UA / RU
Поддержать ZN.ua

Актеры поколения Facebook. Топ-10 молодых театральных талантов

Семь столичных критиков попытались определить для ZN.UA ТОП-10 молодых театральных актеров, за которыми, возможно, сценическое "завтра". Это попытка рейтинга. Рассматривались кандидатуры "до 30". Все названные артисты работают в киевских театрах. Их имена, по всей вероятности, заинтересуют не только зрителей-театралов, но и наших матерых кинопродюсеров, находящихся в постоянном поиске "новых лиц".

Автор: Олег Вергелис

Семь столичных критиков (с определенными внутренними муками) попытались определить для ZN.UA ТОП-10 молодых театральных актеров, за которыми, возможно, сценическое "завтра". Это попытка рейтинга. Рассматривались кандидатуры "до 30". Все названные артисты работают в киевских театрах. Их имена, по всей вероятности, заинтересуют не только зрителей-театралов, но и наших матерых кинопродюсеров, находящихся в постоянном поиске "новых лиц".

Жизнь в театре подобна мгновению. В "формате" никем не отмененного закона: здесь и сейчас. Только здесь и только сейчас зрителю дано поймать редко повторяющийся актерский импульс или ощутить нахлынувшую волну актерских эмоций. Потому что уже завтра Время - главный враг театров и актеров - все изменит на сцене до неузнаваемости. Эмоции, импульсы. Даже отдельные концепции.

"Здесь и сейчас", на разных киевских площадках, играет подросшее актерское поколение, к которому заметно внимание отдельных критиков и некоторых зрителей.

Кто эти актеры (представляющие поколение Facebook), чья жизнь, как правило, протекает симультанно: "виртуально" в сетях и "сценично" в театрах? Чем важны и интересны именно эти - здесь и сейчас?

Вместо справки. Среднемесячная зарплата молодого актера в муниципальном театре - в пределах 3 тыс. грн. Одна съемочная смена (в сериале) может "стоить" ему от 50 до 100 у.е. Традиционные дополнительные источники "пропитания" для таких молодых - елки (раз в год), корпоративы (когда позовут), рекламы и телешоу (если требуются). Но все-таки главное - для некоторых -
серьезная сцена.

ТРЕТЬЯ СЕСТРА (Елена БУШЕВСКАЯ)

Несколько лет назад Лена была поддержана честными критиками. Когда ее назвали среди лучших дебютантов (в рамках городской театральной премии). Бушевская на малой сцене Театра драмы и комедии играла Ирину в спектакле "Три сестры". И это одна из самых "нестандартных" и "антиакадемичных" сестер, которых приходилось видеть.

Елена Бушевская («Три сестры»)

В этой Ирине не изжито детство. Ее нервность и надрывность, порой ее же детская "пионерская" резкость подведут критика к мысли, что для такой чеховской героини наиболее органично внутреннее состояние - "безотцовщины". В ней особо ощутимо сиротство. Недолюбленность. Поэтому и к сестрам тянется, как к родителям. Сильно Лена играет сцены с Бароном, Соленым. Зыбкая надежда ее Ирины хотя бы на призрачное счастье рушится на наших глазах…

Бушевская - ученица Эдуарда Митницкого. В Театре драмы и комедии - с 2010-го. В 2011-м ее снова поддержали честные критики после того, как на родной сцене трепетно сыграла Верочку в спектакле "Месяц в деревне" ("Сезон любви").

Сегодня Лену можно увидеть в одной из недавних премьер левобережного театра - "Двое на качелях" У.Гибсона. Играет Гитель, одну из знаковых женских ролей мирового репертуара ХХ в. Стоит сказать, что сегодня в этой роли на сцену "Современника" выходит Чулпан Хаматова.

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ (Ксения ВЕРТИНСКАЯ)

Ксения - дочь знаменитого актера Алексея Вертинского. И это лишнее доказательство, что родство может быть и подлинно творческим: ярким, результативным.

Ксения Вертинская («Квітка Будяк»)

Например, на сцене Национального театра им. Ивана Франко в 2013-м Ксения выдала прекрасный результат, сыграв в спектакле Morituri te Salutant по В.Стефаныку. Новелла с ее участием ("Грех") - одна из самых горьких, пронзительных. Собственно, как и все творчество великого украинского автора. Говорят, когда на премьеру пришел сам отец и увидел любимую дочь в спектакле Д.Богомазова, - не смог сдержать слез… Слез радости: на сцене была не только его дочь, но и серьезная драматическая актриса - как будто бы другой человек.

Жанровое притяжение Ксении - комедия, трагикомедия. Она вроде создана для ролей гротескных, острохарактерных. И, кстати, в этом направлении убедительна, играя Мачеху в "Золушке" Е.Шварца или Зину в "Гимне демократической молодежи" С.Жадана.

Недавно Ксения стала мамой. С чем все эксперты этого рейтинга ее искренне поздравляют.

400 УДАРОВ (Алексей ДОРИЧЕВСКИЙ)

В поисковиках и соцсетях об этом актере не так-то просто выудить необходимую для СМИ информацию. Как оказалось, что он артистично скрывается в Facebook под многозначительным псевдонимом "Иван Федоров". Первопечатник, надо полагать?

Алексей Доричевcкий

Тем временем, некоторые свои роли Алексей не "печатает" механично (как на машинке), а пользуется исключительно внутренними клавишами собственной сложной души. Играл в спектакле "Буна" по пьесе Веры Маковий, участвовал в проектах "Кома" (Молодой театр), а также "Хозяин кофейни", "Границы и расстояния". Был участником местного музыкального проекта Notre Dame de Paris (руководитель Данко Йорданов).

Один из наших экспертов говорит об этом актере: "Его диапазон - это разные роли: от маленького мальчика до образа какого-нибудь депрессивного взрослого мужчины. Он всегда играет - как дышит. Может быть лирическим, но не чрезмерно. На сцене может быть и резким. Иногда может так жестко развернуться и посмотреть на зрителя, что это будет куда впечатляюще, нежели 400 ударов кулаков по столу".

Здесь же добавим: Доричевский - выпускник "Карпенко-Карого". Родом из Киева. В одной из соцсетей на трафаретный вопрос - "Работал(а)?" он снова отвечает загадочно - "Никто".

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МИЛИЦИОНЕР (Марк ДРОБОТ)

В этой главке открою тайну. Марк - лидер симпатий киевских критиков (в рамках этого рейтинга). Его имя называли чаще других. Что не удивительно. В репертуаре Молодого театра Дробот - репертуарный "монополист": он в сказках и мюзиклах, в коварстве и в любви.

Марк Дробот

Его старт в театре предполагал устойчивое амплуа романтика с лирической поволокой в глазах. Но когда недавно сыграл "чувствительного милиционера" в спектакле "Любовь людей", некоторые ценители вздрогнули: это же гремучая смесь молодого Жени Миронова и такого же Леонардо ДиКаприо! Внешняя экспрессия и внутренняя пластичность, способность одновременно быть и "внутри" заданного жанра, и "вне" какой-либо жанровости.

Также замечательно он играет Вурма в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера. Его герой - с печатью маниакального порока и взрослой опасной инфантильности. Режиссер Стас Жирков говорит о нем: "Этот актер - как натянутая струна! У него даже юмор через боль. В разных его героях есть предчувствие катастрофы. Он прекрасно владеет своей кошачьей пластикой. И не всегда даже подозревает, на что способен. Он всегда готов пуститься в самое сложное путешествие. Готов открыть для театра как свои светлые, так и темные стороны. При этом каждый режиссер должен быть с ним начеку: Марк может сделать "то", что захочет: может повернуть вспять русло любой сценической реки".

Сегодня актер, как раб на галере, активно снимается в сериале "1+1" - про докторов. А на март-апрель в Молодом готовят премьеру комедии Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты", в которой Марку предстоит выступить в классической бенефисной роли Глумова, который, как милый друг Мопассана, идет "наверх", опираясь на постели.

ДЕВУШКА СВОЕЙ МЕЧТЫ (Анастасия ЕВТУШЕНКО)

Давненько не было в наших трудовых театральных коллективах подобных молодых актрис, о которых без обиняков можно было бы сказать: во всех ты жанрах хороша, а особенно - в комедии. Талант Анастасии - сочный и солнечный. И необычайно добрый. Играя комедию (а в основном комедии и играет), она не унижает своих героинь, т.е. не комикует ради мгновенной "веселой" реакции зала. Она подчеркивает в своих девушках достоинство, характер, иногда - строптивость.

Анастасия Евтушенко

Например, такая у нее Вирджиния из кассового блокбастера Молодого театра "Потрібні брехуни!" (по мотивам пьесы И.Жамиака). Играет девицу, которая выдает себя за дочь главного героя (Александра Амилькара), но ее игра "за" деньги со временем обращается едва ли не в трепетность девичьих дочерних чувств…

В прошлом году, когда Молодой подготовил к своему юбилею оригинальный капустник, Настя вышла на сцену вместе с Тамарой Яценко - одновременно - в роли одной и той же Прони Прокоповны. Это было что-то! Душа холодела от счастья, а в животе трепыхались стаи бабочек: два оригинальных отражения одной и той же "архетипической" маски из пьесы М.Старицкого. Ее классический анфас (Яценко) и ее потенциальное (перспективное) обновленние (Евтушенко).

Эх, сыграть бы ей - и реализовать чудесную мечту.

ДВОРНЯЖКА И ПРИНЦЕССА (Оксана ЖДАНОВА)

Массовый зритель, который смотрит ТРК "Украина", запомнил ее по долгоиграющему сериалу "Дворняжка Ляля". Оксана сыграла цыганку Лялю Рубинову - со всеми вытекающими от этого имени последствиями...

Оксана Жданова («Веселье сердечное»)

А в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра в прошлом году она интересно сыграла в спектакле Дмитрия Богомазова "Веселье сердечное, или Кепка с карасями". На сцене представлена в роли Нюрки - непоседливой девчушки из деревни Чистый Дор. Юркая и серьезная, эта Нюрка - вроде проныры: где ни посей, там и пробьется. Как трава, как весенний цветок. У актрисы не так много "слов" в постановке, но энергетический объем роли - это реализовано на 100%.

Жданова - театральный ребенок. Ее родители, звезды Донецкого драматического театра, недавно вынужденно оставили родную сцену и переехали в Киев: они не смогли жить и играть "под гнетом"…

Тем временем, в планах левобережного театра вроде бы значится проект "Лола-Лола" на основе романа Генриха Манна "Учитель Гнус". Как известно, это произведение в 1930-м стало основой культового фильма Джозефа фон Штернберга "Голубой ангел", в котором Лолу сыграла "сама" Марлен Дитрих. Так что Ждановой будет над чем потрудиться: певица Лола-Лола (принцесса кабачка "Голубой ангел") - не сельская Нюрка.

ЧУДНЫЙ ХАРАКТЕР (Дмитрий ОЛЕЙНИК)

Этот актер - приобретение "Золотых ворот". Руководитель театра Стас Жирков говорит: "Дима Олейник - мое личное открытие именно этого театрального сезона. Он пластичный, энергичный. Может быть комедийным, может быть трагическим. Это клоун с глазами трагика. Это сценический персонаж с чудным характером. Необычайно важный актер для театра. И однозначно его работа - актерский дебют года. Во всяком случае, для меня. В "Золотых воротах" он играет в двух постановках: "Олеся. Забута історія кохання" и "Мітіне кохання: щоденник". Дима адекватен нашему времени: быстро переключается психофизически, что важно для современного актера. В "Олесе", например, он говорит одновременно на двух диалектах украинского языка - и делает это феноменально. Такие актеры - будущее нашего театра. Очень воспитанное, корректное, самокритичное, настоящее - будущее…".

Дмитрий Олейник

После таких комплиментов - немеешь. И принимаешь решение: идти и смотреть ту самую "Олесю", чтобы составить об актере (спектакле) и свое объективное мнение.

ВЛЮБЛЕННЫЙ И БЕЗУМНО ОДИНОКИЙ (Александр РОМАШКО)

Извечную женскую тоску по сценическим "секс-символам" (а театральный зритель, согласно статистике, в основном женщины) Молодой театр решил удовлетворить раз - и надолго. В тот момент, когда на роль Фердинанда в трагедию
Ф.Шиллера "Коварство и любовь" худрук Андрей Билоус пригласил совсем молодого актера Александра Ромашко.

Александр Ромашко

Выигрышные "кинематографические" данные и присутствующий сценический темперамент "объяснили" тягу именно к этому герою (в шиллеровском спектакле) - и коварной леди Мильфорд, и бедной крошки Луизы. И многих зрительниц в зале.

"Наш киевский Жерар Филип!" - уж вовсе экстатично характеризуют работу Саши (в Шиллере) некоторые штатные театральные администраторши (им виднее).

Фердинанд (Ромашко) - заблудшее дитя в декорациях жизни и своего времени. Его любовь к Луизе - вспышка, способ утвердить себя, средство, чтобы вырваться за пределы "клетки", которая выстроена вокруг молодого человека и его положением при дворе, и церемониальными нуждами, и сыновней обязанностью.

В "Неймовірній історії кохання" (по мотивам Маркеса) этот актер сыграл еще один "символ", который на свою беду заблудился в снах. И впоследствии утвердился в мысли, что настоящее чувство возможно только "во сне", а наяву (чаще) - какая-нибудь грымза на кухне в замызганном халате…

Недавняя премьера - "Зачарований" (по мотивам "Бесталанной" И.Карпенко-Карого) - тот же "символ" только в профиль. Актер играет вариацию на тему: что может быть с влюбленным человеком, если из самой этой "любви" изъять "молекулы" разума, а в сухом остатке получить только чистую страсть?

Так вот что из этого "может быть" - пойдите и посмотрите (пока не подоспели рецензии).

НАТАШИНА ТОСКА (Ирина ТКАЧЕНКО)

Социально достоверная актриса. О таких обычно говорят: "вышла на сцену, как будто прямиком с улицы". Ее манере присуща легкая необременительная "эстрадность". Она разрушает четвертую стену безо всяких комплексов и смущений. Одна из важных ее ролей - Наташа Банина в спектакле "Наташина мечта". Ира играет разбитную девочку из детдома, которую снедает тоска по лучшей жизни. И эту лучшую жизнь она внезапно встречает в образе журналиста, написавшего о ней небольшую заметку, тем самым и поплатившимся за свое личное счастье…

Ирина Ткаченко

Постановка предполагает два актерских голоса: разные актрисы на контрасте очерчивают две траектории непохожих девичьих судеб - как бы успешную и как бы несчастную. Но однажды на Фестивале молодой режиссуры одна из актрис (играла "успешную") не смогла прибыть на спектакль. И тогда Ира Ткаченко сыграла "одна за всех". (Это было в Белой Церкви). В общем, получился неповторимый моноспектакль о Наташиной тоске. "Уличные" манеры бесшабашной детдомовки электризовали зал. Сострадание к этой девочке было "отражено" во всех зрительских глазах. Ира играла, как мне тогда казалось, сопротивление судьбе и инерции жизни. Есть мечта - значит в бой, нечего мямлить и наматывать сопли на палец!

В ее послужном списке - сотрудничество с театрами "Открытый взгляд", Молодым, "Золотыми воротами". Остро и современно играет в спектакле "Любовь людей". Недавняя премьера в "Золотых воротах" - "Олеся. Забута історія кохання": роль той самой роковой колдуньи из произведения А.Куприна.

ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО (Анатоль фон ФИЛАНДРА)

В Сети существуют специальные "базы", внутри которых артисты популяризируют себя ради возможных перспективных контрактов. Этот герой пишет в рубрике "хобби" - "Смотрю и думаю"! В рубрике "о себе" он же пишет: "Хороший добрый, такой чуткий".

Анатоль фон Филандра («Игра в Бога»)

Наверное, в этом же разделе можно было бы дописать: "Не такой, как все, как все, как все".

Молодой актер Молодого театра, как может, разнообразит серую специфику будней, представляя себя и в жизни, и в афишах титулом эдакого загадочного барона - "фон Филандра". Прямо тебе "ваше сиятельство".

Это невероятно, но в барона все поверили, сомневающихся, кажется, уже не осталось.

Судя по всему, эта его внутренняя страсть - взбодрить череду тусклых дней вкраплениями экзотики - не наигрыш, а потребность. Начнем с фамилии, продолжим - сценой.

На площадке он уморительно смешной (все буквально падают с кресел), когда играет маленькую роль свата Тиміша в шлягере "Сватання на Гончарівці". Экзотический сват, который еле держится на ногах, хмельной не от горилки, а от самозабвенной влюбленности в жизнь как таковую!

Одна из важных на сегодня ролей Анатоля - Ян в спектакле "Гра в Бога". Вредный мальчишка в школьном гардеробе устраивает "экзекуцию" над сверстницей, мнит себя едва ли не Всевышним, захлебывается в собственной значимости, страдает от внутренней ранимости, от едва скрываемой ущербности… Замечательная работа. Зрители воспринимают этот спектакль как online трансляцию: все живое и все непосредственно - экзотика будней растворена в болезненных рефлексах этих же будней, в основном, благодаря молодому актеру. Которому, как и всем остальным (упомянутым в этих заметках) хочется пожелать счастливой творческой судьбы… Даже с учетом фатальной зависимости их трудной актерской профессии.

***

Среди интересных, перспективных киевских актеров также названы: Анна Артеменко, Виталий Ажнов, Игорь Антонов, Дарья Барихашвили, Екатерина Варченко, Акмал Гурезов, Анна Гринчак, Ольга Ларина, Виталий Овчаров, Владислав Писаренко, Юрий Радионов, Анна Сергеева, Елена Фесуненко, Валерия Ходос. (Неоднократно упоминаемый Виталий Салий не вписывается в формат "подающих надежды", поскольку уже давно мастит и знаменит).

Предложения по актерским кандидатурам вносили критики: Юлия Бентя, Надежда Соколенко, Олег Вергелис, Кристина Хоменко, Виктор Собиянский, Людмила Олтаржевская, Анастасия Гайшенец.