Ученые наблюдали уничтожившую планеты звезду

Ученые наблюдали уничтожившую планеты звезду Звезда уничтожила планету, которая находилась на ее орбите
Звезда все время затеняется большим облаком пыли.

Ученые наблюдали за звездой RZ Рыб (RZ Psc), которая находится на расстоянии 550 световых лет от Земли и периодически резко и непредсказуемо меняет свою яркость. По мнению исследователей, колебания яркости связаны с газопылевыми облаками - остатками уничтоженной звездой планеты или нескольких. О своих выводах исследователи сообщили в The Astronomical Journal.

Возраст звезды оценивается в 30-50 миллионов лет, периодически ее яркость уменьшается в 10 раз на несколько дней. Она излучает намного больше энергии в инфракрасном диапазоне – целых 8% ее общей светимости приходится на ИК-волны – что говорит о наличии вокруг очень плотного и горячего газопылевого облака. Сколь бы ни была молода RZ Psc, но газопылевой диск времен ее формирования должен был исчезнуть за несколько миллионов лет.

Астрономы предположили, что так проявляется массивный пояс астероидов, окружающий RZ Psc: сталкиваясь и разрушаясь, тела создают вокруг звезды облако пыли. По другой версии, RZ Psc вовсе не так молода, как кажется, и на самом деле намного старше Солнца, она начала переход к стадии красного гиганта, расширяясь и превращая в обломки ближние планеты.

Теперь же исследователи изучили RZ Psc с помощью европейского космического телескопа XMM-Newton, а также инструментов наземных обсерваторий Lick в Калифорнии и W.M.Keck на Гавайях. Рентгеновский XMM-Newton показал, что звезда ярко излучает в рентгене, примерно в 1000 раз ярче сегодняшнего Солнца, что указывает на молодой возраст.

Средняя температура поверхности составляет 5330°С, немногим холоднее Солнца. Кроме того, в составе RZ Psc обнаружено необычно высокое содержание лития – он вовлекается в термоядерные реакции и понемногу исчезает, поэтому также служит индикатором молодости звезды.

Температура окружающего RZ Psc пылевого облака составляет 230°С, так что ученые оценивают его радиус в 50 миллионов километров – примерно в три раза меньше орбиты Земли и даже чуть меньше орбиты Меркурия. Астрономы считают его результатом катастрофы планетарных масштабов: звезда может активно перетягивать вещество с близкого субзвездного объекта или гигантской планеты; либо этот объект может быть уже окончательно разрушен ее гравитацией. Наконец, к тому же могло привести и столкновение, которое пережили крупные газовые планеты друг с другом.

Ранее астрономы заметили, что небольшая галактика, расположенная в группе Скульптор, постепенно разрушается гравитационным влиянием гигантской галактики, расположенной по соседству с ней. Обнаруженная галактика принадлежит к типу карликовых сфероидальных галактик, но, в отличие от других подобных галактик, она имеет вытянутую форму, направленную в сторону NGC 253. Такая форма галактики может указывать на то, что на нее воздействует гравитационное влияние большей галактики, которое сильнее действует на ближнюю сторону.