Вольному — воля, пьяному — рай

20 июня 2013 в 11:38

Как-то в конце 1980-х известный отечественный политик и писатель с высокой трибуны заявил, что алкоголизм украинской нации не грозит — дескать, наши предки пили испокон веков и не спились. То, что пили со времен старины глубокой, — это правда, а вот насчет того, что не спиваются, гложет сомнение — стоит только ознакомиться с современным бытом, особенно села. Объективная статистика утверждает, что сегодня в Украине от пьянства ежедневно умирают до 40 человек (на самом деле цифра намного больше; бывший Национальный совет по вопросам здравоохранения несколько лет назад обнародовал данные смертности от алкоголизма — 40 тыс. ежегодно). Для сравнения: в 1866 г. от алкоголизма в юго-западных регионах Украины (Киевская, Волынская и Подольская губернии) смертность от употребления спиртных напитков составляла 145–150 человек в год и фиксировалось 81–90 случаев белой горячки (вообще в Российской империи каждый год от алкоголя гибло до 6 тыс. человек — около 2% общей смертности).

История вопроса

Традиция "расслабляться" с помощью внешних стимуляторов существует столько же, сколько и само человечество. Нет на земном шаре народа, который не употребляет возбуждающие или пьянящие напитки. Африканцы пьют пальмовое вино, мусульманские народы — кумыс или бузу, жуют бетель, южные американцы — коку, камчадалы употребляют отвар из мухоморов, а европейцы имеют в своем распоряжении сотни хмельных напитков. Кроме того, миллионы землян курят, нюхают, едят, впрыскивают десятки разновидностей наркотиков. Потому не удивительно, что инстинктивное влечение человека к одурманиванию легко переходит в губительное пристрастие, а в истории некоторых народов употребление алкоголя стало началом их конца.

У китайцев еще в XI в. до н. э. чрезвычайно распространенным было употребление рисовой водки маотай. Эдикт китайского императора в 1116 г. до н. э. предусматривал суровое наказание вплоть до смертной казни за чрезмерное пристрастие к водке... Не меньше пьянствовали древние индусы и персы, употреблявшие хмельной напиток сому, который готовился из "красного гриба", конопли и эфедры. По свидетельству Геродота, у персов ни одно общественное дело не обходилось без выпивки. Однако решение, принятое "под кайфом", обязательно пересматривалось на следующий день на трезвую голову и только потом вступало в силу.

В Древней Греции бог Бахус особо почитался, а праздники в его честь сопровождались безобразными оргиями. Древние римляне на рассвете государственности считались трезвым народом. Но с расширением римского владычества распространялось и пьянство, достигшее апогея в период империи. Без сомнения, падение Римской империи ускорили алкоголизм, обжорство и разврат. Покорители Рима германцы довольно быстро переняли это пристрастие, вследствие чего на протяжении всего Средневековья считались одним из самых пьющих европейских народов. В ХVІ в. алкоголизм достиг таких масштабов, что немцы назвали этот период "столетием пьянства".

Пристрастие к хмельному напитку издревле укоренилось и на Руси. В летописях говорится, что во время княжества Владимира "Руси есть веселие пити, не можем без того быти". Это "веселие" княжеских банкетов довольно быстро переродилось во всенародное пьянство, продолжающееся поныне.

Наши предки воспринимали пьянство как некий героизм. В старинных легендах доблесть богатыря измерялась способностью перепить других. Хозяин поил гостя, желая выказать ему свою благосклонность. Хорватский богослов Юрий Крижанич (1618–1683) писал, что нигде в мире нет "такого мерзкого, печального и страшного пьянства, как на Руси".

Борьба с "зеленым змием"

Царь Алексей Михайлович едва ли не первый в славянском мире начал борьбу с пьянством. Указом от 30 апреля 1653 г. он отменил мелкую пошлину и откуп (система налогообложения, когда государство за соответствующую плату делегировало право собирать подати частным лицам; позже восстановлена и отменена окончательно в 1863 г.); ограничил количество питейных заведений и продажу спиртного "на распив"; инициировал собор о питейных заведениях, на котором утвердил решение "продавать по одной рюмке на человека, а больше указанной рюмки одному человеку не продавать и на кружечных дворах (питейных заведениях. — В. О.) и возле двора петухам (одноконным извозчикам. — В. О.) не сидеть". Неизвестно, чем бы закончился царский антиалкогольный эксперимент, однако интересы государственной казны все же оказались важнее морального аспекта, поскольку царь (очевидно, по экономическим соображениям) издал распоряжение: "Целовальникам (кабатчикам. — В.О.) снова стараться приумножать прибыли и чтобы петухов из кружечных дворов не отгонять". Даже женам запрещалось забирать из кабаков своих непутевых мужей.

При Петре І злоупотребление алкоголем среди знати немного уменьшилось, хотя народ пьянствовал, как и прежде. Но сам царь, а с 1721 г. император, тоже очень любил приложиться к рюмке...

Американский опыт

Наибольших успехов в борьбе с алкоголизмом достигли США, где в первые годы государственного становления пьянство процветало, но уже в 1850-х гг. американцы стали образцом трезвости. Такая поразительная перемена в стране, куда ежегодно приезжали тысячи переселенцев, в том числе немало беспробудных пропойц, была достигнута отчасти суровым законодательством, но главную роль сыграли усилия "Общества воздержания". Первая такая организация, пропагандировавшая умеренное потребление спиртного, появилась в 1804 г. А члены "Общества трезвости" (1827) клялись на Библии, что вообще не будут употреблять крепкие напитки. Через два года подобных обществ в США насчитывалось уже более 100, через шесть лет — 8 тыс. (1,5 млн членов). В 1874 г. к антиалкогольной агитации присоединились женщины: несколько месяцев продолжался их "крестовый поход против питейных заведений". Тысячи женщин во главе с самыми авторитетными заполняли городские улицы и брали в осаду кабаки, преграждая вход посетителям. Только в штатах Индиана и Огайо благодаря женскому движению были закрыты 5 тыс. питейных заведений, а 20 тыс. граждан стали членами "Общества трезвости".

Исчезновение пьянства среди отдельных народов, некогда страдавших от этого недуга, свидетельствует о том, что пьянство не является чем-то постоянным. Меняются культурный уровень населения, образование, религия и другие факторы, одновременно происходят изменения и в человеческих вкусах. Вот почему у предков-пьяниц могут быть вполне трезвые потомки.

Алкогольные курьезы на фоне печальной статистики

Официально Российская империя считалась едва ли не "самым трезвым" европейским государством. Во второй половине 1880-х годов в России потребление алкоголя на душу населения в среднем составляло 2,7 л (1871 г. — 10,8 л), тогда как во Франции — 15,7, Дании — 14,5, Италии — 12,3, Англии — 9,9, Германии — 8,5, Австро-Венгрии — 8,4 л. Но если иметь в виду, что водку употребляет только треть населения, то в России, по данным статистического комитета, на каждого пьющего приходилось 2,25 ведра водки (старая русская мера объема: 1 ведро = 12 л), то есть 27 л на каждого пьющего гражданина "единой и неделимой".

Также не следует забывать и о культуре потребления спиртных напитков. В российских губерниях традиционно пили "все, что горит". Петербургская газета "Новости" в декабре 1883 г. сообщала: "В Уральской области продано одеколона на сумму 25 тыс. руб. Но частным образом стало известно, что только в г. Гурьев привезено свыше 24 тыс. флаконов одеколона на сумму около 25 тыс. руб. и в г. Уральск на 15 тыс. руб. Одеколон пьют без очистки и воды, а некоторые казачки употребляют вместе с чаем... Выяснилось, что традиция пить одеколон среди населения уральского войска существует давно, еще со времен откупной системы". В свою очередь "Сибирские отголоски" отмечали, что на Востоке России, а также во многих местностях Юго-Западного края пьют светильный спирт (денатурат). На вопрос корреспондента "Как можно пить такую гадость?" крестьяне отвечали: "Ничего, сначала немного тошнит, а со временем привыкаешь; оно дешевле, чем водка, — вот и пьем".

Алкоголизм распространялся и среди детей. В 1879 г. в Киевской университетской клинике лечился шестилетний мальчик, которого родители приучили к водке. Ребенок страдал циррозом печени.

5 сентября 1885 г. по киевскому Житнему рынку мальчик-прислуга нес четверть ведра водки. Отставной рядовой Варзин отобрал у него водку и тут же выпил. Через полчаса в Подольском полицейском участке Варзин умер...

До неба высоко, до царя далеко, а до кабака близко

По количеству потребления алкогольных напитков украинские губернии занимали в империи второе место после двух столиц. Только в 1889 г. жители Юго-Западного края выпили 6,8 млн ведер (во всей России — 65 млн) 40-градусной водки (11,9 л на человека) на сумму 40,8 млн руб. серебром.

В 1868 г. в Киевской губернии действовало 700 фабрик и заводов. Из них 198 (40%) — винокурни, ежегодно производившие спирт на сумму 2 001 894 руб. По состоянию на 1866 г. было открыто 9580 заведений по продаже алкогольных напитков (ренских погребов, кабаков, постоялых дворов, портерных пивных, штофных магазинов, буфетов и т. п.). Если в среднем по империи одно питейное заведение приходилось на 120 городских и на 254 сельских жителей, то в Киевской губернии — на 62 человека, а в Киеве — на 10 домов. Неутешительная ситуация сложилась в Черниговской, Волынской, Подольской и Херсонской губерниях, где на 4 поселения приходилось 10 заведений по продаже алкоголя. В городке Белиловка Бердичевского уезда на 240 дворов действовало 13 питейных заведений. Удивительно, но на фоне неопровержимых статистических данных комиссия по изучению сельского хозяйства заявляла, что потребление водки среди украинского населения "правильное, и вызывает сравнительно меньше жалоб".

Однако оптимизм государственной комиссии разделяли не все. Еще в конце 1850-х украинские крестьяне на сельских сходках клялись не употреблять спиртное, а самые решительные требовали закрыть все кабаки, что иногда служило причиной погромов. Министр финансов, ощутив немалые потери для бюджета, специальным указом запретил антиалкогольные сходки.

Как уже отмечалось, до внедрения государственного акциза на торговлю алкоголем в России действовала откупная система, приносившая в казну ежегодно 128 млн руб. валовой прибыли (в том числе 106 млн руб. чистой). При этом незаконные доходы откупщиков достигали невероятных размеров. По данным государственной канцелярии, только за 1859–1862 гг. откупщики в великорусских губерниях заработали около 45 млн руб., что составляло 60% суммы казенного дохода, а в 16 так называемых привилегированных губерниях, куда входили и губернии Юго-Западного края, только по акцизному откупу — от 38% до 73% всей суммы поступлений в казну по этой статье. Не удивительно, что Государственный совет 1 января 1863 г. ввел единую государственную акцизную систему. Доходы казны уже с первого года внедрения системы начали расти и в 1882 г. составляли 250 млн руб., а через 25 лет, в 1888-м, по сравнению с началом 1860-х удвоились. В целом акцизная система имела положительные результаты, но количество пьющих вряд ли сократилось, — однако хорошо хотя бы то, что их не стало больше. 

Вопрос о пьянстве не сходил с газетных страниц. Ущерб от алкоголизма — как моральный, так и экономический — был очевиден. 14 мая 1874 г. царь Александр II подписал закон "О порядке разрешения на розничную торговлю крепкими напитками в поселениях, в пределах приусадебной оседлости, об ограничении прав евреев на торговлю спиртным и об устройстве постоялых дворов в городах". Впрочем, закон был направлен, скорее, против евреев, чем против алкоголиков, и стал очередным мероприятием государственной антисемитской политики. Теперь торговля алкоголем в Киеве разрешалась только евреям — купцам 1-й гильдии, проживавшим в городе не менее пяти лет "в местах, где разрешено им жить (Лыбидской и Плоской частях), причем исключительно в собственных домах; сидельцы-евреи имеют право служить только в домах своих единоверцев". Киевская городская управа пошла еще дальше и 11 сентября 1875 г. утвердила решение, позволявшее открывать розничные заведения торговли алкоголем только в домах, "застроенных со всех сторон; во всех других местах допускать открытие таких заведений не дальше чем за 40 саженей от полицейского поста".

14 мая 1885 г. был утвержден очередной антиалкогольный закон, согласно которому разрешалось открывать один кабак на 500 человек населения. Однако надежды на то, что новые правила помогут в борьбе с пьянством, не оправдались. Количество питейных заведений в селах увеличивалось, и если в селе было больше 1000 жителей, то открывали два, а иногда три питейных заведения. Например, в с. Гусачевке Киевской губернии, где проживало 1130 крестьян, было три водочных магазина.

8 января 1886 г. "с целью общественного благоустройства и благочинства, по высочайше утвержденному положению Комитета министров" питейные заведения ликвидировали. Распивочная торговля разрешалась только в заведениях "трактирного типа", находившихся не ближе чем за 40 саженей от храмов, монастырей и молитвенных домов. Также был введен новый вид торговли на вынос — "ведерный", а городским думам предоставили право самим определять места розничной торговли спиртным. Киевская городская дума сразу воспользовалась этим правом, и постановлением от 2 октября 1886 г. запретила открывать трактирные заведения на некоторых улицах центральной части и Подола (Институтской, Левашовской, Эспланадной, Екатерининской, Фундуклеевской, Притиско-Никольской, Покровской, Бибиковском бульваре и др.). Впрочем, владельцы трактиров довольно быстро приспособились обходить запреты. Они закрывали центральный вход, выходивший на "запрещенную улицу", переставляли входную дверь за угол или во двор, и заведение продолжало действовать на вполне законных основаниях.

Вопреки ожиданиям, и этот закон не дал желанных результатов — ни казна не наполнилась, ни масштабы пьянства не уменьшились. В 1889 г. в Киеве с населением 200 тыс. жителей действовало 553 питейных заведения (319 трактиров, 182 ренских погреба и водочных магазина, 49 пивных и портерных и 3 корчмы на Шулявке), то есть один кабак на 360 человек.

Очередной антиалкогольный закон, принятый 8 мая 1892 г., предоставил право общинам ограничивать или полностью запрещать торговлю спиртным в своих селах, устраивать своеобразные конкурсы на право торговать спиртным, а также продавать разрешения на такую торговлю. Особые надежды возлагались на антиалкогольную пропаганду, привлечение граждан в общества трезвости, открытие дешевых чайных и т. д. Вводилось и наказание за пьянство: порка розгами в волостном суде.

Государственная алкогольная монополия

1 января 1895 г. вступило в силу "Положение о казенной продаже напитков", а с 1 июля того же года в девяти южных и юго-западных губерниях была введена казенная монополия на алкоголь. Вся торговля спиртным сосредоточивалась в государственных руках. Впрочем, когда рестораторы или буфетчики "давали моральную гарантию", разрешалась частная торговля. В Киеве казенных водочных магазинов открыли 56, а частных, в порядке исключения, — 200! Правда, частникам разрешали продавать только закупоренные бутылки с казенным ярлыком. Напитки для частных заведений отпускали только на государственных оптовых складах по фиксированной цене и по той же цене должны были продаваться потребителю — следовательно, предприниматель торговал без прибыли. Иногда по инициативе и доброй воле руководителя акцизного управления частники премировались 25 копейками за каждое проданное ведро 40-градусного "хлебного вина".

О злоупотреблениях нечего и говорить. Рестораторы и трактирщики, вынужденные продавать спиртное по государственным ценам, всеми правдами и неправдами стремились получать "домонопольные" прибыли, компенсируя потери увеличением стоимости продуктов и услуг. Цены на ресторанные закуски невероятно возросли. Если раньше три кусочка ветчины стоили 15 коп., то теперь — 34, а пиво подорожало втрое. Трактирщики отказывались отпускать водку без дорогой (другой не было) закуски. Владелец трактира на Подоле Лесовский брал с клиентов 20 коп. за право пить водку в стенах его заведения и 10 коп. — "за услуги и столовые приборы". Некоторые водочные магазины прекратили продавать спиртное в малой посуде (1/100 — 1/200 ведра).

Одновременно с Положением был принят "Устав опекунств о народной трезвости". Суета, сопровождавшая внедрение норм Устава, напоминала (по крайней мере, в Киеве) показуху и стремление чиновников выслужиться. Примеров множество.

Так, 1 июля 1896 г. настоятель Вознесенской церкви о. Никон (Клитин) в присутствии командующего Киевского военного округа М.Драгомирова, киевского губернатора Л.Томары, члена совета министра финансов В.Охотникова и чиновников Киевского губернского акцизного управления торжественно освятил на углу Кудрявского и Обсерваторного переулков первый казенный склад вина. Наверное, многие знают знаменитую историю-анекдот с Михаилом Драгомировым. 30 августа вся империя отмечала день рождения Александра III. Драгомиров только 2 сентября вспомнил об этом и отправил телеграмму в Петербург: "Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров". Александр III, который очень любил выпить, ответил: "Пора и кончить. Александр".

Итак, на следующий день, 2 июля 1896 г., в квартире киевского губернатора торжественно открылся "Киевский губернский комитет о народной трезвости". Его членами стали протоиерей о. Павел (Троцкий), инспектор народных училищ Киевского района Н.Чернушевич и директор Киевской первой гимназии И.Посадский-Духовской. Председателем был избран киевский губернатор, казначеем — управляющий казенной палатой Н.Самофалов, а делопроизводителем назначен чиновник особых поручений при губернаторе А.Турчанинов. Министерство финансов на нужды киевского опекунства в течение первых 6 месяцев выделило 13 300 руб., а также 650 руб. на содержание канцелярии и 12 уездных комитетов Киевской губернии (по количеству уездов).

16 марта 1897 г. стараниями почтенных горожан К.Радкевича, С.Жучковского, И.Соколова, В.Эртеля и Е.Алексеева на Демеевке в доме Шульца торжественно, в присутствии чуть ли не всего городского и губернского начальства была освящена первая в Киеве народная чайная, где вместе с дешевым чаем публика имела возможность безвозмездно пользоваться услугами читальни. 

Киевские участковые приставы получили "особый приказ" постоянно присматривать и принимать решительные меры, "чтобы на улицах и площадях города ни под каким видом не допускалось употребление вина и чтобы виноватые... каждый раз мировым судьей привлекались к ответственности по 29 ст. Установления о наказании".

Однако и казенная монополия на алкоголь не имела позитивных результатов — только одни бюджетные потери. 15 июля 1914 г. началась Первая мировая война, а 19 июля царское правительство утвердило решение о введении "сухого закона". Были закрыты все винокурни, склады с алкоголем опломбированы. За самогоноварение наказывали пятью годами тюрьмы и годом поражения в правах.

Немногие знают, что третьим ленинским декретом (после декретов о мире и земле) был (принятый 26 октября 1917 г.) Декрет о сухом законе. В 1918-м, по приказу Ленина, в Петербурге уничтожили все алкогольные запасы, сохранившиеся с 1914 г.

Впрочем, 26 августа 1923 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление о возобновлении винокурения и торговли спиртными напитками. По имени председателя СНК СССР А.Рыкова народ нарек "возобновленную" водку "рыковкой".

В 1970–1980 гг. движение за трезвость активизировалось. А 16 мая 1985 г. Президиум ВС СССР принял указ "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом". В результате "горбачевской" антиалкогольной кампании государство недосчиталось 70 млрд руб., что привело к разбалансированию бюджета и стало одним из факторов распада СССР.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
  • жало 24 июня, 22:10 50 років назад, якщо українка йшла заміж за кацапа , то це було найпринизливіше. Бо вважалось, що вона вже тут нікому не потрібна, бо кацап для українця був як закон пяндилигою і ледацюгою. І спилась наша нація тільки завдяки масовому заселенню кацапів на Україну: на заводи, на шахти, на гідроелекростанції. Країну заселили "весьолиє шахтьори", зажди п"яні, одержуючи величезні зарплати на той час, були злиднями і жили в грязних бараках. (Що не змінилось і досі). І став алкоголь і мат для України повсякденне необхідне явище. Загляньте в кожну сімію. Сім"я, яка має повагу одне до одного в своєму середовищі, не буде розмовляти на матюко-кацапській мові ні між собою ні з посторонніми. Насамперед треба виховувати дітей, як робили наші предки, прививаючи повагу до родини і оточуючих. Бо у непитущих батьків рідко в кого появляться алкоголіки.
    Alexandra_31 27 июня, 19:30
    Какое значение имеет за кого кто выходит замуж или женится? Вот святая земля была и люди здесь все с нимбами ходили, только бесхребетные все были, потому как любой мало-мальский "кацап" мог заразить их своими слабостями и вредными привычками. А местные не отбивались, а шли на поводу. Почему не наоборот, почему они у нас пить не перестали и не научились литературно выражаться? Кто кого испортил? Алкоголизм - это социальное явление, а не национальное, уважаемый ЖАЛО. И если нет работы, нет перспектив и социальных гарантий, нет будущего у детей, то это национальный вопрос? Это уже вопросы к внутренней политике государства, к структуре экономики и т.д. А найти крайнего - легче всего
    жало 29 июня, 21:33
    Не смешите меня, где кацап появился, там земля пропала. В том числе в таких странах как Вьетнам, Северная Корея, Афганистан. Не говоря о всем бывшем соцлагере. Вы посмотрите на русские районы в Америке. Омерзительнее даже в Африке не сыщешь.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • dako 20 июня, 20:06 У Московській державі продаж алкоголю був суворо монополізований ще з 15 сторіччя. Держава суворо карала за несанкціонований продаж алкоголю (корчемство). Про яку турботу про здоров'я населення можна говорити? І зараз це робиться так само. Сучасна українська і російські держави йдуть звичним московьским шляхом - жорстка централізація, обдирання населення, придушення будь-якої ініціативи та спротиву. Революція або смерть. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74