Налоги на благотворительность. Кто вдохнет жизнь в мертвый президентский закон?

21 ноября, 2014, 19:30 Распечатать

Основная проблема в том, что закон — "мертвый", и ни одна его норма пока не может быть реализована на практике. В течение двух недель после принятия закона Кабмин должен был разработать необходимые инструменты для использования его на практике. Но прошло уже почти два месяца, а воз и ныне там.

 

3 ноября 2014 года. Встреча в государственной фискальной службе. Участники — начальники департаментов и отделов службы, представители международных гуманитарных миссий, украинских благотворительных организаций и волонтеров.

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, законом №1668 (автор — президент Украины) предусмотрено освобождение от уплаты налога на доход физических лиц (НДФЛ) за получение благотворительной помощи участниками акций массовых протестов, проходивших зимой в Киеве, а также возврат уже уплаченных налогов. Каким образом можно вернуть 8 млн грн, выплаченных государству в качестве НДФЛ Фондом громады Приирпенья за оказание помощи семьям Небесной сотни?"

Ответ: "Бухгалтер фонда должна сделать перерасчет, показать переплату и попросить возврат. Но... вам нужно представить доказательства, что семьи Небесной сотни, получившие помощь, относятся к данной категории лиц"...

О Законе №1668

25 сентября 2014 года вступил в силу Закон №1668 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи", предусматривающий освобождение от НДФЛ благотворительных средств, предназначенных для помощи армии, переселенцам, семьям погибших и раненых. Этот нормативный акт появился на свет в результате активного лоббирования волонтеров и благотворителей. 

Особенность закона в том, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее — с 21 ноября 2013 года, с первого дня Евромайдана. Согласно нормам закона, вся благотворительная помощь, предоставленная участникам Майдана, также освобождается от налогообложения. Если налоги уже были уплачены, то они должны быть возвращены государством. Эта норма востребована как никогда, ведь уже на протяжении 11 месяцев часть благотворительных средств, которые могли бы спасти чью-то жизнь, перетекают и растворяются в бездонных бюджетных карманах.

Основная проблема в том, что закон — "мертвый", и ни одна его норма пока не может быть реализована на практике. В течение двух недель после принятия закона Кабмин должен был разработать необходимые инструменты для использования его на практике. Но прошло уже почти два месяца, а воз и ныне там.

И хотя премьер-министр еще 30 сентября дал поручение Минфину в кооперации с другими ведомствами до 6 октября разработать все необходимые механизмы, его никто не спешит выполнять. 

Парадокс в том, что работа, которую сотрудники министерства ведут по данному закону уже более месяца, априори не принесет желаемых результатов. Ведь в поручении премьер-министра отсутствует самое главное задание — определить список критериев и документов, на основании которых благотворительные институции, банки и налоговая смогут применять налоговые льготы, определенные законом. То есть если благотворительный фонд хочет оказать адресную помощь раненому бойцу и перевести на его счет средства, то непонятно, какие документы подтвердят то, что за этого бойца не нужно платить НДФЛ. То же касается помощи семьям погибших, участникам Майдана, а также перемещенным лицам из Крыма и восточных регионов Украины.

Все обращения волонтеров и благотворителей в фискальную службу наталкиваются на один ответ — для проведения такой работы у нас нет поручения. Минфин же на все предложения благотворителей о сотрудничестве не реагирует — для них эта тема не интересна и не приносит дивидендов.

А отдуваться приходится тем, кто "на передовой".

Война войной —
налоги по расписанию

"В Хмельницкий региональный благотворительный фонд "Укрепление общин" обратилась семья военнослужащего Александра Петраковского, — рассказывает директор фонда Татьяна Василик. — Парень, защищая своего побратима, получил осколочное ранение в голову с повреждением головного мозга. Сейчас находится на лечении в Израиле. На операцию семье нужно собрать 200 тысяч евро. Мы смогли привлечь 60 тысяч гривен, а теперь необходимо еще уплатить 10200 гривен НДФЛ. С такими случаями мы сталкиваемся ежедневно. Только на поддержку военных направили уже около двух миллионов гривен. Кроме этого, помогаем и детям-сиротам, и старикам, и инвалидам... Все это — адресная помощь, за которую мы или получатели помощи, то есть люди, принадлежащие к незащищенным категориям населения, должны уплатить налоги. То есть не государство помогает им, а они ему. Нонсенс украинской благотворительности".

Солидарна с Татьяной в оценке ситуации и глава департамента программного развития Международной общественной организации "Джойнт" Наталья Нагорная: "Наша организация, на протяжении 100 лет поддерживающая нуждающихся по всему миру, расширила программы помощи в Украине для временных переселенцев с Востока Украины. С июня "Джойнт" через систему благотворительных фондов — хеседов — принял на учет и оказал помощь семьям и одиноким людям, прибывшим из зоны АТО. Многие из них приехали без самого необходимого, в лучшем случае — с документами. Помощь оказывается индивидуально по потребностям — на продукты питания, оплату жилья, приобретение теплой одежды, предметов быта, на лечение. Программа помощи для временных переселенцев финансируется в экстренном режиме, что называется, "с колес". Но вместо того чтобы все привлекаемые от благотворителей средства работали непосредственно на благо нуждающихся, эта помощь облагается НДФЛ".

Сотни тысяч гривен налога за оказанную адресную помощь были выплачены за последние несколько месяцев и МБФ "Каритас Украины", взявшим на себя заботу о двух с половиной тысячах перемещенных лиц из Крыма и восточных регионов Украины. Организация поддерживает десять центров для временных переселенцев в Западной Украине и в Харькове. "В ближайшее время фонд планирует выплатить около 460 тыс. грн уязвимым категориям переселенцев в г. Харькове, и за оказанную помощь должен будет заплатить 81 тыс. грн налогов государству", — сетует бухгалтер фонда Виталий Марценюк. Фонд также помогает восстанавливать разрушенные окна в Славянске. За каждое такое окно физическому лицу фонд платит НДФЛ.

Заграница нам поможет

Премьер-министр А.Яценюк и министр социальной политики Л.Денисова на каждом брифинге, касающемся темы перемещенных лиц, в унисон поют о международной донорской помощи, которая поможет правительству предотвратить гуманитарный кризис и оказать помощь жителям восточных регионов Украины.

Понятно, это приходится делать. По подсчетам экспертов, собственных средств на выплату госпомощи временно перемещенным лицам в течение шести месяцев (884 грн — нетрудоспособным и 442 грн — трудоспособным лицам) правительству хватит лишь на один месяц, а дальше — надежда на доноров. И если сегодня речь идет о 300—500 тыс. человек, то завтра, учитывая приостановку Кабмином всех социальных выплат на территории АТО, эти цифры могут увеличиться в разы.

Очевидно, что 442 грн в месяц недостаточно, чтобы удовлетворить в зимний период основные потребности людей, вынужденных покинуть свои дома и работу. Их не хватает и на то, чтобы поддержать тех, кто вернулся на освобожденные территории и столкнулся с необходимостью восстанавливать разрушенное жилье, приспосабливать его для проживания в зимний период при разрушенной инфраструктуре (в отсутствие воды, света, тепла и т.д.).

Еще в сентябре международное донорское сообщество выставило несколько основных требований к руководству страны для предоставления международной гуманитарной помощи: принятие закона о перемещенных лицах; создание реестра вынужденных переселенцев; освобождение гуманитарной помощи от налогообложения (в первую очередь — от НДС и НДФЛ, которые должны платить получатели помощи); создание единого координационного штаба по международной и отечественной гуманитарной помощи при Кабмине).

Спустя почти два месяца ситуация кардинально не изменилась:

— закон о временно перемещенных лицах, принятый парламентом 19 октября, подписан лишь 19 ноября;

— реестр запущен, но в таком виде, что по нему невозможно определить потребности перемещенных лиц, а также полученную ими помощь, а талончики на регистрацию в нем выдаются в отдельных регионах на... январь. И Минсоцполитики снова просит ресурсы у международных доноров на создание нового реестра;

— налоги за гуманитарную помощь по-прежнему платятся;

— общая координация гуманитарной помощи так и не налажена.

Позицию международного донорского сообщества по текущей ситуации озвучил глава офиса Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Марсель Васен: "Правительство Украины активно обращается к различным международным организациям с просьбой оказать гуманитарную помощь.И агентства ООН и международные неправительственные организации с помощью различных гуманитарных доноров такую адресную помощь оказывают. На 31 октября агентства ООН в Украине получили около 17 миллионов долларов, которые были направлены исключительно на эти цели. 

И поэтому для нас неприемлем тот факт, что люди, получающие от нас адресную помощь, обязаны платить за нее налоги. 

Международное гуманитарное сообщество активно работает над стратегическим планом оказания помощи Украине в 2015 году. И мы очень надеемся, что уже в ближайшее время Кабмин Украины разработает все необходимые механизмы, которые дадут возможность нам беспрепятственно, быстро и эффективно оказывать помощь гражданам, которые в ней остро нуждаются".

Свою обеспокоенность текущей ситуацией с налогообложением благотворительной помощи выразила и руководитель представительства чешской неправительственной организации "Человек в беде" Ирэн Даниш. Эта международная организация начала оказывать гуманитарную помощь Украине одной из первых — сначала на Майдане, а потом на востоке страны. "Человек в беде" аккредитована в Украине и осуществляет несколько крупных проектов при поддержке Американской программы по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, Всемирной продовольственной программы ООН, программы УВКБ ООН и др. 

"Мы получили около 5,5 млн долл. для помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации в результате конфликта, — рассказывает Ирэн. — Мы рассчитываем помочь около 106 тысячам человек. В основном, обеспечивая их продуктами питания. Но часть средств будет выплачиваться людям, не имеющим средств к существованию, недееспособным, престарелым в виде одноразовой выплаты 300 долларов — на покупку одежды, дров или угля для обогрева, медикаментов и т. д. Если эти люди будут вынуждены платить за оказанную им помощь налоги или для оплаты налога их помощь придется урезать, для нашей организации как налогового агента это окажется огромным ударом".

К сожалению, ситуация в стране ухудшается. В ближайшее время международные организации останутся единственными институциями, имеющими хоть какую-то возможность оказывать гуманитарную помощь в зоне АТО людям, которые в силу различных обстоятельств не смогли ее покинуть. Ведь со вступлением в действие Указа президента №875/2014 деятельность тех единичных украинских благотворительных и общественных организаций, рискнувших остаться непублично работать в городах, входящих в зону АТО, остановится. 

А пока международная донорская конференция, которую ЕС планировал провести в Киев в сентябре, переносится уже в третий раз. Цивилизованный мир ждет от правительства Украины реформ, в том числе налоговых.

Волонтер,
к сдаче средств готовься!

Не менее удручающая ситуация и вокруг освобождения от налогообложения волонтеров, собирающих благотворительную помощь для АТО на свои частные карточки.

Сегодня фискальная служба находится на финальном этапе разработки и согласования Порядка формирования и ведения реестра волонтеров АТО в соответствии с требованиями закона №1668. И уже скоро у всех желающих появится возможность зарегистрироваться. 

Процесс включения в реестр прост. Для этого физлицу достаточно будет предоставить паспорт, идентификационный код, заявление установленного образца и... копии об открытии/закрытии благотворительного счета, предназначенного для проведения благотворительной деятельности.

Однако есть нюанс, который может поставить жирный крест на всей президентской инициативе. 

По словам самих же сотрудников фискальной службы, в частности замначальника департамента регистрации налогоплательщиков и электронных услуг Натальи Плотник, включение в реестр не означает, что волонтеры будут автоматически освобождены от уплаты НДФЛ. А вот ответа на вопрос о критериях и документах, которые станут основанием для такого освобождения, у фискальной службы нет. Каким образом ее сотрудники будут определять, что средства были потрачены на цели АТО, — неясно. И самое печальное, что работа над этим не ведется — не определено законом, и у службы нет соответствующего поручения работать над этими вопросами.

Зато Минфин активно работает над заданием №1 в поручении премьер-министра Яценюка №36123/1/1-14 от 30.09.2014: "Прошу до 6 октября подготовить и подать в установленном порядке проект акта Кабинета Министров Украины по определению порядка перевода в Государственный бюджет Украины средств, полученных благотворителями — физическими лицами на их банковские счета на цели, определенные в подпункте "б" подпункта 165.1.54 пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины, и не использованных такими благотворителями в срок, определенный указанным подпунктом". 

Таким образом, складывается рискованная ситуация: фискальная служба открывает двери для регистрации всех желающих волонтеров (никакая предварительная проверка того, что заявитель действительно занимается помощью АТО, законом не предусмотрена), а дальше им могут предъявить требования, которые для части из них окажутся невыполнимыми. В результате волонтеров могут оштрафовать за нецелевое использование средств, а также потребовать вернуть потраченное в бюджет.Рискнут ли они зарегистрироваться? Вопрос риторический.

Волонтерское сообщество очень надеется, что государственная фискальная служба одновременно с введением реестра волонтеров озвучит четкие критерии и список документов, которые станут основанием для их освобождения от НДФЛ за сбор средств на помощь Майдану, Крыму, АТО и перемещенным лицам из восточных регионов Украины.

* * *

Все проблемы, описанные выше, можно решить за три дня. 

Достаточно лишь провести межведомственную встречу представителей Минфина и других профильных министерств, занимающихся ранеными, семьями погибших и перемещенными лицами. Совместно определить критерии и списки документов, которые станут основанием для освобождения от налогообложения. На второй день издать соответствующее распоряжение по фискальной службе, а в течение третьего дня распространить его по всем местным отделениям. 

Таким же образом можно решить вопрос с отчетностью волонтеров.

Только на все это нужна политическая воля не на словах, а на деле. Пока она, к сожалению, направлена на то, чтобы как можно больше заработать на благотворительной помощи, оказываемой украинцами и международным сообществом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно