По сведениям источников ZN.UA, Минфин не отказывается от идеи принять решение, которое позволит "вовлекать в бюджет" банковские депозиты в военное время. Но если ранее под действие подобной нормы подпадали практически все депозиты граждан и организаций, то сейчас существенно повышается "общественный болевой порог". Теперь под фактическую "временную национализацию" рискуют угодить депозиты граждан свыше 200 тыс. грн.
Об этом в статье для ZN.UA пишут Юрий Сколотяный и Роман Ивченко.
В подготовленном Минфином законопроекте "О финансовой системе Украины в особый период" в числе прочего содержался ряд пунктов, касающихся банковских депозитов граждан и организаций.
В частности, речь шла о том, что "в случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, размер которой определяется Кабмином, в государственный бюджет".
Законопроект предусматривал, что привлеченные таким образом средства включаются в государственный долг, оформляющийся государственными ценными бумагами, передающимися собственникам этих средств. Обязательства по таким ценным бумагам выполняются государством после окончания особого периода за счет средств госбюджета на условиях, определенных этими ценными бумагами.
То же касалось средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физлиц-предпринимателей, а также фермерских хозяйств.
Предпосылками для подобных инициатив являются не только угроза введения военного положения в стране в случае эскалации конфликта на ее Востоке, но и серьезные проблемы с выполнением доходной части госбюджета.
Вышеназванный законопроект появился не просто так, а во исполнение указа президента (от 24 сентября 2014 г.) и поручения премьер-министра (от 27 октября 2014 г.) о необходимости создания законодательных оснований для функционирования финансовой системы в так называемый особый период.
Оба прошлогодних рассмотрения законопроекта правительством заканчивались его отправкой на доработку. То же самое произошло и в году нынешнем после его вынесения на возглавляемый премьером правительственный комитет по вопросам экономического развития и европейской интеграции. Просочившаяся в СМИ причина: возможная дискредитация правительства (особенно в преддверии принятия решения о свободном курсообразовании на межбанке, уже приведшего к новому витку девальвации).
Хотя, как указывалось в сопроводительных документах, перед рассмотрением на правительственном комитете документ был согласован с Национальным банком, Минэкономразвития, Минюстом, ГКЦБФР, Нацкомфинуслуг, Минобороны, МВД.
На данный момент подготовка соответствующего законопроекта продолжается, и большинство его положений остаются неизменными.
В частности, новый набор предложений может предусматривать еще более широкое использование средств населения и бизнеса для нужд госбюджета и банков, на спасение которых средств у государства нет.
По данным источников ZN.UA, обсуждаемые сейчас в недрах Минфина и НБУ меры стабилизации финансовой системы в особый период существенно расширены и предусматривают как вовлечение депозитов и средств с текущих счетов граждан и предприятий в бюджет страны, так и так называемую haircut ("стрижку") по кипрскому сценарию, когда вклады свыше определенной суммы будут конвертированы в акции проблемных банков на определенный срок (рекапитализация за счет средств клиентов).
Введение военного положения в стране или ряде ее областей может привести к временному изъятию депозитов у всех категорий физических и юридических лиц (кроме предприятий оборонного комплекса). При этом вовлечены в процесс спасения государства могут быть вклады размером свыше 200 тыс. грн (первый рассматриваемый вариант) или 400 тыс. (второй вариант) с выдачей вместо них гособлигаций сроком на два года по ставке 14–16% годовых (прогнозный средний уровень инфляции на два года) либо по ставке 12–14% годовых по трехлетним облигациям.
Очевидно, одновременно с вовлечением депозитов в бюджет произойдет и автоматическая конвертация валютных вкладов в гривневые по официальному курсу, с последующим возвратом в национальной валюте. И кто знает, какой будет эта сумма в пересчете на реальный курс доллара к тому моменту.
ZN.UA отправило запрос в Министерство финансов и Национальный банк на предмет существования новых "особенных" депозитных инициатив и их деталей.
В поступившем в редакцию ответе Минфина ведомство не подтверждает, но и не опровергает изложенную в запросе информацию.
Большинство опрошенных ZN.UA экспертов уверены, что в нынешних условиях целесообразнее стремиться сделать вклады более привлекательными, убедить население нести деньги в банк, вернуть доверие населения к банковской системе, а не провоцировать забирать деньги из нее. И что подобные инициативы выглядят отчасти как провокационные и вряд ли хорошо продуманы и обоснованы.
И пусть 200-тысячный порог отсекает большинство нынешних вкладов "физиков" в системе, не стоит забывать, что после последнего витка девальвации эта сумма уже составляет в эквиваленте менее 10 тыс. долл. Это сумма, которой не хватит на приобретение не то что самой захудалой квартиры для граждан, пытающихся накопить на приобретение более-менее благополучного городского жилья, но и приличного автомобиля (порождения отечественного и китайского автопрома не в счет). В подобных условиях нет смысла рассчитывать, что такие сбережения будут накапливаться в банках, а значит, надежды не то что на возобновление притока, но и на прекращение оттока депозитов из системы тщетны
Детальнее читайте в статье Юрия Сколотяного и Романа Ивченко Стрижка по-особому.