Вопрос о направлении миротворцев в Донбасс не обсуждается ни в кулуарах ООН, ни на ее Генассамблее, ни на Совете Безопасности, подтвердил в беседе с ZN.UA постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев: "Нет никакого обсуждения вопроса о введении миротворцев в нашу страну".
По словам Сергеева, к которому ZN.UA обратилось с просьбой рассказать о процедуре направления "голубых касок", подразделения миротворцев ООН могут быть отправлены Организацией только по инициативе правительства страны, где происходит конфликт. Добро на отправку контингента, его состав, использование и финансирование дает Совет Безопасности ООН. Он же и предоставляет мандат, в соответствии с которым "голубые каски" осуществляют свою миротворческую миссию.
Ооновские же процедуры таковы, что с момента обращения правительства до отбытия миротворцев проходит от полугода до года. Столь долгое время отводится ООН для технической подготовки миссии - ее планирования, когда определяется, что нужно и кто нужен, организации и проведения тендеров. И, конечно же, для формирования миротворческого контингента, которое происходит по принципу "кто может". Поэтому вполне возможно, что если будет принято решение о миротворцах на Донбассе, то среди них окажется и российский контингент.
Именно перспективы российского участия в миротворческой миссии ООН на Востоке и вызывают серьезные опасения у Киева. Ведь Россия - непосредственный участник вооруженного конфликта: ее солдаты воюют на Востоке, используя современное российское оружие, а руководство страны оказывает сепаратистам политическую и экономическую поддержку.
В этой ситуации россияне не могут быть беспристрастными миротворцами. Они лишь станут дополнительным фактором узаконивания российской оккупации Донбасса. А если в мандате миротворческой миссии будет прописан и охрана границ, то Киев может забыть о том, чтобы перекрыть поставки оружия боевикам.
Напомним, что в 1993 году ООН и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (предшественник ОБСЕ) согласились, что функции по международному руководству в конфликте в Абхазии должна принять на себя ООН, тогда как в Южной Осетии оно должно отойти к СБСЕ. В том же году была создана Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). С 23 июня 1994 года на территории Абхазии находились миротворческие силы СНГ. Фактически это были те же российские подразделения ВДВ, дислоцировавшиеся здесь ранее.
"Россия сумела склонить постоянных членов Совета Безопасности ООН в пользу присутствия миротворческих сил СНГ, полностью состоящих из российских военнослужащих. ООН же до последнего дня играла роль наблюдателя за прекращением огня", - пояснил Сергеев.
Долгое время в ООН считали, что "взаимодействие между ООН и СНГ в деле поддержания мира в Грузии - яркий пример решения проблем безопасности совместными усилиями ООН и региональных организаций". Но "миротворчество" России привело в 2008 году к российско-грузинской войне и признанию Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. "Такое "взаимодействие" недопустимо в нашем случае", - считает Сергеев.
Подробнее читайте в материале Владимира Кравченко "Нужны ли на Донбассе "голубые каски"?" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".