Донбасс и "Нація". Поверх барьеров 23

27 мая 2013 в 12:31

На фоне затянувшейся "антифашистской" истерии и под аккомпанемент сезонного обострения исторических дискуссий (которые в наших условиях неизменно доходят до вопроса: кто же и кому стрелял в спину в карпатских лесах?) в Донецке показали "Націю". Это спектакль Ивано-Франковского музыкально-драматического театра им.И.Франко на основе трех историй Марии Матиос.


Скандала или провокации не случилось. Получились вполне успешные гастроли с переполненным тысячеместным залом и овациями. И с Людмилой Янукович в качестве почетной зрительницы.

Артисты из Ивано-Франковска во главе с режиссером Ростиславом Держипильским и писательницей Марией Матиос, похоже, именно к такому мирному исходу оказались более всего не готовы.

Судя по их лицам, они ожидали чего угодно. "Антифашистов" в спортивных костюмах. Пикетов и скандирования под зданием театра. Свиста и криков. Пустого зала.

Но не ожидали оваций. Потому по окончании спектакля, кроме радости, иной раз проглядывало испуганное недоверие: неужели это — правда? Неужели это — Донецк?

Хочется надеяться, что после визита западноукраинского коллектива в Донбасс, пресловутый украинский "раскол" стал чуть меньше. Просто потому, что теперь меньше людей верят в его существование.

История появления труппы из Ивано-Франковска в Донецке имеет достаточно забавный сюжет. Все знают, куда порой ведет дорога благих намерений. Но мало кто задумывается, что многие добрые начинания рождаются порой не из самых лучших побуждений — страхов, гордыни, злословия.

В интервью "УП", опубликованном 28 марта, Мария Матиос заявила: "Театральные постановки по моим книгам уже два года не пускают в Донецк! В Польше были, в Америке и Канаде были, в других городах Украины были, а в Донецке, видите ли, все театральные площадки заангажированы и выкуплены на два года вперед… Это же не культуры касается, правда, это негласный запрет на приезд театра?".

Ее слова, похоже, задели "региональный патриотизм" имеющего скандальную славу нардепа Николая Левченко. Донецких в чем только не обвиняли. Но в таком — никогда! 

Итак, два депутата — Мария Матиос и Николай Левченко — встретились в кулуарах Рады. Видимо, для выяснения отношений. Остается только догадываться, какой диалог состоялся между ними.

Но это оказался тот редкий случай, когда в споре родилась истина. Более того, это одна из немногих парламентских дискуссий, по итогам которой принято хоть какое-то конструктивное решение.

Участники встречи нашли только один способ узнать, стоит ли в Донецке показывать "Націю", — показать ее.

Надо сказать, обе стороны к болезненной теме подошли серьезно. Матиос загодя предупредила: труппа едет в Донецк, мол, если что, знайте, где нас искать".

Левченко же призвал на помощь земляков. Через сохранившиеся связи в городском совете Донецка вышел на нескольких крупных операторов наружной рекламы, согласившихся помочь с раскруткой спектакля. 

Была ли в том нужда — вопрос открытый. Спектакль и без того вызвал интерес. Аншлаг в зале прекрасно это доказал.

Интерес, конечно же, был вызван не только желанием посмотреть резонансную постановку. Многим важно было узнать, можно ли в Донецке показывать "Націю" как произведение полемическое, полное болезненной, не всеми понимаемой и принимаемой тематики.

Практика показала — можно. Историческая правда, переданная языком искусства, а не политических лозунгов, отторжения не вызывает.

Главным образом потому, что эти два языка имеют разную и почти не пересекающуюся аудиторию. 

Люди, верящие россказням о "стрелявших в спину дедам бандеровцах", в театры не ходят. Равно как и в музеи с библиотеками.

Люди, пудрящие другим мозги страшилками о тех же демонизированных "бандеровцах", в учреждениях культуры —тоже гости редкие.

И напротив — тот, кто открыт для восприятия разных мнений, суждений и взглядов, не склонен слепо верить агитационным формулам. Не склонен полагать свое мировоззрение единственно верным.

Луганский ветеран НКВД, звезда Youtube, до сих пор с гордостью вспоминающий, как он и его сослуживцы в Западной Украине "ловили, сажали в вагон и всех их, подлецов, — в Сибирь!" в театр на такой спектакль просто не пошел бы. Вряд ли он испытывает потребность в соучастии, за которым приходят остальные зрители.

Особенность книг Матиос — в том, что изображенная ею послевоенная Западная Украина — не дуальная, плоская и двумерная. В трех историях "Нації" нет терминатора, разделяющего хороших своих и плохих чужих. Там есть живые люди. Разные, но одинаково уставшие от бесконечного кровопролития.

Герои мучаются сомнениями. Они вынуждены выбирать между достоинством и выживанием. Между верностью присяге и голосом крови. Между покорностью и смертью.

Режиссер Ростислав Держипильский убедительно воплотил эту тему на сцене. Его постановка разительно отличается от того, что предлагают публике некоторые местные труппы. Отличие в подходах, мышлении, режиссуре было заметно не только тонкому ценителю, но и обычному зрителю.

Но эта "разность" удивительным образом подчеркивала единство. 

"Нація" была принята в Донецке благосклонно, потому что это – не политический манифест. Это рассказ о людях, понятный другим людям, способным к сопереживанию. 

Вообще, артисты из Ивано-Франковска совершенно напрасно опасались ехать в Донецк. Неужели забыли, кто дал их "Нації", пожалуй, самую лестную публичную оценку?

Если забыли, напомним. Это был донецкий балетмейстер Вадим Писарев. Во время гастролей по Западной Украине (в рамках проекта "Восток—Запад" при поддержке Людмилы Янукович) артисты его театра не только выступили перед тамошней публикой с балетами "Пер Гюнт" и "Тысяча и одна ночь", но также посмотрели спектакли коллег.

В Ивано-Франковске наши артисты смотрели как раз "Націю". И именно Писарев первым открыто заявил, что эта работа заслуживает Шевченковской премии. "Я считаю, что это —успешный национальный проект, заслуживающий награды — там присутствует истинный национальный дух. Например, наши артисты балета были на этом спектакле. И, представьте, они плакали! Ушли после просмотра все в слезах. А это не мелодрама! И чтобы артиста балета таким вот образом "разбудить", нужно быть по-настоящему талантливым и профессиональным", — искушенный худрук Донецкого театра оперы и балета не скупился на комплименты.

С такими рекомендациями можно было смело ехать в Донецк, где авторитет Писарева безупречен не только среди заядлых театралов. 

Тем не менее, ответного визита артистов с Запада пришлось ждать долго. Три года понадобилось, чтобы по культурному мосту между Востоком и Западом началось двухстороннее движение. 

Любой, кто мечтает о гражданском единстве, может теперь самостоятельно рассчитать, сколько времени понадобится для нахождения общего языка представителям куда более косных социальных групп. Но главное — есть наглядное доказательство того, что вопрос преодоления взаимного неприятия лежит не в плоскости политики, экономики, языка. Это исключительно вопрос времени.

И когда оно придет, многие с радостью сделают для себя то же открытие, которое сделали вечером 22 мая Мария Матиос, Ростислав Держипильский и актеры Ивано-Франковского театра.

Это новое знание с меткостью, достойной мастера слова, выразила Матиос: "У нас сегодня праздник. Мы преодолели барьер, которого, как оказалось, не было".

Евгений Шибалов

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
23 комментария
  • елена, донецк 16 июня, 12:34 Была на этом спектакле. Все было так, как описано в статье. вот только не надо обольщаться на счет донецка и дончан. пришли в театр в большинстве люди, так сказать "национально сидоми". встретила много знакомых по оппозиционных акциях в донецке, прихожан греко-католической церкви, учителей истории и украинского языка. а позавчера во время визита в парикмахерскую услышала о "дурацком хохляцком языке, от его изучения меня школе родители освободили", о "бЕндервоцах, к которым ехать опасно", "оранжевых дураках" и др. (полилогу клиенток и мастеров стала причиной реклама по радио на укрАинском). Ответить Цитировать Пожаловаться
  • SIM 12 июня, 22:50 Ходят ли в театры люди, верящие в россказни о наколотых апельсинах? ::: Ответить Цитировать Пожаловаться
  • жало 12 июня, 21:34 Читаєш коменти і хочеться Анні з фрументієм сказати теж саме, що вони Наті сказали. Що бандерівці мільйони поклали, це комуністи порахували, а скільки комуністи українців угробили, то це підрахунку не підлягає. Західна Україна була притягнута в совєти в 1939. Люди, які жили вже у Європі не розуміли хваленого комунізму і не хотіли в ньому жити. Перед війною ( як і розказує на ютубі НКВДист) вивезли тисячі українців у Сибір тільки за те, що говорили рідною українською мовою, не хотіли йти в рабство у совєти, бо люди були вільними душею, що совкам не зрозуміти. І вдумайтесь, як совєтам було з ними важко воювати, що вони ту бандерівщину ледве доконали аж у 1954 році. Хто звик бути рабом і жити під "сильною" рукою - вільною людиною ніколи не буде. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Анна - Нате 5 июня, 14:09 Читаешь комменты Наты - и хочется ответить следующее: Ната, ты - дура.
    фрументий 6 июня, 15:06
    А то и хуже! Бедная Ната.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Мария 2 июня, 14:11 "Антифашистская истерия"- это что - то новенькое: знаю фашистскую истерию,а так, как указано в статье, звучит мерзко.
    Ната 4 июня, 13:30
    А это на тему "антифашистского" митинга в Киеве 18 мая сего года, теперь у слова "антифашист" новый смысл появился, которого раньше не было... Подробнее - в СМИ за соответствующие даты.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Борис 2 июня, 13:25 А про "барьеры" -это от Бибиси 80-х годов... Дешёвка, по нынешним меркам... Для газеты постыдно публиковать такую фигню, хоть это и "Дзеркало тыжня"
    Ната 4 июня, 13:32
    Что, теперь постыдно публиковать материал, служащий взаимопониманию, а не взаимному раздору?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Борис 2 июня, 13:16 Только этой корявой выкрутаски нехватало на Дону Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Борис 2 июня, 13:04 Нация - слово латинского происхождения. Так что же тут первичного, исконного? Употреби уж "народ" или "нарiд"! Матиосчина пошла, прости, Господи!
    Ната 4 июня, 13:34
    Похоже, Вы уж и не знаете, к чему придраться... Такое впечатление, что статья прочитана Вами исключительно между строк... Эдак по-советски. Между тем содержание ее вполне простое и доступное пониманию.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Да уж 29 мая, 22:18 Расскажите про погромы и тотальную зачистку русских и русскоязычных театров в толерантом и европейськом львуве. А еще лучше представьте себе гастроли донецкого театра с антифашистской пьесой в ивано-франкувске. Потом расскажете про "барьеры".
    Грамотей 4 июня, 13:35
    А вот это, батенька - называется провокацией. Не, если вам без этого никак, продолжайте, продолжайте...вонять.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • фрументий 27 мая, 21:16 "Люди, верящие россказням о "стрелявших в спину дедам бандеровцах", в театры не ходят. Равно как и в музеи с библиотеками". Дааа! А куда стреляли бандеровцы? А 120 тыс. зарезанных на Волыни поляков, включая семью космонафта Гермашевского (или то были переодетые москали?)? Любопытно, а сам автор этого нелепого текста ходит в театр (про музеи и библиотеки даже не спрашиваю).
    космонаФту 29 мая, 15:04
    и верно - не туда стреляли бандеровцы, космонаФта пропустили
    фрументий 6 июня, 15:04
    Мерзость. Подлое убийство десятков тысяч людей (десятков тысяч!) не повод для вырожденческого бердичевского ослоумия.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74
Последние новости