Звон пустых бутылок

9 ноября, 17:18 Распечатать Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября

Неутихающий хохот по поводу кремлевского "санкционного" списка разделил украинское общество.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Впрочем, совсем не так, как хотелось бы Москве. Смеется, безусловно, вся Украина. Но по-разному. 

Одни наши сограждане считают это "традиционным москальским идиотизмом". Спорить с ними по этому поводу совершенно незачем. Другие выискивают в нем глубоко и не очень скрытые намеки и манипуляции — и тоже оказываются правы.

Но к оценке позиции и первых, и вторых нужно обязательно применить словосочетание: "в целом". В целом и те, и другие правы. Ведь мы легко видим в каждом сообщении ожидаемое, плохо — вероятное, и совсем не видим очевидное.

Например, в недавнем сообщении о том, что некто под Краматорском расстрелял из дробовика браконьеров, незаконно рубивших лес, все единогласно узрели романтического мстителя, эдакого "робин гуда". И наперегонки начали зазывать его к себе пострелять. Хотя похожие действия в других регионах (и с другим сырьем) уже десятилетия подряд совершают отнюдь не романтики. А калечат и убивают — жесткие конкуренты в том же самом нелегальном промысле, с которыми пацанам просто не удалось договориться, а старая "крыша" по каким-то причинам больше не при делах. Или она же и наслала "робин гуда". 

Дерзость и прямое действие романтиков в целом ограничивается писаниной. Иногда действительно смелой и честной. Но тогда стреляют обычно в них, а вовсе не они, романтики. 

 Поэтому обобщим здоровый народный хохот до рационального алгоритма и посмотрим, как обычно работает кремлевский документооборот публичного использования.

Прежде всего — нельзя недооценивать противника ни при каких обстоятельствах. Этой банальной истиной, увы, пренебрегают по чисто психологическим обстоятельствам. Выставляя противника большим идиотом, чем он на самом деле является, вы улучшаете собственный гормональный баланс и кажетесь умнее и успешнее, чем есть на самом деле. Забава эта, в общем-то, примитивная, и ни на что, кроме вышеупомянутых факторов, не влияет. Но если этим злоупотреблять, то однажды вы сами окажетесь тщеславным дураком, попавшим в простую ловушку. Поскольку перестали работать над собой и смотреть под ноги.

Во-вторых, экспертам, или как их там еще называют, крайне нежелательно смешивать информационные явления, которые Россия генерирует на Западе, с теми, которые через сливную трубу кирилличного сегмента Интернета и зомбоящик попадают к нам напрямую. 

Украина — лишь один из участков фронта Третьей мировой, на котором Россия осуществляет вторжение. То, что этот участок несколько лет "горячий", никоим образом не изменяет общих пропорций. Цель России — мировое империалистическое господство, а Украина — лишь одно из возможных мест прорыва этого фронта. Агентура Кремля, конечно, уже не та, что во времена "холодной войны", однако все эти глуповатые "шпилли-вилли" с лихвой компенсируются обычным подкупом, но в необычных, гигантских масштабах. 

Это сейчас "Брексит" на Западе уже рассматривают как успешную комплексную операцию Кремля (семь целевых проектов антиевропейской пропаганды), на которую ушло свыше восьми миллионов фунтов стерлингов (дело Аарона Бенкса), а тогда — как демократическое "народное волеизъявление". Таких брекситов сейчас по всему миру — десятки. Запад по-демократически робко, но все же начал принимать контрмеры. Россия сделала упор на среднеевропейского лоха и его пищеварительный тракт, а стареющим политикам стала предлагать такие преференции от "Нефтегаза" и "Газпрома", каких они не видывали даже в самых влажных своих коррупционных снах. Без точного понимания стран (Гугл не поможет!), в которых это происходит, анализ происходящего лишен для нас практического смысла и обычно является уделом "полезных идиотов", невольно цитирующих вражескую пропаганду.

Совсем другое дело — постсоветское пространство. Здесь очень широкий спектр стран — от среднеазиатских, с их колоритным феодализмом, до Беларуси, с ее полной вассальной зависимостью, объединенных тем, что вполне годится для увядающих, но все еще работающих наработок КГБ и ГРУ. И для трудоустройства своих сотрудников (во всех этих странах), которые так и не выучили никакого другого языка, кроме русского.

Любой документ, над которым последовательно работают разные люди, имеет на себе не такие уж невидимые отпечатки их умственной деятельности. Это разные, и зачастую сильно конкурирующие между собой ведомства, поскольку речь идет об увеличении или уменьшении их финансирования — во всем мире так. То, что первая часть хохочущей Украины считает сугубой глупостью авторов, — это результат жесткого столкновения амбиций и алгоритм работы. Эти уродливые "швы" в итоге "закрашивают" так, как нравится самому главному начальнику, и пускают в мир — "и так сойдет". Почему же сходит?

Потому что любой кирилличный документ или русскоязычный телебред, даже если он формально адресован нам с вами, на самом деле адресован внутренней российской аудитории. Он является частью общей политической паранойи, и если его именно так и рассматривать, то этот "кирпичик" вполне аккуратен, и занимает свое надлежащее место в кремлевской стене пропаганды. 

Определенная часть граждан Украины ментально является частью этого московского "русскомирского" пространства, и это есть в каждой постсовковой стране, эту публику даже неплохо импортировали в ЕС. Они точно так же видят в любых русских несуразностях тайные знаки близкого "освобождения от хунты", как и их антагонисты в громких евроатлантических разборках — тайные знаки любви к Украине.

Несколько слов о том, как работает такое послание для них, и почему. 

Послания такого рода следует рассматривать как контейнер, а не как "матрешку", ибо, по вышеупомянутым причинам, элементы информационного поражения в нем разнородны, порой они даже нейтрализуют друг друга. В нем есть два "отсека" — социальная коммуникация и личная. О социальной коммуникации, используемой противником, написано уже достаточно много, но это такая сфера, которая постоянно меняется, как погода в горах. 

В социальной коммуникации основное — это медиавирус, "мем", который самовоспроизводится и мутирует, уклоняясь от контрпропаганды. Социальная коммуникация в принципе примитивизирует картину мира, а противник ее делает даже не черно-белой, а исключительно мутной, с последующим предложением собственной "ясности". 

В личной коммуникации применяется технология внушения через текст, каковую ошибочно именуют "манипуляцией". В тексте должно быть то, что затрагивает читателя ЛИЧНО, и предлагает частичное решение его эмоциональной проблемы — чтобы он ждал продолжения. Возникает ощущение "чтения мыслей" автором текста. Далее должно быть доказательство правоты, или то, что на нее похоже.   

Любая директивная форма послания (указ, приказ и т.д.), его рубрикация, авторство, большие буквы, жирный шрифт — призвана усилить внушение, поставить читателя "в строй" адептов послания. Эта малоизвестная область науки называется "лингвистикой влияния".

Задача такого документа, о котором шла речь в начале, — передвинуть смысловую нагрузку из области вероятного в область реального. Нас (точнее, "их") убеждают, что это на самом деле санкции, и они на самом деле кому-то причинят ущерб. А иронизирующим по умолчанию предлагается сравнение с западными санкциями — мол, такая же эффективность.

Нельзя обойти вниманием и старинную технологию, называемую "операцией прикрытия", в которой якобы репрессированные врагом — уже не просто твои друзья по умолчанию, но и объект всяческой похвалы и обожания. Даже если так не происходит, одна из ключевых задач психологических операций — подрыв авторитетов и сеяние смятения — достигнута. Включили кого-то в кремлевский список "санкций" или не включили — не имеет вообще никакого значения. Потому что это не список, не санкции, а обычный симулякр. Надутый информационный пузырь, каковых ежедневно запускается по нескольку в разных направлениях. 

Но человеческое тщеславие — одна из неистребимых слабостей, и тем, кого минует своим вниманием власть, очень хотелось бы грозных проклятий от врага. Поэтому смех (и над собой, непременно!) — наиболее простой, эффективный, инстинктивно применяемый защитный фильтр от информационных токсинов. Если уж никак не получается просто игнорировать. 

А игнорировать можно лишь тогда, когда вы заняты своим собственным, интересным делом, и вам некогда отвлекаться на кремлевский звон пустых бутылок. Даже если они из-под "Новичка". 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно