В этих заметках - лишь небольшой срез фестивальных дней.
Театральный форум в Херсоне не ограничивается общеукраинским масштабом, он является действительно событием европейского веса. Показательно, что театральной части фестиваля предшествовала международная конференция "Культурная дипломатия в контексте современной европейской и отечественной драматургии". Драматурги, переводчики и искусствоведы из Украины, Португалии, Турции, Грузии представляли международный проект португальского и херсонского театров, организовали для студентов и преподавателей мастер-класс, во время которого делились с ними своим опытом.
Особое внимание привлекла весть о проекте португальского режиссера Руи Мадейры, который намеревается в ближайшее время поставить на сцене херсонского театра пьесу "Легенда о Педро и Инеш".
Открытие "Мельпомены Таврии" состоялось в Херсонском областном академическом музыкально-драматическом театре им. Мыколы Кулиша. Зрители получили возможность увидеть выступления 36 театральных коллективов из Румынии, Грузии, Израиля, Беларуси, Польши, Молдовы, Турции, Азербайджана, Литвы, Армении, Украины.
Главные режиссеры и сценаристы-постановщики - участники фестиваля - были единодушны в своем убеждении: никакие политические перипетии не должны стоять на пути прогресса украинцев.
Выбор Месхетинского (Ахалцихского) профессионального драматического театра (Грузия), спектаклем которого открывалась театральная часть фестиваля, не был случайным. Пьеса украинского классика Ивана Франко "Украдене щастя" в который раз заставила по-настоящему пережить судьбы героев.
Актерское умение здесь умножилось на талант литовского режиссера Линаса-Мариюса Зайкаускаса. В постановке - минимум декораций, а из озвучивания вне сцены - лишь лай собак и мистерийные украинские песни и мелодии. Приобщились к участию в спектакле и четыре вокалистки театра им. Мыколы Кулиша. Известный режиссер настаивал, чтобы аутентика полилась к слушателям голосами аутохтонов. Бытие подтвердило: разрушенные судьбы не имеют будущего. Величие Ивана Франко именно и заключается в умении донести мысль, что порабощенный и бездержавный народ обречен барахтаться в трагических сетях погони за личной выгодой, потери любви к ближнему и вынужденному выживанию.
В течение всей фестивальной недели жители Херсона и немалый десант влюбленных в театр людей смогли посмотреть 38 спектаклей. Прибывших из Львова, Одессы, Харькова, Николаева, Полтавы и, конечно же, Киева именно для просмотра конкретных сценических постановок, как и искателей эстетического наслаждения от игры актеров, приходилось встречать ежедневно и неоднократно.
В эти дни можно было убедиться, что Украина не плетется в хвосте в сфере сохранения и распространения культуры.
Как и в предыдущие годы, организаторы фестиваля не ограничились сценой Херсонского драмтеатра. Были задействованы и другие локации, а некоторые спектакли проходили под открытым небом.
Так, актеры Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Мыколы Кулиша свой моноспектакль "Иуда" по мотивам поэмы Леси Украинки "На полі крові" (режиссер Сергей Павлюк, в роли Иуды - заслуженный артист Украины Сергей Михайловский) показали прямо под стенами исторического храма Святой Троицы.
Замечу, что ясный день никоим образом не обеднял световых эффектов, а игра актера не оставляла равнодушными даже случайных зрителей. Показ этого спектакля на фоне храма - действенное доказательство уместности и дальнейшего развития практики сотрудничества художников и духовенства. Ведь никто, кроме них, не вернет украинцам уничтоженной во времена коммунистического атеизма духовности.