Ученые узнали неожиданную подробность о Юстиниановой чуме

Ученые узнали неожиданную подробность о Юстиниановой чуме Юстинианову чумы вызвало несколько штаммов чумной палочки © Википедия
Эпидемия была вызвана не одним, а несколькими штаммами чумной палочки.

Международная группа ученых заявила о том, что первая в истории пандемия чумы – Юстинианова чума – была вызвана сразу несколькими штаммами бактерии Yersinia pestis, а не одной разновидностью, сообщает Phys.org.

Y. pestis – это бактерия, которая ответственна за несколько эпидемий чумы в истории человечества. Она вызывает бубонную, легочную и септицемическую чуму. В ходе нового исследования ученые сосредоточили свое внимание на первой пандемии чумы, которая получила название в честь римского императора Юстиниана І. Эпидемия длилась с 541 по 750 годы и, по мнению некоторых историков, унесла жизни примерно 25% населения Римской империи.

В ходе исследования ученые изучили останки жертв чумы, которые были захоронены в Германии, Франции и Испании. Кроме того, они изучили останки людей, которые были захоронены в то же время на территории Британии, чтобы выяснить, добралась ли тогда бактерия до Британских островов. Специалисты смогли реконструировать геном чумной палочки, выделив ДНК микроорганизма из костей в восьми случаях из 21.

В результате оказалось, что болезнь затронула и Британские острова. Более того, исследователям удалось обнаружить необычно большое количество разновидностей чумной палочки. Всего им удалось найти восемь различных штаммов в Германии, Испании и Франции, все из которых были тесно связаны друг с другом.

Вместе с тем, исследователи так и не могут сказать, какой именно из них стал причиной появления пандемии чумы. Вероятно, он зародился в Центральной Азии задолго до начала Юстиниановой чумы.

Ранее ученые выяснили, что первая пандемия чумы была на Земле еще в V-IV тысячелетии до нашей эры. В ходе исследований было обнаружено, что семь человек были заражены чумной палочкой. Упорядочив геном чумных палочек, ученые пришли к выводу, что шесть самых древних из них не были похожи на средневековую бубонную чуму, называемую "черной смертью": у данных бактерий отсутствовали гены pla и ymt, играющие ключевую роль в распространении чумы.