В интервью ZN.UA Юхновский рассказал, что в представленном Кабмином проекте среднесрочного плана своих приоритетных действий по развитию АПК до 2020 года предлагается на первом этапе формирования рынка земли "разрешить осуществлять продажу земельных участков государственной собственности и земельных участков только лицам, которые унаследовали их по закону, по цене не меньше нормативной денежной оценки земельного участка (с момента вступления в силу закона, то есть с 1 января 2018 года)".
"Если речь идет о почти 10 млн га государственных земель, то их главный распорядитель прежде всего должен был бы объяснить, с какой целью такой лакомый массив выставляется на продажу. Ради очередного транша МВФ или экономических интересов государства, общества? Если ради дополнительного поступления в местные бюджеты средств на сумму около 1 млрд грн, то исключительно "объединенным территориальным громадам"? И, наконец, у кого окажется государственная пашня? По сколько сот или тысяч гектаров будут давать в одни руки?", - указывает он.
По мнению главы комитета предпринимателей, органы государственной власти не хотят выстраивать структурированный и прозрачный рынок земель сельскохозяйственного назначения.
"Конечно, легче отгородиться так называемыми земельно-рыночными требованиями МВФ и манипулировать сознанием украинцев. Если в прошлом году не удалось протащить через парламент эмфитевзис как элемент гибридного рынка земли, то сегодня крайним делают международное финансовое учреждение. Мол, оно инициирует открытие рынка земли, прежде всего государственной, чтобы гарантировать возврат предыдущих траншей. Если даже так, то как могло украинское правительство подписать "земельно-рыночное" обязательство, не имея под руками не то что соответствующей законодательной базы, но даже элементарного видения формирования рынка земель сельхозназначения?", - задается вопросом Юхновский.
По словам специалиста, в пользу того, что это – сугубо внутренние спекуляции требованиями МВФ говорит тот факт, что внешний международный капитал, ни транснациональные компании не заинтересованы в формировании квазирынка плодородных земель в Украине.
"Понятно, что ни юридические, ни физические иностранные лица на этом этапе доступа к нашей пашне не получат. И из-за категорического неприятия чужого присутствия обществом, и из-за нереальности принятия такого предложения парламентом. Агрохолдинги также целиком устраивает аренда в ее нынешнем состоянии. Более того, последние изменения в законодательство улучшают их конкурентные позиции на рынке аренды, способствуют концентрации земель", - констатирует он.
Юхновский подчеркивает, что двигателем таких законодательно-земельных "инициатив" выступает исключительно коррупция – отдельные государственные чиновники и бизнесмены, которые паразитируют на бюджетных средствах и скопили значительный теневой денежный ресурс.
"Для них земля - основной инвестиционный объект, который со временем будет лишь стремительно расти в цене. Уникальная возможность легализировать теневой капитал здесь, в Украине, а не прятать его в офшорах под бдительным оком западных спецслужб", - заключил председатель Комитета предпринимателей АПК.
Напомним, 6 октября 2016 года Верховная Рада продлила мораторий на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения до 1 января 2018 года. Законопроект №5321-1 в целом поддержали 297 депутатов.
Подробнее о проблемных аспектах реализации земельной реформы в Украине читайте в материале Владимира Чопенко "Аграрное бездорожье" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".