С предприятий ТЭК не может быть списано 5,6 млрд грн из-за небрежности при подготовке закона №3319-VI

06 июня 12:46

4 июня 2011 года был обнародован и вступил в силу Закон Украины «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию» №3319-VI. Документ предусматривает списание задолженности между предприятиями топливно-энергетического комплекса Украины (в том числе частными) на общую сумму около 27,8 млрд грн.

 

В то же время, как отмечает в своем комментарии для ZN.UA партнер Консалтинговой группы «Легис» Александр Малиновский, анализ обнародованного Закона №3319-VI свидетельствует, что его текст составлен с нарушением правил нормопроектировочной техники, которая делает невозможным практическое применение отдельных положений указанного Закона, и, соответственно, списание отдельных видов задолженности в топливно-энергетическом комплексе Украины.

Так, в текст Закона №3319-VI включены два пункта с одинаковой нумерацией - 2.1.1. Но наибольший недостаток указанного Закона заключается в том, что его пункты 2.2 (относительно задолженности с пени, штрафных и финансовых санкций на задолженность за природный газ) и 2.3 (относительно задолженности за электрическую энергию) не содержат сказуемого (члена предложения, который выражает действие предмета или, проще, глагола), а следовательно являются неполными с грамматической точки зрения предложениями, не формулирующими никаких юридических правил.

Такая ситуация, вероятно, является следствием или применения в статье 2 Закона неправильной нумерации, или пропуска слов «подлежит списанию» в пунктах 2.2 и 2.3.

Указанный недостаток вряд ли может быть исправлен с помощью системного толкования Закона №3319-VI, в частности его статьи 2. Так, хотя статья 2 и носит название «списание задолженности», она кроме собственно правила списания задолженности (пункт 2.1) содержит также положение об особенностях начисления НДС (пункт 2.4) и реструктуризации задолженности (пункт 2.6), а следовательно предмет статьи 2 является разноплановым. Таким образом, исправление допущенных ошибок возможно лишь путем внесения изменений в Закон№3319-VI в установленном порядке.

По мнению А.Малиновского, существуют обоснованные сомнения в части того, что обнародованная 4 июня этого года редакция Закона №3319-VI может быть правовым основанием для списания задолженности с пени, штрафных и финансовых санкций на задолженность за природный газ, потребленный предприятиями ТЭК в период с 1 января 1997 года по 1 января 2011 года (на сумму около 2,4 млрд грн), а также для списания задолженности за электрическую энергию (на сумму около 3,2 млрд грн). Кроме того, действующее законодательство Украины не наделяет Кабинет министров полномочиями осуществлять аутентичное (официальное) толкование Закона№3319-VI.

Примером аналогичной невнимательности при подготовке текста закона (которая, однако, влечет за собой серьезные юридические последствия) является часть третья статьи 1122 Гражданского кодекса Украины, в которой пропущенные слова «является никчемной». Вследствие этого, по мнению судей Верховного суда Украины, часть третья статьи 1122 Гражданского кодекса Украины «не может применяться как не формулирующая никаких правил».