Космический мусор может помешать развитию космонавтики

Космический мусор может помешать развитию космонавтики За последние несколько лет на орбите на 30% увеличилось количество космического мусора © ieee.org
Космический мусор создает массу проблем для вывода на околоземную орбиту полезных грузов.

Более 100 новых объектов космического мусора обнаружили с начала года сотрудники Звенигородской обсерватории - одной из крупнейших в России. Как сообщил старший научный сотрудник обсерватории Наиль Бахтигараев, ежедневно астрономы находят 3-4 новых объекта - остатки от спутников и других летательных аппаратов. Ученый подчеркнул, что космический металлолом опасен для летательных аппаратов, а его скопление на околоземной орбите уже через 30 лет может затруднить развитие космонавтики как отрасли.

"За последние несколько лет на орбите на 30% увеличилось количество космического мусора. Только с начала года мы открыли более ста новых объектов, - подчеркнул Бахтигараев. - Процесс происходит за счет фрагментации космических тел. Увеличивается не масса, а количество объектов. Например, спутник весом в одну тонну при разрушении распадается на тысячу кусков. Те, в свою очередь, распадаются на более мелкие объекты. Таким образом, околоземная обрита лавинообразно заполняется мусором".

Бахтигараев отметил, что астрономы не могут удержать в поле зрения весь космический мусор. В частности, они могут отследить полет объекта диаметром 10 см. Более мелкие частицы им уже не видны. При столкновении с такими "крохами" выходят из строя спутники, которые со временем также разрушаются на более мелкие частицы.

"Из-за космического мусора раз в месяц даже МКС вынуждена менять свою траекторию полета", - пояснил Бахтигараев.

Заведующий Звенигородской обсерваторией Института астрономии РАН Сергей Барабанов отметил, что космический мусор создает массу проблем для вывода на околоземную орбиту полезных грузов. Механические осколки при столкновении с космическим аппаратом могут вывести его из строя. "Уже признано официально несколько таких случаев", - отметил астроном.

Барабанов подчеркнул, что сейчас массово разрабатываются программы по решению этой проблемы. В частности, приступили к запуску спутников, которые после выхода из эксплуатации не будут разрушаться. "Такие спутники начали запускать, но что делать с уже имеющимся мусором, пока никто толком не знает", - отметил ученый. !zn