15 марта на Лисичанском НПЗ (ЛИНИК) остановлена последняя из действовавших установок в нефтеперерабатывающей цепочке - установка гидроочистки дизельного топлива. «ТНК-ВР Коммерс» теперь сосредоточилась на обеспечении импортными нефтепродуктами своей сети автозаправочных станций в Украине. И хотя об остановке на внеплановый ремонт ЛИНИКа компания ТНК-ВР предупредила еще в конце февраля, и ее представители объявили о причинах, вопросы все же остались. На основные из них ZN.UA попросило ответить президента и главного управляющего директора компании «TНК-BP Коммерс» Дидье Казимиро.
- Господин Дидье, исходя из ваших публичных заявлений, ТНК-BP, останавливая Лисичанский НПЗ, уповала на поддержку украинского государства. В частности, вы предлагали увеличить ставки ввозных пошлин на бензин с 5% до 15%, на дизтопливо - с 2% до 10%. Какого эффекта от этих льгот вы ожидаете для возглавляемой вами компании и украинского рынка нефтепродуктов?
- Для понимания ситуации начну с цифр. Прошлый год принес компании ТНК-BP в Украине чистый убыток в размере 23 млн. долл., позапрошлый был еще хуже - минус 68 млн. долл. Сейчас маржа нефтепереработки для внутреннего рынка составляет минус 63 долл. на тонне сырья. То есть мы должны купить нефть, заплатить российскую экспортную пошлину; вложить деньги в техническую поддержку установок завода; обеспечить выплаты зарплаты, а также всех необходимых налогов и платежей; реализовать товары по рыночным ценам, и получить в итоге минус 63 долл. на каждой тонне переработанной нефти, что в годовом исчислении составляет около 300 млн. долл. убытков.
Дело не в особенностях работы Лисичанского НПЗ. Все без исключения украинские нефтеперерабатывающие предприятия декларируют убытки. Один из крупнейших заводов, Кременчугский (ОАО «Укртатнафта»), объявил о чистом убытке в 1,5 млрд. грн. по итогам 2011 года и о снижении объемов переработки в этот период почти на 14% - до минимума. Дрогобычский НПЗ получил по итогам года 27,8 млн. грн. убытков. Появилась официальная информация о том, что этот завод будет закрыт и перепрофилирован в нефтебазу. Надвирнянский НПЗ, по данным открытых источников, объявил о сокращении около 400 человек. Информация о планах по запуску Одесского НПЗ пока не подтверждается.
Увеличение ставок, о котором вы говорите - это повышение «потолка» импортных пошлин, дозволенного в рамках ВТО. Переговоры об этом - длительная и сложная, хотя и очень нужная работа. На самом деле, для того, чтобы украинская нефтепереработка была хотя бы минимально прибыльной, необходимо уже сейчас ввести импортные пошлины на нефтепродукты в размере 100 евро на тонне.
Мы говорим также о необходимости других изменений на украинском рынке нефтепродуктов. Наиболее приемлемым вариантом является отмена НДС для нефтепереработки в Украине (не только на ввоз сырья, но и на произведенные нефтепродукты). Кроме того, в ближайшее время Украине необходимо обеспечить полный переход на топливо Евро-4 и отменить старые стандарты. Государство должно обеспечить финансирование контроля качества нефтепродуктов, увеличить штрафы и законодательную ответственность за выпуск и торговлю контрафактной продукцией, усилить противодействие контрабанде топлива в Украину.
- Не считаете ли вы такое вмешательство государства в работу нефтерынка чрезмерным хотя бы с учетом примера РФ и Беларуси?
- Пример РФ и Беларуси, наоборот, показывает, что благодаря вмешательству государства нефтеперерабатывающая отрасль этих стран не только развивается, но и совершает экспансию на соседние рынки. Для России и Беларуси в этом только плюс, для Украины действия правительств этих стран - минус. НПЗ России и Беларуси, благодаря поддержке правительства, имеют те или иные льготы, что дает им возможность модернизироваться и наращивать производство. В то же время, украинские заводы, не выдерживая такой неравной конкуренции, не могут продолжать работу. За счет собственных НПЗ Россия и Беларусь имеют возможность удерживать цены на топливо для своих граждан. Тем временем стоимость импортных нефтепродуктов в Украине постоянно повышается. Заводы России и Беларуси обеспечивают тысячи рабочих мест и стабильные налоговые отчисления, что позволяет поддерживать социальную сферу, в то время как наши НПЗ закрываются, что имеет плачевные последствия не только для работников данных НПЗ, но и для украинских потребителей в целом.
- При этом ТНK-BP, по вашим же словам, намерена до 50% нефтепродуктов, получаемых в результате переработки нефти компании на Мозырском НПЗ, поставлять на украинский рынок. Это выгоднее схемы толлинговой переработки вашей нефти на Лисичанском НПЗ? Почему? Не это ли основная причина остановки Лисичанского НПЗ?
- Основная причина приостановки поставок сырья на ЛИНИК - убыточность переработки нефти в Украине. Мы уже второй год подряд открыто и последовательно говорим о тяжелом положении украинской нефтепереработки. Компания направляла обращения президенту Украины Виктору Януковичу, премьер-министру Николаю Азарову, министру энергетики Юрию Бойко, вице-премьерам, руководителям министерств и ведомств.
Мы не раз говорили о том, что переработка давальческого сырья является единственной возможностью не закрывать завод в нынешних реалиях, и эта опция зависима от массы факторов. К сожалению, давальческая переработка в сегодняшних условиях экономически неэффективна из-за ввода новых налоговых норм в России и изменений на рынке нефтепродуктов. Мы говорили о том, что будем вынуждены закрыть завод из-за убыточности нефтепереработки в стране, и просили о введении защитных мер со стороны государства, которые вводятся, к примеру, в Европе и США для поддержки стратегической отрасли. К сожалению, в Украине эта стратегическая отрасль долгое время остается без государственной поддержки и помощи.
Вследствие убыточности нефтепереработки, поставки сырья на ЛИНИК с 1 марта приостановлены, и на заводе начался внеплановый ремонт. С середины марта мы начали переводить персонал в режим четырехдневной рабочей недели. Последняя установка в нефтеперерабатывающей цепочке - установка гидроочистки дизтоплива - остановилась вечером 15 марта.
В то же время, в Украине у нас не только Лисичанский НПЗ, но и крупная сбытовая сеть, ряд контрактов на оптовые поставки. Нам нужно выполнять свои обязательства и обеспечивать собственные АЗС. Приобретать дополнительные объемы в Украине очень сложно, практически все они распределены. Поэтому ТНК-BP становится импортером, по крайней мере, на время ремонтных работ на ЛИНИКе. Нашим основным поставщиком станет Мозырский НПЗ, также мы можем поставлять некоторые объемы из Литвы и Румынии. Если мы сможем безубыточно производить нефтепродукты на Лисичанском НПЗ - мы будем это делать.
- Эксперты называют причиной проблемной экономики ЛИНИКа отсутствие достаточных инвестиций, в частности в углубление переработки. Почему вы не инвестируете в модернизацию завода? Вы говорите, что сейчас нет смысла. Но ведь и раньше особых вложений не было, хотя до 2005 года был очень хороший режим - нефть поставляли без НДС, импорта не было, а стоимость приобретения НПЗ более чем доступная. В чем же основная причина? Если боитесь инвестировать в завод, то почему не побоялись полмиллиарда заплатить за заправки?
- С момента отмены импортных пошлин в 2005 году маржа переместилась в розницу. Проще говоря, стало выгоднее продавать нефтепродукты через АЗС, чем производить их. Посмотрите: сейчас сразу несколько иностранных компаний активно рассматривают приобретение заправок в Украине - «Газпром нефть», азербайджанская SOCAR. Украинские нефтетрейдеры также динамично развивают свои сети. Но ни одна компания не заявила о желании приобрести НПЗ.
С чего вы взяли, что «особых вложений» в наш завод не было? Инвестиции ТНК-BP в Лисичанский НПЗ составили более 640 млн. долл. Мы построили шесть новых установок, провели модернизацию существующих. У нас был проект по запуску установки для производства бензинов Евро-5 уже в 2011–2012 году, и мы начали ее строительство, но потом отложили этот проект, потому что вкладывать деньги в нефтепереработку в нынешнем инвестиционном климате невозможно - нет понимания, когда же компания получит возврат на инвестиции.
Вопрос в том, что сделало государство для того, чтобы инвесторы захотели развивать эту отрасль. Мы откровенно говорим о наших проблемах второй год, но это больше похоже на зов умирающего в пустыне, нежели на конструктивный диалог между стратегической отраслью и правительством.
- Остановка Лисичанского НПЗ однозначно провоцирует социальное напряжение в этом регионе - многие люди останутся без работы и, соответственно, без зарплат. А любая помощь заводу со стороны правительства Януковича однозначно будет выглядеть как «спасение» по воле президента. Зачем ТНK-BP нужен такой политический подтекст? Или таким способом ваша компания пытается поддержать нынешнюю власть Украины?
- Никакого политического подтекста в наших действиях нет - ни с точки зрения поддержки действующей власти, ни с точки зрения взаимоотношений Украины и России. Все просто: завод генерирует убытки, и акционеры вправе задуматься о его будущем. Дотации не могут продолжаться вечно без надежды когда-нибудь вернуть вложенные средства.
Компания давно работает в режиме «антикризисные меры». Ожидание того, что завод вот-вот не сможет свести концы с концами, много месяцев висит над рабочим коллективом. Все это время мы делали все, чтобы сохранить рабочие места. Сейчас люди продолжают работать и получать зарплату, хотя нам и пришлось сократить их рабочее время. Конечно, ЛИНИК очень важен для экономики региона. Завод обеспечивает 10% ВВП Луганской области. В 2011-м Лисичанский НПЗ выплатил более 3,2 млрд. грн. налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Поэтому любые изменения в работе завода - чувствительный вопрос.
Факт остается фактом: ЛИНИК, самый молодой и технически оснащенный НПЗ в Украине, остановился на внеплановый ремонт на неопределенный срок. Под угрозой тысячи рабочих мест, ущерб бюджету и экономике страны оценивается в сумму около миллиарда долларов. В то же время комментарии экспертов о том, что на рынке нефтепродуктов царит тишь и благодать, и что «отряд не заметит потери бойца», отвлекают от понимания того что страна может лишиться практически последнего НПЗ.
- Лисичанский НПЗ перерабатывал давальческую нефть «Нафтогаза Украины». Какой получилась цена нефтепродуктов и какой их объем?
- Да, ЛИНИК перерабатывал сырье от «Нафтогаза» по давальческой схеме. Произведенные по давальческой схеме нефтепродукты мы отгружаем поставщику нефти. Далее нефтепродукты выставляются на аукцион. Мы не можем комментировать объемы и цены контрагентов, так как это часть их коммерческой политики.
- Ваш прогноз цен на март-апрель 2012 года и чем вы его обоснуете?
- По нашим прогнозам, в марте рост цен будет составлять примерно 10 копеек на литре топлива в неделю. В этом месяце средний уровень мировых цен на нефть уже превысил 126 долл. за баррель, что выше февраля на 6%. Рост оптовых цен на бензины в марте составил 5%. Это еще не отразилось на ценах розничного рынка Украины. При этом есть и хорошие новости - рост цен на дизельное топливо в марте замедлился до 2%, это создает предпосылки для более привлекательных цен для сельхозсектора в период посевной кампании.
С увеличением импортных поставок в Украину каждая новая тонна будет заходить по более высоким ценам, что будет способствовать еще большему увеличению цен. По нашим подсчетам, если ЛИНИК будет оставаться на ремонте, уже к маю доля импорта нефтепродуктов в Украину вырастет до 80%. Примерно такой же прогноз дают сторонние эксперты. В этих условиях избежать ценовых колебаний в сторону повышения невозможно.