UA / RU
Поддержать ZN.ua

Alfa Jazz Fest, галицкая жара

Львовский Alfa Jazz Fest прошел уже в шестой раз. По оценке обозревателя британской газеты The Guardian Адама Мак-Каллоча, этот форум - в десятке лучших европейских джазовых фестов. То есть в одном ряду с Монтрё и Фестивалем Северного моря в Роттердаме. На долю выступивших во Львове западных джазовых звезд суммарно пришлось около 50 Grammy.

Автор: Ольга Кизлова

Львовский Alfa Jazz Fest прошел уже в шестой раз. По оценке обозревателя британской газеты The Guardian Адама Мак-Каллоча, этот форум - в десятке лучших европейских джазовых фестов. То есть в одном ряду с Монтрё и Фестивалем Северного моря в Роттердаме. На долю выступивших во Львове западных джазовых звезд суммарно пришлось около 50 Grammy.

Три основные и четыре дополнительные львовские джазовые сцены приняли около 200 музыкантов. Это джазмены из США, Кубы, Австралии, Великобритании, Швеции, Германии, Нидерландов, Польши, Австрии, Франции, Италии, Мексики, Доминиканской Республики. Естественно, из Украины.

И ни одного джазового музыканта - из РФ.

Фото Ирины Середы

За годы своего существования Львовский музыкальный форум превратился в своего рода место силы и место притяжения - для многих селебритис. Для которых само пребывание на подобном мероприятии - эдакий знак престижа, "избранности". Хотя не уверена, что многие наши политики-бизнесмены-спортсмены, слушавшие джаз, этот самый джаз - расслышали… Среди гостей Alfa Jazz Fest: Марина Порошенко с детьми, Виталий Кличко, Михаил Саакашвили, Юрий Луценко с супругой. Из РФ заглянул Леонид Парфенов. Естественно, важное лицо здесь - бизнесмен Михаил Фридман. Уроженец Львова, он уже который год дарит родному городу подлинный джазовый праздник.

Старт фестивалю на площади Рынок задал совместный проект львовского молодежного симфонического оркестра INSO и украинско-американского композитора и пианиста Вадима Неселовского. Авторская программа представляла синтез украинских народных мотивов, стилистики Стравинского, Гершвина. Проще говоря, синтеза фолка, симфоджаза и crossover.

Коктейлем молодых амбиций и выписанных синкоп ловко управляла главный дирижер оркестра Днепровской филармонии Наталья Пономарчук.

А уже первый официальный фестивальный вечер - главная сцена им. Эдди Рознера. Народу - не пробиться! И не мудрено. В этот вечер играл обладатель двадцати Grammy Пэт Метини и его квартет.

Два с половиной часа американец менял гитары, которых я насчитала 5 или 6, в том числе знаменитую многострунную Picasso guitar со звуком, близким лютне, ситару и нашей кобзе. Играл свои старые хиты, а их в имеющихся 40 альбомах, достаточно: Bright Size Life 1976 года, Last Train Home 1987-го, Question And Answer 1989-го. Один стандарт сыграли - How Insensitive - боссанову Жобима в дуэте с Linda Oh, но без темы, просто импровизировали по гармонии. Были и новые композиции. В том числе со стартовавших в этом году The Unity Sessions и Cuong Vu Trio Meets Pat Metheny.

Коллеги аккомпанировали мэтру слаженно. Наиболее пристальное внимание привлекала маленькая, "жилистая" австралийка - в академическом черном туалете, с непроницаемым выражением восточного лица, отличной техникой, а контрабас ее издавал грудной, глубокий звук.

Концерт прошел "на ура". После выступления американской звезде была вручена ежегодная награда - премия "Золотой Лев".

Уже на следующий фестивальный день Львов покорил индиец Трилок Гурту. Он, возможно, наиболее известный в мире ударник, сочетающий этнические и джазовые мотивы, в прошлом - участник популярной джаз-фолк-группы Oregon. Играет на индийском ударном инструменте табла и европейской установке, при этом напевая мотивы раг.

Артист посетил Львов уже во второй раз. Два года назад он давал на фестивале мастер-класс. На протяжении долгой карьеры Трилок Гурту сотрудничал с Джоном Маклафлином, Терье Рипдалом, Гэри Муром, Яном Гарбареком, Джо Завинулом и многими другими.

Такое впечатление, что весь город жил джазом. Например, в парке были два абсолютно разных по стилю сета. В первом выступил квартет старшего из шести братьев Марсалисов, саксофонист Брэнфорд (на первом AJF играл его брат-трубач Уинтон). Квартет показал результат своего неожиданного сотрудничества с известным белым джазовым баритоном, лауреатом Grammy Куртом Эллингом. Его сравнивают с Фрэнком Синатрой. Голос действительно похож, но гораздо более развитая импровизационность выгодно отличает выразительный вокал львовского гостя. А безукоризненное искусство Марсалиса, отмеченное тремя Grammy, запомнилось удивительной элегантностью, даже изысканностью. И в ближайшем будущем оно воплотится в новом альбоме Upward Spiral.

C Марсалисом и Эллингом диск записали известный у нас участием в Jazz In Kiev-2013 отличный пианист Джоуи Кальдераццо, басист Эрик Ревис и барабанщик Джастин Фолкнер. Этим же составом музыканты выступили во Львове.

Срезу же за ними на украинской сцене дебютировал легендарный американский джазмен Артуро Сандоваль. Музыкант начал карьеру трубача на Кубе, откуда он родом и где в юности стал украшением знаменитой группы Irakere, прославившей кубинскую музыку.

Артуро Сандоваль
Фото Ирины Середы

Мне доводилось слышать десятикратного лауреата Grammy в Каунасе 10 лет назад. И тогда он играл не только на трубе, но и на ударных, на клавишах, а еще - прекрасно пел. И в этот львовский вечер музыкант превзошел самые смелые ожидания. 66-летний ветеран и его пятеро коллег буквально "порвали" аудиторию своим шоу в самом благородном, интеллигентном из возможных его вариантов. Артист казался неутомимым, был весел, приветлив. Прекрасный звук, певучесть, ровность, бархатность тембра…

Третий день на подмостках Э.Рознера был "женским". Выступила Дайана Ривз, получившая свою пятую Grammy год назад за новый альбом Beautiful Life. Она исполняет ритм&блюз, соул, баллады (понравились слушателям The Man I Love, Wild Rose). После концерта на мой вопрос об Украине добродушно похвалила наших слушателей.

Перед началом второго сета backstage я встретила молодую звезду Эсперансу Сполдинг. Красавица была со своей фирменной прической "Анжела Девис": огромным, вьющимся "мелким бесом" черным одуванчиком вокруг головы. Спустя пять минут звезда уже вышла на сцену в красивейшем облегающем белом брючном костюме и картонной короне, украшенной кусочками микросхем, проводками и стекляшками. Ее лицо обрамляли дреды и оттеняли огромные белые очки. В ее выступлении участвовали вокальное трио и гитарист Мэттью Стивенс. Барабанщик Джастин Тайсон возвышался на помосте за пластиковым экраном. На сцене - скромные декорации: небольшая то ли горка, то ли елка, укрытая серыми капроновыми лоскутами, и невысокий книжный шкаф с томиками на полках.

Эсперанса в основном пела, изредка подыгрывая на бас-гитаре. Все композиции были не только "пропеты", но и, скорее, разыграны и чем-то напомнили оперные арии.

Эсперанса Сполдинг
Фото Ирины Середы

В синтетическом действе соединились вокал, инструментальное сопровождение, хореография, пантомима, актерская игра, костюмы, плакаты.

Солистке-лидеру подыгрывали (в смысле актерства) все находившиеся на сцене. Это был небольшой спектакль на тему свежайшего альбома Emily's D+Evolution, релиз которого состоялся 4 марта этого года.

Эсперанса соединяет стили jazz, neo-soul, fusion. Голос - своеобразный, с широкими модуляциями, актерство - изумительно. Один из ярчайших моментов фестиваля.

В четвертый день на главной фестивальной сцене состоялись два знаковых концерта. Сначала сдержанный европейский джаз в исполнении квартета уже знакомого киевлянам контрабасиста из Швеции Ларса Даниэльссона (играл с Лешеком Можджером в 2012 году программу Liberetto). Теперь он добавил треки из Liberetto-2: камерный стиль, много умных находок и прохлада, временами сменяющаяся бешеными ритмами и виртуозными фиоритурами обладающего огромными рахманиновскими руками красавца-пианиста Грегори Прива.

Выступил также обладатель Grammy, Emmy и трех Латинских Грэмми, пианист из Доминиканской Республики Мишель Камило вместе со своим трио. Могучая аккордовая техника, не слишком изысканное туше и нередкие промахи "мимо нот", компенсирующиеся железобетонным чувством ритма и массой латиноамериканской сальсы.

Практически весь фестивальный период во Львове стояла неимоверная жара. Было жарко - и в зале, и на сцене. Довольно "жарким" было и выступление нашей Джамалы под занавес Alfa Jazz Fest. Музыкального фестиваля, который с каждым новым своим "забегом" все увереннее превращается в международную имиджевую визитку не только города Льва, но и всей Европы.