UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Арсенал" сажают на шпагат

В пятницу, 13-го (май 2016-го), возможно, прояснится небо над "Мистецьким Арсеналом". В марте-апреле, напомню, заметно сгустились тучи над известным культурным и музейным комплексом. Который в народе считают "лучшим делом, которое сделал В.Ющенко". В свое время именно он открыл ворота проекта.

Автор: Олег Вергелис

В пятницу, 13-го (май 2016-го), возможно, прояснится небо над "Мистецьким Арсеналом". В марте-апреле, напомню, заметно сгустились тучи над известным культурным и музейным комплексом. Который в народе считают "лучшим делом, которое сделал В.Ющенко". В свое время именно он открыл ворота проекта.

В середине мая истекает контракт действующего руководителя "Арсенала" (генерального директора Н.Заболотной). И сразу после пятницы 13-го - после решений сверху (с ул. Банковой) и инициатив снизу (культурная элита) - жизнь "Арсенала" может обрести перспективы, которыми нас не удивишь.

Корень проблемы, прорастающий в роковое 13-е т.г. как раз и заключается в том, что слишком бурно дебатируется светлое будущее "арсенальской" территории. Как сектора сугубо культурного? Или же как сектора экономического (со всеми оговорками)?

Образовался интересный шпагат, на который должен сесть "Арсенал".

С одной стороны его тянет за ногу как бы собственник ДУС (Державне управління справами при адміністрації президента). А у ДУСа, как известно, всегда припасена пачка аргументов для удержания этой территории поближе к АП.

С другой стороны, у культурной общественности Украины есть несгибаемая позиция сохранить здесь сектор чистой культуры. Со всеми ее выставками, перформансами, прениями, бурлениями.

За "чистую культуру" и ее апостолов-менеджеров после реверансов со стороны ДУСа, едва ли не горой встали все деятели культуры, способные держать в руках ручку. Они адресуют свои автографы (письма-требования и письма-просьбы) и лично г-ну президенту, и непосредственно ДУСу. Среди болельщиков за культуру подлинную: Анатолий Криволап, Иван Малкович, Мирослав Попович, Роман Кофман, Роман Балаян, десятки издательств, различные общественные организации, Украинский комитет Международного совета музеев (ICOM), музейный совет при Минкульте (и лично В.Пиоро), многие-многие другие.

Еще на первых порах нынешнего сюжета активность культэлиты было спровоцировала вероятность назначения нового руководителя "Арсенала" - с применением процедуры конкурса для объектов хозяйственной деятельности государственного сектора экономики. В то время как "Арсенал" - институция культурная. Посему, исходя из логики, необходимо руководствоваться нормами Закона Украины "О культуре", а не постановлением Кабмина №777 от 03.09.2008 г.

Шпагат - очевиден.

ДУС, вероятно, воспринимает "Арсенал" как сектор в бОльшей степени экономический, апеллируя к соответствующим документам.

Культурная общественность (в лице, например, Украинского комитета Международного Совета музеев, ICOM), которую не испугаешь казуистикой-эквилибристикой, трясет архивы и напоминает: во время передачи "Арсенала" непосредственно ДУСу, согласно указу президента Украины № 808 от 31.08.2007 г., подчеркивалась необходимость создания именно культурно-музейного комплекса. Это - априори.

Если и существуют какие-либо "интересы" в связи с этой институцией, они должны быть сугубо культурными, просветительскими.

Фигурой, за которую схлестнулись противоборствующие сектора - экономический и культурный, - ожидаемо оказалась г-жа Заболотная. Нынешний гендиректор "Арсенала", красивая женщина. Но не только в этом ее достоинство.

При всех возможных мнениях (в отношении именно этого руководителя) существуют неоспоримые аргументы, которым обязаны руководствоваться как экономисты, так и культрегеры разных вероисповеданий.

Поэтому декларирую жанр заметки как "голос поддержки". Не только конкретного человека, оказавшегося в "Арсенале" периода "шпагата", но и в поддержку логики и здравого смысла. А также того формата реформ, о котором грезят все теперешние громогласные реформаторы…

Напомню, аргументы подразумевают в действенности и результативности, креативности и способности качественно преображать пространство не только внутри рабочего кабинета, но и внутри страны.

Миллионы посетителей "Арсенала" за последние пять лет - факт. Шесть десятков громких акций за пятилетку - аргумент. Ликвидация долгов по зарплатам и спасение от разрухи стен самого комплекса - неоспоримая данность.

В перечне действенных шагов, которые, возможно, кто-то и пытается поставить под сомнение, есть, на мой взгляд, важнейший. Киев в период накопления вторичного капитала (когда, казалось, продали и украли уже "все") благодаря теперешнему менеджменту комплекса получил уникальный культурный европейский ландшафт в центре европейской столицы. Место силы и притяжения всех адекватных культурных людей. Которые и выстраиваются в длиннющие очереди, пытаясь попасть на то или иное мероприятие (только за несколько дней недавнего "Книжного Арсенала" этот культландшафт посетили около 100 тыс. чел.).

Короче говоря, шпагат "Арсенала", или аэробика, разыгрываемая ДУС, замыкается именно на фигуре руководителя, отстаивающего в первую очередь - приоритеты культуры.

Как стало известно ZN.UA, после пачки писем в АП от художников, передвижников, деятелей, литературы и кино (поддерживающих позиции конкретного руководителя), в ДУС вроде согласились на проведение конкурса в "культурном" формате. Исходя из последних законодательных постулатов.

Впрочем, "вроде" еще не значит, что разум когда-нибудь победит. В ситуации образовавшегося "шпагата" не исключены разнообразные телодвижения и различные сценарии.

Например, первый сценарий: сразу после 13-го мая ДУС назначает нынешнего директора - "и.о." (до официального объявления конкурса), и все идет как бы своим путем. Второй возможный сценарий: АП по своему хотению и собственному велению засылает казачка в статусе и.о. И с этой мизансцены может развернуться то, что и было обозначено выше как экономический сектор.

По некоторым версиям, экономический сектор в этой ситуации для некоторых заинтересованных сторон связан вовсе не с картинами, не с корзинами и даже не с картонками. Экономсектор - в ареале "Арсенала" - гектары земли. Каковых почти 10 га. Это - общая площадь "Арсенала". Но "экономистов", очевидно, интересует та территория, которая как бы скрыта от глаз посетителей. Это около 5 га еще не освоенного счастья. В центре столицы.

То есть - в перспективе - это десятки миллионов долларов. Которые можно получить, "освоив" все это в обход ЮНЕСКО (у нас, как известно, могут заручиться даже автографом Будды, если решат что-то освоить и что-то построить).

Около 5 га на Печерске - на арсенальской исторической территории -серьезная перспектива, за которую интересно бороться.

Если версии о "борьбе" именно за эти 5 га (а не столько за выставки внутри "Арсенала") - истинны, то дальнейший ход событий либо подтвердит, либо опровергнет их. То есть сама процедура конкурса на должность будущего руководителя "Арсенала" как раз и проявит интересы интересующихся и аппетиты голодающих.

Правда, конкурс как таковой (даже в обновленных и вылизанных депутатами параграфах) - процедура далеко не идеальная, чтобы не повернуть дышло телеги в нужное направление.

Скажем, конкурсная комиссия состоит из трех сегментов. Трудовой коллектив, общественные организации, представители "собственника". Во втором и третьем случае, зная, как у нас умеют режиссировать плохие спектакли, могут найтись и выгодные общественники, и скелеты в шкафах. И все, что угодно, лишь бы в ситуации шпагата победила та нога, отвечающая сугубо за сектор экономики.

Так что ставки высоки, а аппетиты - велики.

И на кону будущее не столько конкретного руководителя, сколько главного на сегодняшний день культурного ареала столицы.

Риторика по этому и иным поводам, связанным с процессами теперешнего реформирования культурной сферы, на мой взгляд, должна в первую очередь защищать не культуру (как некую абстракцию), а личности в культуре, которые на подобные реформы действительно способны - реально и результативно.

…Их немного, но они есть. Они не святые, но способны каяться. Они болеют за общее дело, а нам самим не грех в сложный период испытаний оказаться в ряду их соратников.

Ушло одно "правительство реформаторов". Пришло другое...

И если после их "реформ" окажутся отжатыми исторические земли, если после них самих останутся не ареалы культуры, а выжженная земля, то, простите за образность, это уже не "правительство реформаторов", а - "правительство терминаторов". Цель которого - уничтожить живое, творческое, либеральное, национальное, патриотичное, европейское, креативное. И на отжатом поле построить себе небоскреб.

Факты

"Мистецький Арсенал" - национальный культурно-художественный и музейный комплекс, созданный в 2005 году. Начал свою экспозиционную деятельность в 2009-м. За период с 2009 года "Мистецький Арсенал" посетили около 3 миллионов человек. Одним из самых ярких и масштабных международных проектов стала Первая Киевская биеннале современного искусства ARSENALE-2012. В которой приняли участие 100 художников из 30 стран мира и где побывали более 130 тыс.человек.

Выставочная площадь "Мистецького Арсеналу" в зимнее время - 12 000 кв м, в летнее - 24 000 кв м.

Площадь земельного участка вокруг комплекса - 9,8 гектаров.

Наиболее посещаемые проекты: Международный фестиваль "Книжный Арсенал" - около 100 тыс. человек за 5 дней; Первая Киевская биеннале современного искусства ARSENALE-2012 - 130 тыс. человек за 2 месяца; выставка "Мария Примаченко. Неосяжне" - около 100 тыс. человек за 40 дней.

Отзывы:

- "Арсенал" - удивительное место, где присутствует сильный дух. Уверен, в его проектах должны сотрудничать художники украинские с художниками мирового уровня. Для меня было честью работать с украинской командой над Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE-2012". (Дэвид Элиот, британский куратор и исследователь современного искусства).

- "Арсенал" является важным культурным объектом не только для Украины, но и для Европы. При этом нужно отметить, что таких уникальных зданий и таких масштабных действующих культурных институций в мире не так уж и много. Необходимо сделать все возможное, чтобы он был достроен и стал частью единого комплекса, включающего Лавру и "Мистецький Арсенал". (Дитер Богнер, австрийский исследователь искусства и архитектуры).

P.S. Развитие сюжета вокруг "Арсенала" - в ближайших номерах ZN.UA