Ученые поставили под сомнение существование темной энергии

Ученые поставили под сомнение существование темной энергии Ученые считают, что темной энергии на самом деле не существует © Phys.org
Согласно существующим моделям, на темную энергию приходится две трети Вселенной.

Команда астрономов из Сеула и Лиона заявила о том, что темной энергии, вероятно, не существует. Сенсационное заявление ученых ставит под сомнение существующую модель Вселенной, сообщает ВВС.

Считается, что наша Вселенная только на 5% состоит из видимой материи. Еще примерно четверть составляет темная материя, а оставшиеся две трети приходятся на темную энергию. При этом, о последней неизвестно фактически ничего, но именно она заставляет Вселенную постоянно расширяться.

В 1990 годах ученые заметили, что галактики не просто "разбегаются" в разные стороны, но делают это все быстрее. Это открытие не вкладывалось в существовавшие тогда представления о Вселенной. Для того, чтобы объяснить это обстоятельство, ученые выдвинули гипотезу темной энергии – загадочной силы, которая заставляет галактики ускоряться.

В 2011 году за открытие ускоряющейся Вселенной вручили Нобелевскую премию, а само понятие темной энергии плотно вошло в современную космологию.

Один из способов измерения расстояний в астрономии является так называемый метод "стандартных свечек", на основе наблюдения за сверхновыми определенного типа. Когда белый карлик взрывается, этот взрыв сопровождается яркой вспышкой сверхновой звезды. При этом, яркость таких звезд должна быть примерно одинакова, где бы они не находились.

Но при наблюдениях с Земли яркость сильно зависит от расстояния: чем ближе взорвалась звезда, тем ярче она будет. Это позволяет достаточно точно рассчитать расстояние до взрыва.

Кроме этого метода, используют также другие, например, уравнение Хаббла. И когда разные методы показывают одинаковый результат, они подтверждают друг друга.

Но в 1998 году астрономы вдруг обнаружили, что для наиболее далеких галактик разные методы измерения показывают разные результаты. Расстояние, полученное по методу "стандартных свечек", оказалось гораздо больше, чем то, которое определили ранее при помощи уравнения Хаббла. Ученые предположили, что Вселенная расширяется быстрее, чем считалось ранее, и это расширение происходит с ускорением.

Теперь же ученые провели наиболее точные на сегодняшний день измерения возраста большинства галактик, в которых наблюдались взрывы сверхновых. Исследование шло на протяжении девяти лет, а его результаты показали, что яркость сверхновых полностью сопоставима с возрастом материнских галактик и не нуждается ни в каких дополнительных переменных. То есть, в галактиках разного возраста яркость сверхновых будет отличаться.

Это значит, что расхождения в измерениях, которое заметили в 1998 году, можно объяснить эволюцией яркости звезд и нет оснований предполагать, что Вселенная расширяется с ускорением. То есть, не нужно объяснять ускорение и темная энергия, которая была за него ответственна, не нужна.

"Как говорил [американский астроном] Карл Саган, экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств, а я совсем не уверен, что у нас есть подобные экстраординарные доказательства существования темной энергии. Наши результаты показывают, что сама гипотеза темной энергии на основе космологии сверхновых звезд, получившей в 2011 году Нобелевскую премию по физике, может базироваться на ненадежном и просто ошибочном предположении", - заявил руководитель исследования, профессор Йон Вук Ли.

Стоит отметить, что еще в ноябре и декабре прошлого года были опубликованы две работы, которые предлагают альтернативные объяснения ускорения Вселенной. В одной статье его объясняют квантовыми свойствами материи (так называемым эффектом Казимира). В другой вообще предполагают, что Вселенная на самом деле не ускоряется: различие в измерениях 1998 объясняют лишь точкой, с которой ведется наблюдение.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили загадочные вспышки, которые могут быть доказательством существования параллельной Вселенной. Свечение было обнаружено во время анализа карты реликтового излучения, которое также называют "Эхом Большого взрыва".