Ученые рассказали о происхождении черной стекловидной массы из останков жертвы извержения Везувия Черная масса оказалась мозгом жертвы извержения © N+1
Масса, которая была найдена в скелете из Геркуланума, оказалась мозгом.

Итальянские ученые определили фрагменты черной стекловидной массы, которая была найдена в скелете жертвы извержения Везувия. Оказалось, что это мозг – это подтвердил анализ характерных белков и жиров в составе массы, сообщает N+1.

Отмечается, что это редкий случай витрификации мягких тканей в останках человека. До этого подобные случаи были описаны только у жертв бомбежек времен Второй мировой войны.

Жертвами извержения Везувия стали почти две тысяч человек не только в Помпеях, но и в Геркулануме. Останки сохранились в том или ином виде, но чаще всего ученые находят отдельные кости. Мягкие ткани сохраняются реже.

В ходе нового исследования ученые изучили останки человека, которые были найдены еще в 1960-х годах на месте гибели Геркуланума. Человек лежал на животе лицом вниз в маленькой комнате. От скелета осталась только грудная клетка и часть конечностей. По мнению исследователей, кости черепа не выдержали контакта с раскаленным вулканическим пеплом.

На месте, где должна была находиться черепная коробка, ученые заметили черную стекловидную массу. В других участках скелета она не встречалась, не было найдено ничего подобного и в останках других жертв. Ученые предположили, что эта масса - фрагменты мозга, которые подверглись витрификации, то есть сгорели при высокой температуре, образовав нечто вроде стекла. Этот процесс чаще описывают для каменного угля: деревья витрифицируются при температуре около 310-530 градусов Цельсия.

Исследователи подтвердили свое предположение, изучив молекулярный состав массы и обнаружив в ней белки, характерные для нервной ткани. Кроме того, ученым удалось найти также жирные кислоты, которые обычно встречаются в волосяном сале.

Таким образом исследователи подтвердили, что черная стекловидная масса оказалась останками мозга жертвы Везувия. Температуру, при которой произошла витрификация, авторы работы оценивают примерно в 470-520 градусов Цельсия.

Ранее сообщалось о том, что исследователи обнаружили в Помпеях нетронутую гробницу молодой женщины, которая датируется IV веком до нашей эры. Ученые предполагают, что гробница принадлежит малоизученной культуре самнитов, которые жили в этом регионе до римлян.