Малая галерея "Мистецького Арсеналу" (улица Лаврская, 10) на этой неделе на три дня была отдана под проект "Театр Життя…" - фотоэкспозицию Руси Асеевой.
Когда листаешь ленту Facebook, и те или иные ее фото случайно выскакивают на мониторе, просто так "лайкнуть" или "перепостить" иногда не получается. Черно-белые сюжеты обязательно втянут в свою энерговоронку: заставят подолгу всматриваться в два цвета, в десятки глаз.
Как правило, это снимки тяжелобольных детей, которых она находит в разных украинских больницах. И ее камера чувственно и строго фиксирует мгновения мало-помалу угасающих вечностей.
Десятки глаз смотрят отрешенно, восторженно, иногда беззаботно.
Но чаще - очень-очень печально.
"Руся, ты где?!" - "В Белой Церкви, в больнице…". Проходит неделя: "Где тебя носит?" - "Я в Запорожье - в больнице…".
Ее маршруты и профессиональные перипетии насыщены и драматичны. Ее можно назвать фотографом-волонтером, который помогает и поддерживает тяжелобольных. Ее же можно назвать и фотографом-сталкером. Поскольку обладает тайными знаниями "запретных территорий человеческой жизни" и является туда как проводник милосердия.
Со многими своими маленькими героями-воробышками, запечатленными на разных снимках в больницах, у нее завязываются продолжительные дружбы, приятельские романы. Она все знает о диагнозах, о тревогах родителей. Но не подаст виду, что жизнь может оборваться, а луч солнца - погаснуть.
Если вдаваться в подробные рассказы таких дружб с конкретными детьми, можно соскользнуть в жанр слезливой спекуляции (чего не хотелось бы в этих заметках).
Но вот скажем, однажды Руся привязалась к 16-летнему Коле, которому был поставлен трагический диагноз. Возникла надежда: на некоторое время ему стало лучше, он даже вернулся домой к маме. Но победил рОк.
СМС-ка от его мамы посреди ночи стала стрессом: "Коли больше нет…".
На киевской фотовыставке один снимок разбивает сердце и морозит душу. Больничная палата, а у кроватки - детская обувь, но сама кроватка -
пуста…
Уже ушедший ее приятель Коля (но все же оставшийся на ее фото), а также не потерявшие надежды на исцеление десятки других детей - это ангелы, которые поют внутри ее черно-белых снов добрыми голосами.
Ее маршруты в такие больницы – путь по гвоздям. Трудно представить, какую нужно иметь силу милосердия, чтобы почти ежедневно прикасаться - к этому. К этим.
Она не боится подобных прикосновений. И каждый раз чужую боль пропускает через себя. Возможно, поэтому мир ее снимков - исключительно черно-белый. С каких-то пор, очевидно, после стольких-то наблюдений и прикосновений, все и расслоилось - на черное и белое, на свет и тень, на жизнь и смерть.
Тот, кто встречал ее фото в Facebook (или на фотовыставках благотворительных фондов), запомнят детские взгляды, глаза.
Так, как она умеет поймать и раскрыть взгляд ребенка (да и взрослого тоже), - этому не научишь: это идет изнутри.
Когда внимаешь взглядам воробышков в кроватках, в памяти пляшут стихи одной ялтинской школьницы:
"Глазами чьими
я смотрю на мир?
Друзей? Родных?
Зверей? Деревьев? Птиц?..
Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Я голос свой теряю в голосах
Лесов, полей,
дождей, метелей, ночи…".
Смысл и суть ее снимков отражает прекрасное украинское слово - "світлина". В глазах на фото (а также в сдавленных немых голосах, которые теряются в метели и в ночи) - подлинный свет, побеждающий темень.
С некоторых пор Руся стала еще и мастерским театральным фотографом. Казалось, столкновение ее строгого лирического реализма (в детских больницах) и сценического экспрессионизма (на репетициях, во время спектаклей) может быть несовместимым: одно с другим не уживется.
Вышло наоборот. Фиксируя прекрасные мгновения спектаклей "Оскар и Розовая дама" (Ивано-Франковский театр), "Це все вона" (Киевский Молодой театр), "Слава героям" (Театр "Золотые ворота"), Руся открывает в этих постановках то, что, не каждый театрал заметит. Она обнажает нервную систему сценических сюжетов. Не только "фиксирует", но иногда углубляет смысловую суть, упакованную в эфемерность талантливых режиссерских и актерских оберток. Ее камера вписывает некоторые сценические сюжеты в черно-белую вечность.
Увы, игра судьбы порою бывает чрезмерно жестокой. Вот и в этот раз, в день открытия фотовыставки в "Арсеналі", случилось непоправимое: ушел из жизни самый родной ее человек – отец. И открывали фотовернисаж без нее. И разные глаза на фото тихо грустили, сдерживая слезы.