В столице завершился Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM. Фестиваль радовал публику в креативном пространстве Арт-причала на Набережно-Крещатицкой.
Тема фестиваля - "Облачко пыли" - одновременно апеллировала к украинским общественным сдвигам и мировым технологическим трендам: после глобальных изменений в Украине в воздух будто поднялось целое облако пыли, которая мешает увидеть реальное положение вещей вокруг.
Это облако может отнести ветром, или же пыль просто осядет. С другой стороны, облако (CLOUD) может скрывать в себе и хранить множество информации из разных уголков мира.
Четыре дня фестиваля представили различные жанровые и тематические "облачка-программы": современная анимация в музыке, анимация в рекламе, анимация 18+, экспериментальная анимация, коллекция лучших работ за всю историю фестиваля Best of 10 years Linoleum, программа Best of Animate Cologne, от CologneOFF из немецкого Кельна и, конечно, показы работ победителей и конкурсантов. Но кроме эмоциональных впечатлений у фестиваля были и чисто практические результаты. Жюри LINOLEUM во главе с Давидом Черкасским распределили призовые места и награды следующим образом.
"Лучший украинский анимационный фильм" (и приз в размере 1 тыс. долл.) за ленту "Девочка с рыбьим хвостом" получил режиссер Сергей Мельниченко. Фильм снят в технике стерео 3D (впервые в украинской анимации, кстати) с бюджетом в
1 584 561 грн. - 100% государственного финансирования. Грант от Фонда Михаила Царева для поддержки украинской детской анимации в размере 5 тыс. грн получила научно-производственная студия "Красная собака" Сергея Мельниченко и Елены Голубевой, на который была снята "Девочка".
Специальными сертификатами жюри - в составе Wilfried Agricola de Cologne (Германия), Мотомичи Накамура (Япония), Влада Троицкого, Александра Соловьева, Лилии Млинарич, Егора Олесова, Владимира Лыкова, Михаила Царева и Романа Балаяна - отметило Даниэля Сальжика (Хорватия) за фильм "Прозрачный человек". Поощрили также: Марину Карпову (Россия) - за лучший анимационный фильм для детей "Буренка"; Симону Медар и Фредерика Эно - за оригинальное раскрытие темы в анимации "То вверх, то вниз"; Бориса Бубнова (Украина) - за художественные решения и оригинальную анимацию "Кока Кола всегда"; а также 20 аниматоров из девяти стран - за коллективное сотрудничество в создании фильма-клипа "Совы нежные".
Всего в конкурсную программу вошли 50 фильмов - их выбрали из более чем 120 работ, представленных 30 странами мира.
- Этот проект родился в РФ, но в последнее время я стал ловить себя на мысли, что занимаюсь самоцензурой, отбирая работы для феста, - говорит основатель и идеолог LINOLEUM Михаил Царев. - Никто напрямую нам ничего не запрещал. Но понимаешь, что какие-то национальные провокации в анимационных фильмах, сцены насилия могут вызвать множество ненужных проверок и вопросов у власти. Из-за такого ощущения духоты в Москве перестал получать удовольствие от фестиваля. Закрыл бы его, но после Майдана друзья посоветовали перевезти "Линолеум" в Киев. Мне кажется, украинцам этот фестиваль нужнее сейчас. Вижу, что страна не живет только войной. Здесь и с культурой все в порядке.
Главной звездой LINOLEUM-2015 стал анимационный самурай, мировая звезда VJ Мотомичи Накамура со своими арт-перформансами. Человек мира Мотомичи последние четыре года живет в Эквадоре. Работая в анимации, видеоинсталляции, цифровой графике, виджеинге, он исповедует абсолютный минимализм в работе с цветом и графическими элементами, а также обращается к базовым человеческим эмоциям и страхам. Цифровой художник-аниматор работал во многих странах практически во всех областях цифрового медиа. Его анимация и графика в основном базируются на трехцветовой палитре: черный, красный и белый цвет, что само по себе уже является гиперпрофессионализмом, - опять же подвластным только жителям страны восходящего солнца. В Киеве он показал очаровательный маппинг с человечками-инопланетянами под новым Гаванским мостом, провел мастер-класс и устроил ультрамодную вечеринку с виджеингом, диджеингом, танцами и зашкаливающими эмоциями.