Ученые объяснили нечувствительность уникальных грызунов к боли

Ученые объяснили нечувствительность уникальных грызунов к боли Объяснена нечувствительность землекопов к боли © N+1
Нечувствительность позволяет землекопам жить по соседству с муравьями.

Ученые из Африки и Европы заявили о том, что им удалось объяснить нечувствительность грызунов-землекопов к боли. Как сообщает Naked science, эта уникальная особенность грызунов оказалась связана с подавлением активности генов, которые кодируют белки, связанные с передачей сигналов боли.

Голые землекопы – это уникальные грызуны. Они образуют иерархические стаи во главе с самкой-матриархом, а длительность их жизни во многом превышает среднюю для грызунов. Кроме того, они демонстрируют устойчивость к развитию многих видов рака и практически нечувствительны к боли. Эта нечувствительность очень важна для них, поскольку позволяет им осваивать ниши, недоступные для других норных животных, например, недалеко от гнезд исключительно агрессивных муравьев.

В ходе исследования ученые изучили реакцию голых землекопов и родственных им видов на воздействие веществ, которые способны вызвать жжение и на коже человека и других млекопитающих: соляную кислоту, капсаицин красного перца и аллилгорчичное масло (AITC), придающее острый вкус хрену и васаби. Нечувствительность к кислоте продемонстрировали три вида семейства землекоповых, к капсаицину - два, к AITC - один вид.

Оказалось, что нечувствительность была присуща не "обычным" голым землекопам, а у землекопам-пескороям, которые являются эндемиками ЮАР. Взяв пробы нейронов, ответственных за передачу болевого сигнала к спинному мозгу, ученые проанализировали активности порядка семи тысяч генов в них и обнаружили, что у нечувствительных к AITC грызунов подавлена активность генов, кодирующих белки TRPA1 и NaV1.7. Эти мембранные белки непосредственно связаны с передачей сигналов боли, и TRPA1 служит мишенью целого ряда раздражающих веществ растений.

У многих животных экспрессия гена TRPA1 понижена, но у пескороев она оказалась подавлена вовсе. С другой стороны, нейроны этих грызунов продемонстрировали повышенную активность гена другого мембранного белка - NALCN, - и ученые показали, что если этот белок заблокировать химически, то животные тут же проявляют чувствительность к ожогу аллилгорчичным маслом.

Ранее ученые из Исследовательского центра молекулярной медицины заявили о том, что им удалось разгадать тайну заразности рака тасманийских дьяволов. До этого исследователи не могли объяснить того, каким образом лицевая опухоль одних животных передается другим.