В поисках "логова неофашизма" 29

21 мая 2013 в 15:21

Смысл загадочных "антифашистских маршей", организованных Партией регионов, так и остался бы не понятым до конца, если бы не регионалы донецкие. Они единственные, кто оставил письменное разъяснение.

Я это все, конечно, понимаю

Как обостренье классовой борьбы…

Юз Алешковский. "Песня о Сталине"

 

В обращении Донецкой областной организации ПР прямо сказано: "Мы требуем официального запрета ВО "Свобода" как нацистской и преступной организации". В остальных областях обошлись более обтекаемыми формулировками. Разве что Житомир еще отличился, объявив, что "Галичина — логово неофашизма".

А вот цель такой масштабной борьбы с "фашизмом" вызывает споры. Сорвать акции оппозиции? Уже стартует президентская кампания (и пора активно раскручивать столь желанного во втором туре Януковичу Тягныбока)? Отмечали 9 мая так бурно, что не успели вовремя остановиться? Хотят убедить самих себя, что подневольные бюджетники их вправду поддерживают?

Вопросов так много, потому что сами марши и митинги ответов не дают. Спичи и резолюции не несут ни скрытых, ни даже лежащих на поверхности смыслов.

Ораторы откровенно спотыкаются о термины, путая фашизм с нацизмом. Пугают неким "неофашистским реваншем". Угрожают, что нас в Европу не возьмут, покуда есть фашисты. А с коррупцией и избирательным правосудием — возьмут?

Если цель — только запретить "Свободу", то для этого такие массовые (а значит, дорогие) митинги не нужны. Суды примут необходимое решение без проблем.

Вопрос недели: а что вы сказать-то хотели?

Какова бы ни была цель такой масштабной агитационной кампании, ее результативность вызывает сомнения. Сплотятся ли жители Донбасса и прочих регионов в борьбе против политических представителей "логова неофашизма"?

Тут придется некорректно ответить вопросом на вопрос: с чего бы это вдруг?

Украинские политики в своей пропаганде в данном случае пользуются наследием советского агитпропа, вкладывавшего в слово "фашизм" свои значения, отличные от словарных дефиниций.

Из всех смысловых оттенков самая страшная и болезненная ассоциация — память о периоде немецкой оккупации. Слово "фашизм" означает горе и смерть прежде всего потому, что именно здесь зверствовали зондер-команды, а гауляйтеры голодом и страхом принуждали рабочих к труду на благо рейха. Чужая трагедия всегда воспринимается несколько отстраненно, пережитая на себе — кровоточит веками.

Пугая "неофашизмом", организаторы фарсовых митингов апеллируют к этим воспоминаниям, к этому все еще живому ощущению бессилия, страха, отчаяния и затаенной ненависти.

Технологи, на первый взгляд, пытаются обратить все это против сиюминутных политических соперников регионалов. А если присмотреться то, на самом деле, раздувая истерию, технологи Януковича пытаются навязать стране повтор "разделочного" сценария 2004 года — "свои" и "фашисты".

Об этичности такой имиджевой стратегии рассуждать не будем. С людьми, спланировавшими подобное, говорить на моральные темы априори бессмысленно.

PR-технология даст некоторый эффект, но можно прогнозировать его неадекватность затратам. Чтобы счесть свободовцев оккупантами, дончанин или луганчанин должен на себе ощутить сходство отношения. Причем лично к нему.

Принципиально, чтобы этот гипотетический дончанин был почтенного возраста и застал грозные военные или хотя бы голодные послевоенные годы.

Молодежь в большинстве своем для таких месседжей неуязвима: просто не поймет, о чем речь. Когда в Донецке открывали памятник Ватутину, согнанные на торжественную линейку старшеклассники долго гадали, что это за бронзовый дядька и чем он знаменит. Не угадал никто. 

Дабы стать "неофашистами" в глазах старшего поколения, свободовцы должны быть агрессивными и назойливыми. Облеченными властью. Склонными к насилию. 

"Свобода" на востоке Украины так себя не ведет. Поэтому здесь к малочисленным активистам этой партии относятся все более спокойно. Их митинги вызывают панику разве что у мелких чиновников в исполкомах маленьких городков. Даже хулиганская выходка молодых националистов — вывешивание красно-черного флага 23 февраля на флагштоке в центре Енакиево (!) — не спровоцировала "гнев народный".

А единственное проявление экстремизма заключается в том, что их, случается, поддерживают на уличных акциях футбольные фанаты. Среди ультрас правые взгляды популярны. С националистическими баннерами на стадионы ходят "хулиганы" не только львовских "Карпат", но даже краматорского "Авангарда".

Чтобы обвинения регионалов звучали правдоподобно, Ирина Фарион должна была приехать переименовывать малышей в донецкий садик, а не львовский. А Тягныбок — сгонять студентов и бюджетников на улицу Артема маршировать в честь УПА.

Без всего этого "Свобода" угрозой не кажется, потому что далека.

Партия регионов же, соблазнившись кажущейся привлекательностью антифашистских лозунгов, расставила себе много ловушек. И готовится наступить на все разложенные грабли.

По мнению Валентина Хроботова, регионала из Донецка, "ни один член Партии регионов не должен молчать" о том, что во Львове ветераны УПА получают финансовую помощь из местного бюджета в тысячу гривен ежемесячно. Такой сенсационный призыв к однопартийцам прозвучал на городской конференции ПР.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко с этим согласен.

Ваш покорный слуга тоже согласен. Все правильно. Надо говорить об этом почаще и погромче. Чем чаще и громче, тем скорее спич очередного оратора на тему "А они там бандеровцам тыщу плотют!" кто-то перебьет тихим вопросом: "А вы своим ветеранам — сколько?"

В состязании кошельков донецким равных сегодня нет. Донецкая область дает 12,4% ВВП Украины, Львовская — 4,3%. Так и вызвали бы этих "неофашистов" на соцсоревнование. Во Львове — тысячу, а в Донецке — три. Или пять. А потом гордо рассказывать: мол, они там жалкими подачками от стариков откупаются, а мы о своих ветеранах в три раза лучше заботимся!

Такое соперничество не разорило бы бюджеты городов Донбасса. Когда Виктор Федорович велел срочно решить жилищные проблемы инвалидов войны первой группы, на всю Донецкую область таковых обнаружилось аж… 18 человек. На параде 9 мая в Донецке было восемь ветеранов войны с боевыми наградами. В родном городе президента, в Енакиево, живет один (!) участник боев за освобождение города — это 90-летний Михаил Иларионов, прикованный к инвалидной коляске.

Впрочем, если денег в бюджете нет или жалко, можно обратиться к однопартийцам из бизнеса. Среди них хватает людей, мягко говоря, не бедных. Заодно и старики узнали бы о вечной благодарности потомков не только из ежегодных открыток.

Идеологи ПР предложили уйти в прошлое, чтобы избежать разговора о настоящем. Но это слишком близкое прошлое, до сих пор связанное с сегодняшним днем прочными нитями аллюзий, ассоциацией и параллелей.

Писатель Борис Горбатов написал об оккупации Донбасса повесть "Непокоренные". Несколько цитат:

"— Над тобой немцы издеваются, дура. Над богом твоим, над храмом твоим и над верой твоей, а ты ходишь!".

"Кто-то исступленно крикнул: "Облава!" …Бежали охваченные ужасом люди. …Вся вина их была в том, что они — люди, а это охота на людей. По улице прошел патруль…".

"На семью Тараса еще не обрушился топор фашистов. …А жить было невозможно. Не убили, но в любую минуту могли убить. …Могли без вины и суда… расстрелять, а могли и отпустить, посмеявшись над тем, как человек на глазах седеет. Они все могли. Могли — и это было хуже, чем если б уж убили".

"Законов не было. Не было суда, права, порядка, строя. Были только приказы. Приказы точно определяли, каких прав лишен горожанин. Это была конституция лишения прав человека".

"Они входили в старые, знакомые заводские ворота. Перед ними лежал труп завода. Скорчившееся, обуглившееся железо. Глыбы мертвого камня".

"Они кричали о своих правах, показывали мятые и бесполезные справки, просили, доказывали, грозили, плакали. Напрасно. … Здесь непокорную шею сгибали, непокорную душу вышибали вон".

"— Теперь, дедушка, школа платная будет. Вязанка дров в неделю, два ведра угля и еще деньгами...".

"Падают мертвые, а живые бредут, покорно бредут через трупы товарищей дальше, на каторгу".

Если не указывать даты и заменить немцев героями нашего времени, кто сможет точно сказать, о каком периоде истории Донбасса это написано? И из какого "логова неофашизма" пришли оккупанты, которые это натворили?

У Горбатова повествование доведено до освобождения описанного им шахтерского городка. Он заканчивает на ноте надежды и радости со слезами на глазах.

Повесть о нынешнем Донбассе, чья жизнь местами удивительно похожа на запечатленную фронтовым корреспондентом картину, все еще пишется…

Евгений Шибалов

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
29 комментариев
  • 7x7x7 16 августа, 10:04 Угрожают, что нас в Европу не возьмут, покуда есть фашисты. А с коррупцией и избирательным правосудием — возьмут? . Пан ошибается дважды , на мою думку.. Побачите , возьмут , еще как возьмут , раз без мыла лезим , на их условиях - финансовых конечно , прочее блудной пеар ... Изображают порядочных , честных , справедливых , так надо .. Ошибка два - употребление наличия Правосудия , касательно криминальных статей присутствует именно избирательное , в части гражданского , большой вопрос.. о его наличии . В каком царстве - государстве , подают Иск на основе фальсифицированных "документов " и суд выносит именем Украины - "правовое" решение.. и это не мои выдумки , а документальное подтверждение , тоже именем Украины .. Будем и далее словоблудить о фашизме , " когда дом горит " . Пока разбирается " фашистский вопрос " Жеки могут , снимать последнюю шкуру с ягненка - Украинца . По Азарову , украинец обязан заключить договор на условиях ЖЕка - хищного Волка .. так как там Степан поживает , Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Анна 2 июня, 14:27 "путая фашизм с нацизмом" - их невозможно не спутать - это же близнецы. Кстати, чем виноваты малыши львовских садиков, что к ним приезжает переименовывать их тетя - фашист Фарион Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Кр. 27 мая, 10:36 Сам-то Горбатов быстренько отказался от своей осужденной жены и женился на молоденькой."Падают мертвые, а живые бредут, покорно бредут через трупы товарищей дальше, на каторгу" - это он по себя фактически писал. Так часто бывает : трындит про несвободу - а сам обсуживает идеологически диктатуру. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • фрументий 22 мая, 15:31 О словоблуды! Был президент из партноменклатуры, потом крепкий хозяйственник, потом щирый украинец, теперь не щирый украинец и что? Дело не в том, плохи они или хороши, а в несостоятельности самого псевдогосударства с его комичным псевдоязыком, псевдоармией, псевдонаукой, многочисленными псевдопатриотичными псевдоцерквями. Только полиция подлинная. А вера в "доброго Царя" (воровать не будет и получится вторая Хранция) просто замена исчезающему рассудку малороссийских аборигенов. Свидомизм, вот наибольшая беда всей краины!
    григорий 24 мая, 18:17
    ну то что вы нас за людей не считаете и никогда не считали( в лучшем случае людьми на пол головы ниже вас) это известно давно-так отчего же вы сюда лезете сотни лет если мы такие ? еще вам и абхазия и северная осетия и грузия ,приднестровье иприбалтика была нужна (слава богу освободилась от вас) -вы что построили у себя рай и несете его другим? чтобы не быть голословным,мой род в 4-х поколениях на полтавщине ,ни от царской ни от советской россии ничего кроме горя слез и смерти не видел
    фрументий 27 мая, 21:04
    Милейший Григорий, ваша наивная писанина прекрасный повод относиться к вам .... ну сами знаете. Кстати, к вам мы не лезем. Мы просто хотим вернуть те земли кои никогда никакой окраиной не были - Новороссию, Слобожанщину и проч. А вы продолжайте, облизывая и без этого начищенные ботинки правителей Запада, проситься в "европейский дом". Можете и в Абхазию с Осетией съездить, рассказать про московский империализм. Глупость дар Божий, но не следует ей злоупотреблять (Бисмарк).
    Александр Толок 28 мая, 08:19
    Краткая справка. Название Украина упоминается с 12 века, когда Русь была одним из цивилизационных центров Европы. Есть такое слово - край, это место защищенное, огороженное, где живут оседлые люди. Украинец - человек, живущий "у краю" - оседлый, землепашец, ремесленник. Ни о какой окраине нет и речи. Россия получила свое название по инициативе Петра 1 только в 18 веке. В античные и средние века была традиция - называть метрополию - малой, колонии - большими. Например: "малый Рим" и "большой Рим", "малая Греция" и "большая Греция", "малая Русь" и "большая Русь".
    Из за бугра 29 мая, 11:49
    Для Григория. Будучи в России неоднократно имел беседы с разными людьми на интересующие Вас темы. Скажу откровенно в России людей совершенно не интересует перепитии истории. Они не сомневаются.что Киев-мать городов русских.Они не считают.что Украинцы в чем то хуже их,это чепуха.Основное мнение,что если так случилось и Украина стала самостоятельной страной и люди этого хотят,то так и должно быть. Но в то же время они считают,что вешать все незгоды на Русский народ не справедливо. Народ России пострадал не меньше,чем народ Украины. И нет никаких желаний к обьединению ,без обоюдного согласия и необходимости. Они говорят- пусть каждый живет как хочет. Сейчас Русские заняты собой и без обид,Украина им не интересна.
    Ната 4 июня, 13:44
    Вот это похоже на объективное мнение, за него - спасибо. И действительно без обид. Просто нам тут гораздо чаще слышно мнение КРЕМЛЯ, а не РОССИИ. Но умные украинцы эти два явления - Кремль и Россию - хорошо различают.
    фрументий 28 мая, 14:25
    Где, интересно, учат сознательных украинцев?! Они не знают даже элементарного, напр., что термин "украина" впервые употреблён в лаврентьевской летописи к району Гродно, именно в смысле граница-окраина. Что уже Симеон Гордый прибавил к своему титулу "Всея Руси". Любопытно, а есть ли нация "черниговичей" или "переяславитян", ведь в титуле указаных князей не стояло "русский"? Надо прочитать хоть школьный учебник, а затем наводнять инет безумными "справками".
    камо 4 июня, 22:54
    Вы бы в славянских языках вначале узнали что такое kraj, а потом строчили об окраинах
    Ответить Цитировать
  • Киевлянка 22 мая, 12:29 Можно согласиться со многим в статье. Но... Автор, по моему мнению, довольно толерантно относится к "Свободе" - партии нацистского направления. Где еще в Европе "есть такая партия"? А вот ее присутствие в Украине - на совести нынешней власти. Применить же отрывок из повести Горбатова к сегодняшним будням Донбасса - некорректно и просто вызывающе неэтично. Помню, еще в 90-е годы власти пытались решить проблему занятости в регионе, но шахтеры протестовали: только шахты, другой вид деятельности считали для себя зазорным. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Лена 21 мая, 19:34 Меня беспокоит, что оказывается "молодые регионы" - на самом деле группы "боевиков", которых размножают по всей стране. По всей видимости, так готовятся к выборам президента. В таком случае, эта мифическая угроза неофашизма. Которой пугают регионы может превратиться в побоище и резню. И мучает вопрос: хватит ли интеллекта у электората ПР увидеть, как их партия сейчас пытается “сосклизнуть” с разоблачающих фактов и сбросить вину на оппозицию. Ведь на самом деле это страшно, что у власти люди без головы Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Абориген 21 мая, 18:41 Нехорошие дела творятся в нашей стране,граждане.И дело далеко не в "Свободе".Власть у нас абсолютно слепая и глупая,к сожалению.Не хочет она в стране мира и стабильности поскольку не сможет красть,красть и ещё раз красть у нас в вами ресурсы,работу,деньги и наши права на нормальную жизнь.Вполне возможно,что нас могут довести до настоящей,а не "лубочной гражданской войны.И вот тогда плохо придётся всем и в первую очередь самой власти.Крепенькие "спортсмены" очень просто могут повернуть свои кулаки против самих же "рыгов",которые чем-то не угодят друг другу.Они уже обучены приёмам рейдерства и бандитизма,но может наступить момент,когда и "Беркут" с ними не справится.И тот,кто их возглавит спокойно турнёт с насиженных мест сегодняшних "начальничков".Сомневаюсь,что это будут люди с Западной Украины.Короче,власть сама выращивает своих могильщиков,но простым гражданам вряд ли будет спокойно в стране в военное время.Как бы "гарант" и его политсила не вошли в историю с большим знаком "минус" Ответить Цитировать Пожаловаться
  • banderlog 21 мая, 18:08 Хорошая статья. Поностью согласен с автором! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Стремптрстен 21 мая, 17:46 Аналогии с Горбатовым - супер! А вообще эти "антики" придурки в высшей степени! Лучше бы за новые рабочие места кричали, да обновление заводов(язык не поворачивается называть это "модернизацией"!) Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Здешний 21 мая, 17:32 Ну.почему же? В Украине действительно существует угроза фашизма.А,КАК ИНАЧЕ,если сегодняшняя власть попирает все демократические институты.Она прибрала власть судебную,подкупила и перелицевала правоохранительные органы.Она захватила СМИ ,и ее наймиты ежесекундно нагло и бессовестно лгут.Она использует прикормленных штурмовиков, а ее глашатаи захлебываются в провокационной риторике. При этом ,под истеричный вой,идет невиданное наступление на права и свободы,а у народа готовятся забрать последнее.ВОТ ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ФАШИЗМ!
    Серг 21 мая, 18:07
    (КАК ИНАЧЕ). Если власть попирает все демократические институты в отношении не титульных национальностей.Прибрала власть судебную,подкупила и перелицевала правоохранительные органы вытравив оттуда всех инородцев.Захватила СМИ ,и ее наймиты ежесекундно нагло и бессовестно лгут о неполноценности нетитульных.Она использует прикормленных штурмовиков против инородцев, а ее глашатаи захлебываются в провокационной риторике. При этом, под истеричный вой,идет невиданное наступление на права и свободы нетитульных национальностей. ВОТ ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ФАШИЗМ!
    Сереже 22 мая, 00:45
    Если ты из евреев ,не переживай вас не тронут.У ваших денег много-откупитесь.Да ваши и содержат эту банду,так что,можешь спать спокойно.Это украинцев давят в собственной стране.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74
Последние новости