В ближайшее время «Укрзалізниця» намерена присоединиться к глобальной системе бронирования билетов Amadeus, которая позволит пассажирам приобретать билеты не только в кассах и на сайте УЗ, но и у агентов.Ежегодно УЗ перевозит около 490 млн пассажиров, и агентства смогут зарабатывать на разнице стоимости билета. Самой УЗ новшество особой прибыли не принесет – это скорее шаг навстречу пассажирам.
Оператор глобальной системы бронирования билетов Amadeus сообщил, что договорился с «Укрзалізницей» об обслуживании бронировок железнодорожных билетов. До сих пор билеты на поезда УЗ можно было купить либо в железнодорожных кассах, либо на сайте «Укрзалізници». После внедрения системы Amadeus пассажир сможет купить билет в любом агентстве в Украине или другой стране. После заказа билета он получает индивидуальный код заказа, который необходимо обменять на билет в кассах УЗ, рассказал начальник отдела продаж и маркетинга Amadeus в Украине Александр Онацкий. «Укрзалізниця» таким образом существенно расширяет каналы дистрибуции без развития собственной сети продаж. Только в Украине к нашей системе присоединены около 1200 автоматизированных агентств–юридических лиц. У одного только «Кийавиа» более ста отделений»,– отмечает господин Онацкий. Сроки внедрения этого продукта пока не уточняются. Получить комментарий УЗ не удалось.
«Укрзалізниця» достаточно консервативна в вопросах распространения билетов. Только в декабре 2008 года пассажиры получили возможность бронировать билеты на сайте УЗ с последующим оформлением проездного документа в кассе. В марте 2009 года стало возможно покупать билет в интернете, но электронный билет по-прежнему необходимо обменивать на бумажный в одной из касс УЗ. До конца этого года УЗ планирует внедрить систему, позволяющую пассажиру самостоятельно распечатывать электронный билет и проверять его в вагоне с помощью специального считывателя штрих-кода. Но успеет ли монополия уложиться в поставленные сроки, пока неясно. «Эта программа и присоединение к системе Amadeus – скорее шаг навстречу пассажиру, необходимые изменения в системе продаж. Это давно распространено в Европе и многих других странах»,– говорит руководитель аналитического отдела «Менеджмент консалтинг групп» (консультирует УЗ) Дмитрий Подтуркин. «Если посмотреть на структуру продаж железнодорожных билетов в Европе, то продажи через кассу составляют крайне низкую долю»,– добавляет директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.
По словам господина Подтуркина, ранее турагентствам было невыгодно работать с УЗ. «Агентства просили скидки на билеты в 15-20%, что было невыгодно «Укрзалізнице», так как пассажирские перевозки для нее и так убыточны (около 5,2 млрд грн убытков в 2009 году.–ред),– говорит Дмитрий Подтуркин.– В итоге агентства не получали скидок и еще доплачивали УЗ за бронь. Теперь они смогут продавать билеты с наценкой, возвращая УЗ стоимость билета и оставляя себе разницу в стоимости». По итогам прошлого года монополия перевезла около 490 млн пассажиров. Господин Кава считает, что проект с Amadeus позволит УЗ увеличить количество проданных билетов примерно на 5% в год.
Напомним, «Укрзалізниця» в экспериментальном режиме начнет заключительный этап программы продажи электронных билетов через интернет. В частности, поездки по электронным билетам будут осуществляться в поезде N80/79 Киев-Днепропетровск, у проводников которого будут устройства для считывания проездных документов, приобретенных через интернет.По материалам Коммерсант-Украина