В музыкальной жизни страны произошло событие, которое для информпространства событием не стало (судя по скудности текущих сообщений). Возможно, потому что для многих фигурантов нашей музыкальной жизни это не то, чтобы сенсация, а скорее рабочий министерский циркуляр: Михаил Кулыняк назначил композитора Мирослава Скорика главным ответственным за художественный уровень Национальной оперы Украины.
Кадровые рокировки в этом театре - проблема древняя и часто творческая. Помнится, как в году эдак… юношей пылким со взором горящим пришел на «Пиковую даму» П.Чайковского. В первом же действии наповал сразил тот самый «кадровый» вопрос. На сцену чинно восходили Графиня и Лиза. И я с совершеннейшей растерянностью не мог до конца уяснить «кто есть кто» в славном пушкинском сюжете (наивно мудрствуя о лукавстве режиссерской трактовки). Молодая была совершенно немолода: авантажная Лиза не уступала паспортным данным почтенной барыни. Ко всему пушкинская прелестница была такой объемности, что трое мужчин, взявшись за руки, не сразу бы ее охватили. Выплывала эдаким броненосцем - и доски сцены под ее каблуками прогибались. А когда запела «Откуда эти слезы?», жанр произведения стал решительно дрейфовать в сторону комической оперы.
…С тех пор ноги моей в этом театре не было несколько лет.
Но кадры по прежнему что-то решают.
До недавнего времени должности худрука и генерального директора в этом театре совмещал Петр Яковлевич Чуприна, интеллигентный человек. А кресло главного режиссера этой оперы числилось за Дмитрием Михайловичем Гнатюком, патриархом сцены.
Правда, кто на самом деле «правит бал» в главном театре (по версии министра), уяснить непросто. Так как Дмитрий Михайлович давно отошел от активных действий, числясь «главным» скорее номинально. А Петр Яковлевич, при всей-то административной ноше (оная ложится на его плечи в связи с громоздким балетно-оперным механизмом), возможно, тоже не все творческие решения разрабатывал единолично.
Поэтому с недавних пор и заговорили в музыкальных кругах о «теневых» руководящих призраках в опере. Называя оных поименно.
Более того... В свете недавнего явления В.Януковича в высшую власть возникли предположения (и даже ожидания) относительно назначения на должность худрука Киевской оперы «человека из Донецка». Многоопытного талантливого Вадима Писарева, руководителя театра им. А.Соловьяненко.
То, что Киевский оперный, впрочем, как и каждый театр на земле, нуждается в периодическом «переливании крови» и во взбадривании творческого организма - кто же поспорит… Нынешнее министерское назначение и ожидаемо, и симптоматично.
Уверенным росчерком министерского пера Михаил Андреевич и Юрий Петрович убили наповал несколько зайцев. Разработали не то, чтобы «указ», а настоящий сценарий.
Во-первых, киевская опера получила в свой штат живого классика и умного композитора. Такую себе икону «от сглаза» - на парадный фасад. Мирослав Михайлович Скорик мало того, что Герой Украины, ко всему еще и родственник (внучатый племянник) великой Соломии Крушельницкой. Он также: член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор, кандидат искусствоведения, руководитель Центра музыкальной украинистики, заведующий кафедрой композиции Львовской консерватории, председатель Львовского отделения Союза композиторов, художественный руководитель «КиївМюзікФеста»… И, естественно, автор многих музыкальных произведений, среди которых, разбуди меня посреди ночи, промурлычу его «Мелодию ля минор» из фильма «Высокий перевал».
Во-вторых, таким вот кадровым реверансом Минкульт оперативно блокирует возможный «штурм» столичного театра людьми из Донецка… У кого рука поднимется на заслуженную икону, да еще и с Западной Украины?
В-третьих, подобного худрука не стыдно и большому миру показать, и самим в своем маленьком мире порадоваться.
И на этом с радостью покончим. Поскольку последующий вопрос в этом сюжете - программный. Сможет ли новый художественный руководитель качественно преобразить творческую жизнь, повторюсь, главного театра Украины?
Ясно хотя бы то, что в репертуарной перспективе г-н Скорик будет делать упор на украинскую музыку. Уже заявлены для дальнейших постановок и его собственное произведение, и произведения Е.Станковича. Это хорошо. Но лишь до того момента, покуда и отбор серьезной музыки для главной сцены не потеряет принцип объективности и художественной строгости. Без «местечковых» ориентиров (мол, якщо наше, то завше хороше), а с оглядкой на европейские горизонты (интересно ли это другим?).
Есть и другие предчувствия. «Сто двадцать» вышеперечисленных ответственных занятий уважаемого Мирослава Михайловича мало поспособствуют его полнейшей самореализации на новом посту… Который, перефразируя поэта, требует не читки с выражением, а полной творческой «гибели» - всерьез. Так как нынешняя наша «главная» опера - не только чинно сверстанная ежемесячная афиша (со старыми спектаклями-хитами Ирины Молостовой), это еще и сотни-сотни человек в раздутом штатном расписании… Большая половина из которых не выходит на эту сцену не то, чтобы месяцами, не сомневайтесь, - годами!
Отсюда ожидание каких-либо тектонических изменений. Извините, реформ.
Но таковых не будет. Поскольку новый художественный руководитель будет восприниматься (и сейчас воспринимается) в коллективе доброй «английской королевой».
Руководить подобным организмом - значит, «жить» в нем днем и ночью. Значит - думать не только о гастролях по европейским провинциям (за 50 долларов суточных), а стремиться к статусным выступлениям на самых престижных сценах планеты и бороться за рецензии ведущих газет, не уповая на заметки в хрониках текущих событий.
Стратегия обновления и продвижения этого театра в сонм лучших музыкальных центров Европы - вот над чем предстоит «музицировать» новому худруку. Ибо этот театр давно требует, естественно, бескровной, но все-таки «революции»… Как в связи с вопросом давно назревшей контрактной системы. Как в подходе к отбору лучших «голосов», «ног» и «нот». Как в аспекте раскрутки собственных звезд. Как в плане расширения своих же «площадей» (по примеру Мариинки и Большого, которые отчаянно сражаются за свои филиалы)… Так и в вопросе хотя бы поверхностной модернизации сайта. Хуже которого нет ни у одного театра столицы: обновляется нерегулярно, информация прокисшая, даже фотографий артистов не найти. (А штатных сотрудников на высоких зарплатах в этом театре, повторюсь, сотни человек!)
В любом случае - пока - иллюзий нет.
А есть лишь упование на галицкий «норов» замечательного композитора, который не позволит собою «руководить», а все-таки будет принимать самостоятельные стратегические решения. В остальном театр продолжит размеренное творческое существование в режиме артели «Тихе життя» из пьесы А.Корнейчука. В некоторых случаях возможна и другая вывеска: «Соловьиная роща».