Электронный культ

Новое имя на украинской электронной сцене. Киевлянин Максим Сикаленко (он же Cape Cod). В 2016-м дебютировал пластинкой Cult.

Небанальный подход к хауз-музике 1980-х и 1990-х. Современное и стильное звучание. Композициями этого украинского музыканта хочется похвастать даже перед "зарубежными" друзьями.

И, возможно, через десяток лет за издание пластинок Cape Cod будут соревноваться британские лейблы. Важно не прозевать возможности побывать на выступлениях этого музыканта именно сейчас - пока это доступно.

Валентин ДЫТЮК.
Ария Исмаэля

Весной 2016-го молодой тенор Валентин Дытюк громко заявил о себе в премьере Национальной оперы Украины "Набукко" Дж.Верди (Исмаэль). И выдержал неофициальное творческое соревнование со всемирно известной примадонной Людмилой Монастырской.

Специалисты называют 25-летнего солиста Нацоперы перспективным и артистичным. Он обладатель красивого лирического тенора, сильного и мягкого.

Певец победил в нескольких серьезных конкурсах. В первом музыкальном театре Украины работает уже два года. За это время в его репертуаре появились партии Шуйского ("Борис Годунов"), Альмерика ("Иоланта"), Ленского ("Евгений Онегин"), Корабельщика ("Сказка о царе Салтане"), Андрея ("Запорожец за Дунаем").

Алла ДОРОШ.
Клуб путешествий

Внимание читателей в этом году вызвала книга Аллы Дорош "Баобаб та інші історії". А литературные критики отмечают, что география ее тринадцати рассказов довольно широкая и колоритная: "черные" районы Нью-Йорка, бриллиантовые прииски Либерии, ирландский остров.

Эта книга попала в широкий список Книги года ВВС. Рецензенты отмечают своеобразность и оригинальность авторской интонации.

Сама писательница в интервью "ВВС Украина" говорит: "География моих рассказов не настолько уж и широкая. Правда... Локации выбраны не наугад, и им принадлежит особое место на туристической карте моей памяти. Мне нравится путешествовать, приезжать в места, у которых цвета и запахи отличаются от обычных. У меня неугомонная потребность к миграциям, пусть непродолжительным, пусть нечастым. В путешествиях время уплотняется".

Как отмечает сама Алла, сюжеты и герои ее рассказов появляются в разных обстоятельствах, их вызывают к литературной жизни то воспоминания, то сны, то информационный флуд. В частности, историю о хирурге, которому приходится транспортировать тело спившегося на войне алкоголика, писательница услышала от знакомой. Критики отмечают, что автору интересно следить за изменениями в человеке, особенно в тех ситуациях, которые и нуждаются в изменениях.

Татьяна КИЦЕНКО.
Женщина и Равенхилл

Она - участница многих драматургических форумов в Украине. У нее немало пьес острых, горьких, которые буквально "кусают" и "щипают", поскольку Таню и волнуют "кусачие" темы современности.

Далеко не все ее тексты затребованы украинскими театрами. И по этому поводу драматург может процитировать М.Цветаеву: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед".

Ее очередь наступила этой осенью. Когда ее же пьеса "Женщины и снайпер" получила Гран-при на Международном конкурсе современной драматургии в Лондоне. "Женщин" (вместе со снайпером) взял в работу выдающийся драматург современности британец Марк Равенхилл.

Татьяна говорит: "Марк в работе простой и искренний. Он ничего не доказывает тебе, не требует, чтобы ты что-то доказывал(ла) ему. Это открытый и великодушный человек с замечательным чувством юмора. На репетициях и он, и его актеры задавали мне много вопросов. А вне репетиций Марк развлекался тем, что представлял меня своим коллегам. Это было трогательно".

На этом же конкурсе в лонг-лист вошла еще одна ее пьеса - "Милиция". А текст "Женщины и снайпер" также занял первое место в номинации "Пьеса на общественно-политическую тематику". Один из идеологов конкурса, Николай Халезин ("Свободный театр"), говорит, что всего на конкурс было представлено 530 пьес. Поэтому победа Татьяны в Британии - вдохновляет.

Павел КИРИК.
Тяжелая работа

23-летний украинский прозаик. О его дебютной книге "Робота" (издательство "Смолоскип", 2016) критик Анна Улюра в "Літакценті" написала: "Эдакий "обезжиренный" Кафка". На наш взгляд, это хотя и двузначный, но замечательный комплимент для молодого автора.

В официальной аннотации издания констатируют: "Книга эта - разноцветный клубок ниточек-историй, больших и маленьких, ярких и тусклых. Павел Кирик экспериментирует с ракурсом событий - от угла зрения, от рассказчика изменяется и смысл, обстоятельства приобретают иное значение, возникают в новом свете. Эта книга показывает альтернативы рассказанных историй, варианты их понимания и интерпретации".

На официальной странице автора в ФБ указано, что сам он из Львова (учился во Львовском национальном университете им. И.Франко). Судя по той же странице, жизнь у юноши довольно яркая и не только литературно насыщенная. Один из его недавних постов в ФБ: "З похмілля тільки в гори йти. Рукавиці забули, зате колонку взяли..." Успехов ему, пусть Кафка набирает калории!

Ольга КОМАНОВСКАЯ.
Нет, я живая

Актриса Ивано-Франковского театра имени Ивана Франко. В этом театре с 2002-го. Органически влилась в золотое трио популярного театра (Г.Баранкевич, О.Пасичняк,
Н.Левченко) и стала теперь важной "четвертой сестрой" в коллективе и репертуаре галичских франковцев.

Когда она играла на киевских гастролях в 2016-м свою ведьму Сивиллу в "Энеиде", зал содрогался от смеха и восторга. В образе Ольги есть что-то демоническое и земное - одновременно.

И, очевидно, не случайно кинорежиссер Тарас Химич выбрал именно ее на главную роль в картине "Живая" (на основании реальной истории времен УПА).

Эта лента, к сожалению, столкнулась в прокате с определенным бойкотом со стороны украинских дистрибьюторов. Впрочем, образ, созданный Ольгой Комановской, поражает. Она и проживает жизнь реальной героини (ведь познакомилась с прообразом своей "живой"), и придает своей фемине черты символизма, поэтичности.

На лице ее героини словно сама судьба поставила клеймо трагизма, а в ее глазах отражается горькая боль, но... не всепрощение.

Такое лицо и такая файная девичья фигура - настоящее открытие нового украинского кино.

Никита КУЗЬМЕНКО.
Глаза "ватры"

Один из операторов фильма "Жива ватра". Документальная лента официально датируется 2015-м годом. Но, что важно, получила приз за операторскую работу в 2016-м, на Salem Film Fest.

Никита также - оператор видео на песню Джамалы "1944", которое стало, без преувеличения, огромным событием и на Евровидении, и вне него.

26-летний кинооператор активно работает над съемками видеоклипов для звезд. И признается, что в 2002-м впервые взял в руки камеру и начал снимать друзей на скейтах.

По мнению оператора, сначала надо научиться фотографировать, а уж потом - переходить к видео. Почитатели его работ чувствуют особую символику в его же черно-белых фотоисториях. А поклонники "Живої ватри" (эта лента режиссера Остапа Костюка некоторыми уже воспринимается как культовая) откроют для себя мистический мир Карпат, собственно, настоящего карпатского космоса - в том числе и благодаря работе Кузьменко.

Мария КУЛИКОВСКАЯ.
Ее Крым

Молодая художница (родом из Керчи) стала особенно известной после того, как на территории захваченной "Изоляции" боевики разгромили ее скульптуры, изготовленные из мыла. В 2016-м Куликовская инициировала проект "Плот Крым". В центре ее перформанса - идея о человеке без места, о человечестве, потерявшем себя в вихре неистового современного мира.

Собственно, сама Мария в рамках этого проекта должна была провести три дня на надувном плоту на Днепре. Это символизировало бы оторванность Крыма от большой земли, т.е. от Украины.

Мария по специальности - архитектор. В одном из интервью она вспоминает: "Я всегда хотела быть и была художницей. Мне импонировали рисунок, живопись и математика".

У Куликовской много ярких, провокативных, эксцентричных перфомансов. В свое время особую заинтересованность вызвал ее проект "Цветы демократии". Художница говорит, что ради этого проекта она "использовала слепок своей вагины 2010 года". Этот же "образ" был использован и для создания большой арки в рамках экспозиции "Коллективные сновидения" в Институте проблем современного искусства. Такой откровенности тогда испугались даже кураторы. Но арт-затею Марии неосознанно "оценил" даже тогдашний министр культуры.

В PinchukArtCentre о ней пишут почти александрийским стихом: "Ядро творчества Куликовской - ее собственное тело, его увековечение, его преобразование и распад. В работах художницы идея тела превращается в архитектурные структуры, сформированные из естественных материалов. Таких как соль, молоко или сахар. Все это отсылает к теме производства, конструкции и деструкции".

Антон ЛОГОВ.
Тени предков

Один из самых интересных, но, возможно, не настолько раскрученных молодых украинских художников. Он - философ. В этом году - его "бенефис": Логов принимал участие во многих киевских заметных арт-проектах. О нем заговорили всерьез, и, надеемся, надолго.

Одной из самых заметных его работ в 2016-м стала масштабная инсталляция "Ватра" в рамках проекта "Тени забытых предков" в "Мистецькому Арсеналі". Начинал он как абстракционист, со временем перешел к инсталляциям. Сам художник в одном из интервью говорит: "Для меня инсталляция - это междустилевое пространство, где я могу выражать себя намного свободнее, чем в живописи. Это универсальная форма, которая способна идеально раскрыть ту или иную идею".

Роман ЛОПАТИНСКИЙ.
Магия клавиш

В марте 2016-го молодой украинский пианист подписал важный для себя контракт о сотрудничестве с австрийским агентством Artphonia. Репертуар этого исполнителя охватывает 15 концертов для фортепиано с оркестром, сольные фортепьянные пьесы, много камерных произведений.

В его активе также - записи на украинском и немецком радио.

23-летний Лопатинский - выпускник школы Лысенко, Музыкальной академии им.П.Чайковского, престижной академии пианистов в итальянском городке Имола, где учился в классе Бориса Петрушанского.

На сегодняшний день Роман - лауреат более десятка международных конкурсов.

В 2016-м этот пианист снова выиграл два престижных музыкальных конкурса в Германии. У него насыщенная гастрольная карта: Украина, Израиль, Италия, Швейцария, Германия, Франция, Япония, США. В Украине его также всегда ждут.

Юрий РАДИОНОВ.
Актер, которого ждали

Юрию - 29. Недавно он вошел в прославленную труппу Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. А до того активно работал в столичном ТЮЗе на Липках, учился в Луганске (сам он родом из Восточной Украины). Театралы достойно оценили его работы, в частности в спектаклях "Оскар и Розовая Госпожа" ("Сузір'я"), "Наш городок" (ТЮЗ).

Для примера, в последний упомянутой работе этот актер стал важным знаком режиссерского космоса Дмитрия Богомазова, органической частью именно "такого" мира. Актер виртуозно играл "помощника режиссера", а в действительности - ангела и демона в одной ипостаси.

В 2016-м, получив главную роль "на Левом берегу" в "Бесприданнице" Александра Островского (режиссер Тамара Трунова), этот актер доказал, что способен на настоящий рывок, что его отдельный образ может воплощать целостную концепцию спектакля. Доказал также свое право на виртуозное соло в многонаселенном, шумном и пестром спектакле. Его герой, как, собственно, и сам актер, - человек с печатью тайны и истерзанной чистоты. Его Карандышев не перетягивает одеяло на себя (в спектакле), но мощно утверждает тему маленького человека, который очень хочет "вырасти", хотя бы в собственных глазах.

Следовательно, налицо настоящее открытие талантливого украинского актера. Которому в замечательной труппе можно пожелать новых интересных ролей, ведь, бесспорно, он нашел там своих режиссеров - Богомазова и Трунову.

Алексей РЕТИНСКИЙ.
Музыка о террористе

С 2014-го молодой украинский композитор живет и работает в Вене. А родился он в 1986-м в Крыму. Настоящим открытием стала его работа - "Невеста для террориста", по мотивам трагедии Эврипида "Ифигения в Тавриде", в постановке Dollmen Theater Company.

Музыка Ретинского объединяет электроакустическое звучание, древнегреческие хоры и пение крымских муэдзинов.

В свое время он окончил Симферопольское музыкальное училище (класс гобоя), потом как композитор учился у Игоря Щербакова. Со временем - в высшей школе искусств в Цюрихе. Его произведения сегодня мощно звучат на международных фестивалях в Европе, Азии и США.

SINOPTIK.
Всемирный триумф

В мае 2016-го украинская рок-группа выиграла Международный музыкальный конкурс The Global Battle of the Bands. И признана (внимание!) лучшей рок-группой мира.

Сам конкурс - ежегодный всемирный обзор лучших исполнителей определенного направления. Украина принимает в нем участие уже в девятый раз, но выигрывает - впервые.

Sinoptik объединяет в своей музыке элементы традиционного рока и современного инде. Группа сформирована еще в 2013-м - в Донецке (в составе трех человек). Последние годы, это понятно, оказались для музыкантов очень сложными - пришлось оставить родные места из-за боевых действий и терроризма. Сейчас группа бросила якорь в Киеве. Два года назад у них вышел дебютный альбом. А в начале апреля 2016-го появился уже третий студийный альбом Interplanet Overdrive. Эта же группа выступал "на разогреве" у "Океана Эльзы" на НСК "Олимпийский".

TIK TU.
Глоток воздуха

Самые известные музыкальные дебютанты 2016-го. В конце ноября тернопольская группа Tik Tu (Наталия Багрий, Роман Божко и Лесик Драчук) выпустила дебютную полноформатную пластинку Shuma, которую можно охарактеризовать как один из лучших релизов года.

Узнаваемые, экспериментальные, самобытные. Говорят, что музыка Tik Tu стала для настоящих меломанов глотком свежего воздуха на отечественной инди-сцене. Трудно представить, каких вершин могут достичь эти музыканты, если не будут прекращать творческих поисков.

Богдан ЮСИПЧУК.
Герой времени

Молодой украинский актер выразительной внешности. 28 лет. Много снимается (около 20 проектов). В 2016-м выходит почти на первый план. Это, в частности, успешный телефильм "Черный цветок" (обладатель "Телетриумфа"). А также картина "Чунгул", где у него главная роль (Денис).

"Чунгул" - украинский мистический триллер в 3D формате (режиссеры - Александр и Вячеслав Алёшечкины). Герой Богдана из-за проблемы с авто оказывается в каком-то странном, опустошенном селе Чунгул. И стремится выйти из этой катавасии - победителем.

Богдан, по словам исследователей его творчества, активно утверждает себя в современном украинском кино - как секс-символ, как селибритис, как герой красных дорожек и спортивных залов. Очевидно, впереди у него новые интересные предложения - как у "героя нового времени". Именно "того" времени, каким оно сейчас является.

ZN.UA благодарит за творческие предложения в формировании ТОП-XXI коллег: Анастасию Гайшенец, Дмитрия Дроздовского, Ореста Дрималовского, Ольгу Кизлову, Ярослава Кравченко, Анну Пароваткину, Евгения Стасиневича, Антона Филатова.