UA / RU
Поддержать ZN.ua

AVANTI, DILETTANTI!

На самом деле счет Цюрихского фестиваля независимых театров 2001 года был в пользу театров профессиональных живых поисковых...

Автор: Алексей Кужельный

На самом деле счет Цюрихского фестиваля независимых театров 2001 года был в пользу театров профессиональных живых поисковых. Но тридцатилетняя репутация этого театрального форума позволяет представлять зрителю эксперименты в высшей степени рискованные.

Под тем же названием, что и эта статья, вышла рецензия на спектакль «Король Бабу», обозначивший в афише своей драматургической основой знаменитую пьесу Жари «Король Убю». Однако совместный нигерийско-английско-швейцарский проект оказался примитивным переложением политической ситуации в стране частых переворотов.

Начало спектакля было многообещающим. При входе зрителей досматривали на наличие металла, в фойе значительное количество охраны в штатском, в зале их коллеги молчаливо и строго руководили рассадкой зрителей.

Но... юмор оказался в том, что пролог этот не был придуман режиссером, а вызван присутствием на спектакле посла Нигерии. И впрямь, весь мир — театр, правда, военных действий.

Экспериментом погуще был спектакль «Крик» (из сочувствия имена автора и исполнителя опускаются). В абсолютной темноте зажигалась спичка, свеча, зажигалка, и актер кричал, потом темнота и тишина, и снова крик. Надо признать разный — истошный, радостный, сдержанный. И так пятьдесят минут.

Но публика, публика какова! При средней цене билета тридцать долларов все залы полны, все досматривают до конца и неизменно в финале приветствуют артистов стоя. Большей частью поделом.

Для спектакля «Пикник» нидерландского театра «Визави» была выстроена специальная площадка с крышей, позволяющая показывать одновременно с одной стороны сам спектакль, а с другой его закулисье. Зрители размещались на расположенных друг напротив друга амфитеатрах, в антракте переходили с одного на другой. «За кулисами» буффонада на тему проведения спектакля: актеры переодеваются, курят, перекусывают, ссорятся, флиртуют, вскакивают в образ и вылетают на сцену. Кто-то забывает утюг на гладильной доске, тот ее прожигает, падает, тянет за собой удлинитель и прожектор, который попадает в бочку с водой. Все взрывается. Кулисы, арлекин, ферма с прожекторами срываются и падают в сантиметре от зрителей. «Ку-ку, ку-ку» — озвучивает лесную идиллию на сцене помреж. Все в дыму. Антракт. Спектакль, разыгрываемый на сцене, представляет собой комикс на тему раздела денег смертельно раненого гангстера выехавшей на пикник семейной парой. Они топят в лесном туалете случайного свидетеля-лесника. Стреляют, ранят и добивают друг друга, а радостная парочка грибников прибирает к рукам чемоданчик с деньгами.

Но смысл разыгрываемого в поклоне. Пристальный взгляд артистов, достоинство и ирония складывается в вопрос к зрителю: вы так смеялись! Вы этого хотите от театра?!. Вопросов нет! Мы сбацаем еще!

Чарующий атмосферностью спектакль «Нихил, нула» венецианского театра «Метастазио ди Прато» достиг желаемого сопереживания зрителей на третьем представлении. Дель-артовские персонажи сегодня — сочувствующий всем, нежный добрый гей и эмансипированная коломбина, все расставляющая по местам.

По идеально гладкому полу (театр возит его за собой двумя фурами) скользят, плывут, летают влюбленные. Только быт переводит их в привычный шаг. Не складываются любови, не живут сказки, фантазии о любви крушит реальность. Любить трудно, жить хочется легко. Может, не стоит любить? А может быть, надо жить? Жить во имя жизни! Жить без любви! Праздновать этот дар Божий каждое мгновение в холоде, бездружьи, безденежьи.

Этими же вопросами не просто существуют, а вдохновляются актеры — персонажи спектакля «Дневник». Творческая группа бельгийского театра «Де Ондернеминг» декларирует коллективный театр, равновзносный и равноответственный для актеров, режиссеров, художников. Все они не то чтобы брезгуют эффектами! Они используют их лишь в том случае, когда это помогает выявить глубинную суть. Так, радиомикрофоны, используемые у нас в залах с хорошей акустикой для демонстрации технического благополучия театра, здесь, в момент, когда, казалось, иссякла сила голосов, донесли до зрителей звучанье душ артистов. Словом, эти два последних спектакля получили приглашения на IV Международный театральный фестиваль «Київ травневий». Конечно, не обойтись без поддержки Итальянского культурного центра, посольства Бельгии в Украине. Но то, что спектакли на будущий фестиваль приглашаются не в слепую, уже шаг вперед.

Всего в афише было около тридцати спектаклей, шоу, концертов. Восемнадцать дней город жил фестивалем. И если «Києву травневому» посчастливилось в этом году разместить свой логотип на проездных документах, то в Цюрихе сам билет на спектакль удостоверяет право на бесплатный проезд.

А спонсоров, а меценатов, а благодетелей! Не перечесть. Вот бы нам такое.

Впрочем, есть одна составляющая, которую не позаимствовать ни у какого фестиваля, — его атмосфера. В Цюрихе все спектакли проходят в парке на берегу великолепного озера. Между театрами и театриками, временными и стационарными (скажем, в помещении яхтовой верфи) располагаются ресторанчики и кафе с экзотической пищей. На аллеях парка выступают клоуны, жонглеры, даже массажисты. Дилетанты здесь в чести. Зрители до и после спектаклей становятся участниками микрошоу. Много импровизаций, шуток, приколов и возможностей стать щедрым меценатом артистов.

Один из них, в финале бросив шляпу перед зрителями, провозгласил: «Мое шоу — Ваше шоу, Ваши деньги — мои деньги!».

P.S. На фото мы с актрисой и директором театра «Сток» Эрикой Ханслер у подаренного в складчину зрителями к юбилею театра автобуса. Ее спектакль «Мадайкара» по алтайскому эпосу и картинам швейцарского художника, лауреата Нобелевской премии Пауля Кли можно будет увидеть в мае 2002 года на фестивале «Київ травневий».