UA / RU
Поддержать ZN.ua

Берлин оценил украинский ROCK-N-BOLL

На 62-м дубле Берлинский Международный фестиваль, если и не умерил свой политический пафос, то перевел его в несколько иное русло.

Автор: Ирина Зубавина

На 62-м дубле Берлинский Международный фестиваль, если и не умерил свой политический пафос, то перевел его в несколько иное русло. По признанию главы фестивальной команды Дитера Косслика, в фестивальную программу вошли фильмы, демонстрирующие, как политический климат в мире влияет на жизни простых людей. Таким образом события Истории представлены через отдельные судьбы задействованных участников - персонажей, вовлеченных в круговорот перемен.

Рейтинги фильмов основной конкурсной программы, ежедневно публикуемые в фестивальном издании Screen, как правило, не поднимались выше 3,3 балла. Именно такой балл держит фильм «Барбара» Кристиана Петцольда со звездой немецкого кино Ниной Хосс в главной роли. Барбара - врач из восточного Берлина. За любовную связь с западным немцем и попытку получить визу на выезд в западный сектор героиня сослана штази из столичной клиники в маленький провинциальный город. Снимая любовную историю, замешанную на политике, автору удается передать клаустрофобическую атмосферу убогой квартиры, где героиня словно задыхается, как рыба, выброшенная из воды. Постоянные обыски, слежка, доносы вынуждают Барбару называть свою страну «соцконцлагерем»… Внятно рассказанная история вызывает понимание, а Нина Хосс пока представляется явной претенденткой на награду за лучшее исполнение женской роли.

Герою картины Стивена Долдри «Чрезвычайно громко и запредельно близко» девять лет. Оскар пытается разгадать послание отца, погибшего при взрыве Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Зацепкой для поисков оказывается найденный мальчиком ключ в желтом конверте с надписью «Блэк». В телефонных справочниках Нью-Йорка Оскар обнаруживает 472 жителя с такой фамилией. Каждый день он отправляется на поиски владельца ключа, который связывает мальчика с памятью отца. Оскар знакомится с людьми разного социального положения, возраста, цвета кожи. Эти портреты вызывают особый интерес. Мир, казавшийся уютным и стабильным, неожиданно раскрывается другой стороной. Не в состоянии осмыслить его необъяснимую жестокость, мальчик стучит в бубен, отгоняя страх. Картина не злоупотребляет апелляциями к нашей коллективной визуальной памяти - взрыв башен-близнецов показан лишь раз. В центре внимания поставлены проблемы становления личности, взросления героя в стрессовой ситуации. Прекрасный актерский состав - Том Хенкс и Сандра Баллок. В роли старика-молчуна, сопровождающего Оскара в его исканиях, - Макс фон Зюдов. В таком звездном обрамлении не потерялся и юный исполнитель главной роли Томас Хорн. Фильм уже номинирован на премию «Оскар» как лучшая картина, а Макс фон Зюдов - как исполнитель роли второго плана.

О любви и семейных ценностях, о сложности человеческих отношений повествует фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» (продюсер Александр Роднянский). Действие происходит в небольшом городке штата Алабама в 1969 году и строится вокруг взаимоотношений двух семей, конфликта отцов и детей. После смерти Наоми, выполняя последнюю волю умершей, ее муж с детьми должен отвезти тело Наоми для захоронения на ее родину, где осталась прежняя семья женщины - муж и четверо детей. Боб Торнтон с тонкой иронией ведет повествование о том, как семьи встречаются, пытаются преодолеть вражду, ревность, страх, о сложностях взаимопонимания между поколениями. Оскароносный режиссер, «наследивший» на голливудской Аллее звезд, не снимал долгих 10 лет. Теперь, после вампирских фантастических историй, он решил создать нечто близкое его сегодняшнему мировоззрению. Не случайно Торнтон исполняет одну из центральных ролей в фильме. Его несколько несуразный персонаж оказывается летчиком-ассом, получившим серьезные ранения и ожоги во время вьетнамской войны. Он гордится своими боевыми наградами, но не участием в вооруженном конфликте, говоря, что со времен войны его постоянно преследует «торнадо в голове на фоне полного штиля вокруг».

Не вызывает сомнений, что Берлин - отличное место для начала прокатной судьбы любого фильма. Вероятно, поэтому в фестивальной программе Берлинале так много мировых премьер. Тенденция стартовать в рамках престижного кинофеста, открывающего кинематографический год, имеет и обратную сторону - программа не столько изобилует экспериментальными, поисковыми работами, сколько служит поддержкой бокс-офиса прокатных картин.

К мейнстримовским фильмам конкурса вполне может быть отнесена «Сестра» швейцарского режиссера Урсулы Мейер. Предприимчивый тинейджер Симон промышляет тем, что ворует лыжи, шлемы и прочую амуницию на модном лыжном курорте. Ему приходится самому зарабатывать себе на жизнь да еще помогать непутевой старшей сестре, которая терпит одну за другой неудачи с партнерами. Постепенно выясняется, что сестра вовсе и не сестра Симону, а мама. Их отношения складываются непросто. Однако финал вполне катарсический, оставляет у зрителя надежду на установление взаимопонимания в этой маленькой и не очень счастливой семье.

Не оправдал надежд фильм «Пленница» еще недавно радикального и прогрессивного режиссера Брильянте Мендоза. Новая работа, показанная в конкурсе основного соревнования, - проект, щедро профинансированный арт-студиями, с Изабель Юппер в главной роли. В основе ленты реальные события на Филиппинах 2001 года, когда группа террористов захватила 20 заложников и почти год водила их по джунглям. Скрупулезно реконструируя факты, автор пытается репортажностью подавить постановочность в смысле «литературности», но при этом, увы, одновременно исчезает художественность. В памяти остается лишь образ, созданный Изабель Юппер.

Поражает воображение визуальный ряд фильма греческого режиссера Спироса Статулопуса «Метеора» (или Метеоры - так называется известная местность в Греции, где отвесные скалы подпирают небо). На двух таких скалах, в полном смысле между небом и землей, расположены мужской и женский монастыри, разделенные непреодолимой пропастью. Непреодолимой, как запрет на плотские чувства между жителями этих обителей. И все же Он и Она встречаются в деревне, раскинувшейся у подножья скальной гряды, влюбляются, борются с влечением, но безоговорочно проигрывают в этой борьбе…

В рейтингах «Метеора» и «Пленница» расположились практически рядом, получив соответственно 1,9 и 2 балла. При этом «Пленница» заработала один черный крест - знак полного неприятия фильма одним из членов screen-жюри.

***

Фестиваль - это не только фильмы, но и сопутствующие творческие акции. 10 февраля состоялось официальное открытие украинского информационного стенда - официального представительства нашего кино на Европейском международном кинорынке. Стенд открыт в отеле Marriott. Желающие могли получить каталоги с перечислением фильмов 2011-2012 гг. производства, где, кроме информации о самых свежих фильмах и кинопроектах, приближающихся к завершению, представлены сведения о структуре отечественной киноиндустрии.

Состоялась и презентация украинского киноархива - Национального центра Александра Довженко. Интерес киноманов вызвала презентация первого тома подарочной коллекции DVD-дисков с записями украинской киноклассики - отреставрированных фильмов 1920-1930-х годов. Первый том содержит 35 копий фильмов отечественного киноантиквариата.

В рамках работы киностенда показали фильм Дмитрия Приходько ROCK-N-BOLL и представили картину Михаила Ильенко «ТотКтоПрошелЧерезОгонь».

В дружеской обстановке, подогретой официальным коктейлем, Украинская ассоциация продвижения фильмов поведала о своих планах международного сотрудничества, и презентовала фильмы «Кобзари»
О.Санина, «Поколение» М.Слабошпицкого, «Аутсайдер» В.Яковенко, «Зеленый жакет» В.Тихого, а также альманах «Украина, goodbye!».