Театр Переселенца: никакой игры, только душевная беседа

1 октября, 2016, 00:00 Распечатать

"Это позволяет нам освободиться от бремени. Ты проговариваешь свою историю, свои проблемы и словно освобождаешься, отдаешь пережитое", — говорит участница Театра Переселенца, прежде жительница Донбасса Анастасия Пугач.

"Это позволяет нам освободиться от бремени. Ты проговариваешь свою историю, свои проблемы и словно освобождаешься, отдаешь пережитое", — говорит участница Театра Переселенца, прежде жительница Донбасса Анастасия Пугач. 

Девушка и ее коллеги рассказывают о своей судьбе на нынешнем фестивале современного искусства ГогольFest. Наряду с другими событиями фестиваля, эти перфомансы показывают не просто силу влияния искусства на массу, но и переживания людей по поводу нынешних событий в Украине. И хотя это и театр, здесь никто не играет — просто делится.

Пропуская все сквозь себя

Соучредитель Театра Переселенца режиссер Георг Жено приехал в Украину несколько лет назад, чтобы поставить, как он тогда считал, всего один спектакль. Но Украина его от себя не отпустила.

Художник уверен, что именно теперь его присутствие здесь чрезвычайно важно. Несмотря на это, он не отрицает, что отстраниться у него не получается. Общение с людьми, пережившими сложные события, оставляет в нем много следов и даже шрамов: "В этом, конечно, есть плюсы и минусы. Просто я решил кардинально изменить свою жизнь. И это непросто, ведь делать такую работу и быть циником невозможно. С другой стороны, цинизм защищает".

Еще до переезда в Украину Георг много контактировал с украинскими мастерами, неоднократно ставил спектакли. Даже теперь его работы можно увидеть на сценах украинских театров в обновленном виде. Продолжительное пребывание на территории Украины дало Жено возможность не просто глубоко изучить украинцев, но и проследить, какие разительные метаморфозы происходят в людях. "Я заметил, как меняется общество: все постоянно на нервах, быстрее обижаются, паникуют. И хотя в Киеве нет военных действий, видно, что люди отдаляются, не разговаривают друг с другом. Даже в моем окружении есть много таких, кто просто перестал общаться. Эта война на нас давит каждую минуту. Цель Кремля — медленно сломать, а не забрать территории".

С раздором и отдаленностью, по мнению Георга, надо бороться в зародыше. Он советует лечить это через театр. Так люди могут научиться быть в коллективе, простить друг друга, объясниться и не навешивать ярлыки.

Георга Жено до сих пор поражает сила духа украинцев перед лицом такого испытания на прочность. Говорит, что ничего похожего не видел ни в Германии, где родился, ни в Болгарии, ни в России, где работал: "Украинские художники пытаются найти образ, показать и справиться с тем насилием над человеком, свидетелями которого стали. Это смелые люди, которые рассказывают свои истории. Они переворачивают горы".

Многогранность переживаний

В рамках Сцены Переселенца на ГогольFest были показаны работы не только Театра Переселенца, но и приглашенных гостей из Театра Максима Горького (Берлин). Спектакль "Скелет слона в пустыне", привезенный Айхамом Маид Агха с коллегами, — рассказ о войне в Сирии; о многогранности и сложности того, что переживают переселенцы. Сам Айхам говорит, что написанные тексты — это воспоминания, своеобразная попытка самоанализа. 

Георг Жено объясняет, что спектакль не обязательно полностью перекликается с событиями на востоке Украины: "Война в Сирии принесла больше жертв и более масштабную жестокость, вплоть до использования химического оружия. Но свои параллели зритель все-таки проведет".

Эти параллели уже успела найти Анастасия Пугач, которой Айхам Маид Агха рассказал, как остался в Германии, где на самом деле планировал пробыть только неделю — на гастролях. У него был транзитный рейс через Ливан, но так получилось, что из-за бумажных вопросов Айхам не смог полететь, так и остался. 

Это напомнило Насте историю большинства дончан. В начале лета 2014-го для украинцев все менялось невероятно быстро. Так что, поехав в командировку в Одессу, земляк девушки, журналист по специальности, вдруг понял, что из-за проукраинской позиции возвращаться ему уже некуда. Сама Настя выезжала из Донецка на две недели. Прошло два года, и возвращаться она не планирует. 

Поддержка, которая вдохновляет

С момента присоединения к Театру Переселенца Анастасия Пугач никогда не играла. Она просто рассказывала свою историю. "Папа разберется" — первый опыт актерства, состоявшийся в рамках ГогольFest. Настя показала историю Натальи Николаевны, переселенки из Алчевска, которая в пенсионном возрасте выучилась на режиссера и вместе с детьми-инвалидами создала в своем городе кукольный театр. События на Востоке заставили женщину выехать. Актеры Театра Переселенца решили рассказать ее историю отдельно. В дальнейшем планируют собирать деньги, чтобы поддержать Наталью Николаевну и материально. Режиссера Георга Жено история женщины и желание других поддержать ее тронули особенно: "Я не верю, что нам нужны красивые декорации во время спектакля. Красота — это жест. Мне кажется, что нет ничего лучше, чем группа молодых людей, которые работают, чтобы морально поддержать другого человека".

В этом году поддерживать Театр Переселенца стало также Агентство ООН по делам беженцев. Глава Агентства Пабло Матеу вспоминает, как во время нынешнего Дня переселенца познакомился с творчеством этих людей, и с тех пор агентство ООН начало активно содействовать их инициативе.

Г-н Матеу считает, что важно поддержать такой акт самовыражения украинского общества. Мощный месседж этих людей, по его мнению, необходимо передавать дальше, чтобы мотивировать людей объединяться и создавать новые проекты, которые помогут сплотиться перед лицом страшных событий. Когда хочешь понять и почувствовать боль другого, слова излишни: "Хотя я не понимал языка, но почувствовал, насколько мощным был спектакль. Поэтому для нас как для организации, поддерживающей беженцев, было очень важно поддержать такую деятельность. Как человек, переживший подобное в своей стране, скажу: это — трагедия, отчаяние от которой не сможет передать сполна даже театр. Но такие переживания — толчок к творчеству и самовыражению".

Это вам не игрушки. Displaced kids

"Они такие же дети, как и остальные. И так же, как другие, достойны быть счастливыми и строить свою жизнь", — говорит о работе с детьми переселенцев куратор проекта Displaced kids Александр Фоменко.

С режиссером Георгом Жено и другими коллегами Александр познакомился на проекте "Новый Донбасс". Именно тогда, на празднике для детей в поселке Николаевка в зоне АТО, Георг исполнил роль Святого Николая и был поражен тем, что, кроме игрушек, дети просили мира в Украине. Это стало одной из причин, побудивших Жено остаться и сплотить других в рамках театра.

В декабре 2015-го Георг Жено снова был Святым Николаем. Правда, на этот раз праздник состоялся в Киеве, собрав более 600 детей. Такие встречи стали регулярными, позже начали создавать еще и документальные работы. Например, фотофильм с использованием игрушек, привезенных детьми с собой. Игрушки изображали переселенцев из зоны АТО.

После этого пришло понимание, насколько нужен детям театр. Начала работать театральная студия "Халабуда", которую посещают 17 детей (10 — из Донецкой и Луганской областей, остальные — киевляне).

По мнению Александра Фоменко, преодоление каких-то собственных внутренних проблем с помощью театра — одна из лучших методик. Ведь именно театр имеет для этого в своем арсенале богатый инструментарий методик и техник. Показы спектаклей в рамках ГогольFest — некая презентация новейшей методики.

Александр акцентирует на недопустимости метода а-ля "а вот сейчас мы будем работать как нормальные дети", который он заметил в первый год работы исключительно с детьми-переселенцами. Это приводит к размежеванию и автоматически загоняет детей в то же нежелательное состояние: "Все это воспринимается детьми как дополнительный опыт. Вот есть такие люди, у них — свои переживания, у меня — свои. Они не хуже и не лучше. Мы просто приехали из разных городов, и у нас разные судьбы.

Если мы акцентируем внимание на различиях, то, что бы мы ни делали, это остается у детей в подсознании.

Мы с самого начала стараемся стереть этот ярлык. Если дети растут вместе, они понимают, что у них одинаковые со всеми права, возможности и такие же шансы, как и у всех, жить полной жизнью".

Вместе с другими работниками студии Фоменко тщательно планирует каждое занятие — чтобы сохранить атмосферу безопасности, свободы и отсутствия дискриминации. Благодаря усилиям Александра и его коллег никто не чувствует себя аутсайдером. Дети погружаются в собственные воспоминания, создавая спектакли. Результат, по сути, терапевтический.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно