The Washington Post о дерусификации: культурное контрнаступление Украины – спешка стереть отпечаток России

Поделиться
The Washington Post о дерусификации: культурное контрнаступление Украины – спешка стереть отпечаток России © Василий Артюшенко, ZN.UA
Жестокое вторжение Владимира Путина дало обратный результат – украинцы теперь пытаются стереть Россию и русский язык своей культуры и ландшафта.

Украина – это страна, где многие, включая президента Владимира Зеленского, выросли с русским языком как родным. Но теперь этот язык исчезает из общественной жизни и исчезает даже в некоторых ежедневных частных разговорах. Русоцентрические музеи под давлением закрываются. Улицы, названные в честь русских памятников, поэтов и генералов советской армии, переименовываются. Об этом говорится в статье The Washington Post.

В прошлом месяце Зеленский подписал два закона, запрещающих использование российских топонимов и обязывающих граждан Украины знать украинский язык.

«Россия сама делает все, чтобы на территории нашего государства произошла дерусификация», – заявил Зеленский месяц спустя после начала вторжения в феврале 2022 года.

Путин частично оправдал свое кровавое нападение на Украину тем, что спасает там русских людей от культурного истребления. Но война России против Украины, включая бомбардировки преимущественно русскоязычных городов, таких как Мариуполь и Харьков, лишь оттолкнула украинцев еще дальше.

Никто не сделал больше дерусификации Украины, чем Путин, – сказал Рори Финнин, доцент кафедры украинских студий Кембриджского университета, добавив, что агрессия Путина подтолкнула многих добиваться полного удаления русской культуры и истории.

«Дерусификация» наиболее заметна именно в скверах и парках Украины. Памятники русским поэтам и советским генералам сносят или повреждают, а публичное искусство и пропагандистские муралы закрывают или удаляют.

Стирание прошлого спровоцировало дискуссию, похожую на дискуссию в Соединенных Штатах: как бороться с физическими достопримечательностями тяжелой истории? Американцы сомневаются, сохранять ли памятники поработителям и генералам Конфедерации. Украинцы переоценивают место советских и российских деятелей, когда-то казавшихся переплетенными с историей их страны.

Киевский активист ОГО «Украинский Киев» Олег Слабоспицкий зафиксировал расположение более 200 знаков и памятников в столице Украины, которые, по его мнению, следует убрать. Telegram-канал другой организации Decolonize Ukraine насчитывает более 5000 пользователей. Ежедневные посты подробно рассказывают о каждом уголке страны, где еще осталась печать России. Подобно бдительности, участники иногда отправляются ночью, чтобы повредить или демонтировать памятники, которые они считают оскорбительными и которые местные власти не снесли.

Эти попытки «деколонизировать» Украину уходят корнями в предыдущее движение за «декоммунизацию» страны. Во время продемократической революции Майдана 2013-2014 годов украинские демонстранты отвергали советскую символику, в частности памятник Владимиру Ленину, поскольку они отвергали авторитаризм и коммунизм и требовали более тесных связей с Европейским Союзом. Украина запретила советскую символику в 2015 году после того, как Россия незаконно аннексировала Крым и поддержала сепаратистов на востоке страны. Для многих этого недостаточно.

Другие украинцы, однако, возражают против массового уничтожения, ведущего самозваные охранники национальной идентичности. Они хотели бы, чтобы обсуждали то, что следует удалить.

«Одно дело физически снести эти объекты, а другое – цивилизованно демонтировать их и безопасно хранить, – говорит украинский ученый Леонид Марущак. Он является членом организации под названием Denede, созданной в 2015 году для изучения проблем, которые создал закон о декоммунизации для историков и художников. – Мне как историку и исследователю важно не потерять объект исследования, с которым я могу работать, независимо от года, эпохи или перспективы».

Советский Союз подарил инсталляцию под названием Арка дружбы народов в 1982 году. После того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, демонстранты зарисовали на арке большую трещину. В мае прошлого года ее переименовали в Арку Воли украинского народа.

Советские мозаики по всему Киеву, отчеканенные на жилых домах, автобусных остановках и школах. На Брестском проспекте изображен серп и молот Коммунистической партии.

Пушкин в Украине

Памятники Александру Пушкину, писателю XIX века и одному из величайших русских поэтов, также стали мишенью для активистов. Статуи и фрески с его изображением были повреждены – даже некоторые, которым больше века.

Пушкин стал для украинцев символом полномасштабного вторжения России, сказала Эдита Бояновская, профессор славянских языков и литератур Йельского университета. «Насыщенность городского ландшафта статуями известных русских писателей является частью империалистического наследия России, пытавшейся сделать этих важных культурных деятелей также центральными для украинской культуры», – сказала она.

С этим согласилась 17-летняя Мария Казимиренко, живущая неподалеку от киевского парка Пушкина. Она добавила: «Я думаю, что мы должны снести все эти памятники, потому что мы должны избавиться от любого советского… прошлого и русской культуры».

Некоторые из литературного сообщества отрицали нападки на поэта. «Враг – Путин, а не Пушкин», – написал ПЕН-клуб Германии в прессрелизе от марта 2022 года, призывая не бойкотировать российские книги и пьесы.

Но Пушкин, чье творчество подчас направляло царский империализм, долгое время являлся средством пропаганды Путина. Дети декламировали его поэзию времен русской аннексии Крыма. Российские актеры, поддержавшие полномасштабное вторжение в Украину, читали стихи московского барда.

Дерусификация Харькова

Российскую культуру следует ценить, сказала Бояновская, но "мы не можем отбелить соучастие этой культуры с имперскими проектами России".

В Харькове, преимущественно русскоязычном городе, расположенном всего в 26 милях от российской границы, напряженность в прошлом может быть острее, чем в других частях Украины. На главной дороге ко второму по величине города Украины есть два знака, которые приветствуют путешественников: один на русском, другой на украинском, символы двойной идентичности.

В Кремле, возможно, предполагали, что жители города радушно встретят русскую армию. «Реальность оказалась совсем другой, – сказал Гамлет Зиньковский, уличный художник из Харькова, документировавший войну в реальном времени на стенах разбомбленного города. – Оккупантов встретили коктейлями Молотова и многие техники просто сожгли. Это наше "адское гостеприимство"».

Город подвергся разрушениям от русских обстрелов в начале войны. Но для мэра Харькова Игоря Терехова и некоторых жителей полное стирание российского наследия города также лишило бы их идентичности.

С удалением статуй, по его словам, "мы должны делать все правильно и законно".

Приблизительно через год после начала войны город чувствует себя пустым, поскольку люди покинули свои дома, изгнанные из-за обстрелов и отсутствия тепла и электроэнергии. Многие оставшиеся неоднозначно относятся к русской символике и фрескам, вплетенным в Харьков.

Часть истории?

«Украинское культурное наследие не является монолитной вещью, – отметила Кэтрин Янгер, научный директор программы «Украина в европейском диалоге» Института наук о человеке в Вене. – Советское наследие является неотъемлемой частью украинского наследия, и это тоже должно быть частью этой истории».

Большой металлический массив под названием «Памятник Воину-освободителю» чествует красноармейцев, отразивших город у нацистов в 1943 году. Прохожие рассказывали, что украинский флаг вставили в его пистолет только недавно.

"Лучше было бы полностью демонтировать, а затем выставить в музейных просторах", - сказал он.

Харьковская ратуша все еще носит следы советского прошлого: серп и молот являются частью ее фасада.

Представитель Decolonize Ukraine Kharkiv Вадим Поздняков вырос в этом городе и сказал, что в детстве он был озадачен, почему улицы и парки названы в честь людей, организовавших зверства против украинского народа.

Имена включали Власа Чубаря и Павла Постышева, двух чиновников Коммунистической партии, причастных к Голодомору 1932-1933 годов, который убил миллионы украинцев и был вызван, как говорят историки, советской политикой.

«У меня было желание, – сказал Поздняков, – чтобы город очистили от символов колониального, русского, советского порабощения».

Киевский активист Слабоспицкий говорит, что теоретически эти памятки можно было бы сохранить в музее. Другие бывшие советские страны придерживались подобных подходов: в Будапеште есть парк, посвященный статуям и мемориальным доскам коммунистических времен Венгрии. Литва основала музей и сад скульптур для размещения своих артефактов.

Но, отмечает Слабоспицкий, музеев должно было быть немало, «поскольку этих памятников очень много».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме