"Киевский межконфессиональный форум": через образованность — к толерантности

Поделиться
Именно религиозный импульс лежит в основе человеческой идентичности, а потому религия может стать силой для добра и оружием для зла

В последнее время из разных стран мира поступают тревожные сообщения о преступлениях, совершенных на религиозной и национальной почве. Так, в неспокойной Сирии боевики недавно похитили двух православных архиепископов, один из которых ранее заявлял международной прессе о сложном из-за гражданской войны положении живущих там христиан. В Бостоне во время террористического акта погибли три человека и более 180 получили ранения. В России "белгородский стрелок" убил шестерых случайных прохожих. Практически в это же время в Нигерии ожесточенные бои унесли жизни 187 человек. Ввиду этих кровавых событий крайне актуальным стало проведение 23–24 апреля "Киевского межконфессионального форума", на который съехались представители разных религий из 30 стран мира, а также известные ученые, общественные и политические деятели. Все они, исходя из основополагающих идей мира, взаимопонимания и толерантности, пытались найти эффективные решения будоражащих человечество проблем.

Следует отметить, что это уже третье по счету мероприятие. Первое было проведено в 2011 г. За время своего существования "Киевский межконфессиональный форум" достиг значительных успехов в установлении связей с растущим числом религиозных общин во всем мире. Инициатором проведения такого уникального собрания в Украине стал Институт по правам человека и предотвращению экстремизма и ксенофобии, основанный народным депутатом Украины Александром Фельдманом. Выступая с приветственной речью, он поблагодарил участников Форума, съехавшихся со всего мира, за их желание и готовность содействовать укреплению мира и толерантного отношения друг к другу.

"Независимо от религии, которую мы все исповедуем, и от того, в каком крае и на каком языке превозносим свои молитвы к Отцу, нас объединяет осознание ответственности перед человечеством, миром и обществом. Ведь оно, как показывает опыт, может дать очень весомые результаты, более высокие, чем постоянное концентрирование внимания на наших отличиях, - продолжил он. - Мы живем в эпоху глобализации, когда ломаются и сближаются границы, сжимается пространство и время, а информационные потоки становятся настолько плотными, что часто нам не хватает времени на их освоение. В связи с этим приходится пересматривать многое из того, что казалось незыблемым еще 20 или 50 лет тому назад. Происходит взаимное проникновение и взаимодействие культур и религий. Запад и Восток становятся не просто ближе, а вместе формируют новый мир, новую действительность. Сегодня речь идет не о конкуренции религии, а о выработке общей миссии, общей программы для мирового сообщества для, предотвращения нежелательных сценариев и достижения мира во всем мире".

О важности такого мероприятия в обращении, которое зачитал руководитель Главного управления по вопросам гуманитарного развития Администрации президента Украины Юрий Богуцкий, высказался и президент Украины Виктор Янукович. Высокий гость Форума - Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, посетивший два предыдущих киевских форума, подчеркнул, что именно религиозный импульс лежит в основе человеческой идентичности, а потому религия может стать силой для добра и оружием для зла. "Мы не можем позволить ей оказаться инструментом разрушения и обязаны осуждать такую ее трактовку, поскольку религия должна служить общему благу общества", - добавил Патриарх Феофил III. Он также обратился к вопросу Иерусалима, указав на то, что именно религия определяет все в этом регионе, и потому ее нельзя игнорировать. "Иерусалим - это парадокс. Это место конфликта, но в то же время - это модель общества, где разные вероисповедания и этносы живут вместе и пытаются искать мир и гармонию в своем сосуществовании".

На значимость Форума указал и управляющий делами УПЦ Митрополит Бориспольский Антоний. От имени Блаженнейшего Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира он поздравил всех участников, отметив партнерские отношения церкви с украинским государством. "Имея разные задачи, мы взаимодействуем на благо общества", - резюмировал он.

О многолетнем сотрудничестве различных религиозных сообществ в Азербайджане рассказал председатель Государственного комитета по работе с религиозными объединениями Эльшад Искендеров. На "Киевском межконфессиональном форуме" впервые состоялась церемония вручения награды за толерантность и усилия по поддержанию согласия в обществе. Ее название - "Хрустальный Ной" - выбрано не случайно, ведь именно благодаря Ноеву ковчегу мир получил первую весть о толерантности.

Приятно, что первую награду в номинации "За гражданскую толерантность" вручили простому украинцу - жителю города Сатанова Борису Слободюку, который, будучи православным христианином, несколько лет заботился о старой заброшенной синагоге, охраняя ее от вандалов. Принимая награду, он поблагодарил всех, кто давал деньги на восстановление синагоги. Следующую награду в номинации "За толерантность в общественной деятельности" получил известный общественный деятель, директор Института философии НАН Украины Мирослав Попович. Победителем в номинации "За толерантность в журналистике" стал руководитель информационной службы радио "Эра" Сергей Коротаевский, пообещавший, что журналисты будут терпимо, лишь "слегка покусывая", критиковать представителей религиозных конфессий.

Кстати, именно эта фраза "всплыла" на следующей пленарной сессии при обсуждении проблем умеренного фундаментализма. Так, Имам Европейского совета религиозных лидеров шейх Ибрахим Могра (Великобритания) высказал пожелание, чтобы религиозных лидеров журналисты "не кусали", а правдиво освещали их деятельность. По его словам, в Великобритании СМИ почему-то всегда акцентируют внимание на том, что то или иное преступление совершил не просто злоумышленник, а именно мусульманин. Религиозную принадлежность преступников, не исповедующих ислам, практически никогда не афишируют. "Мы не говорим, что все мусульмане - ангелы, но среди них - большинство нормальных людей, и их не стоит дискредитировать в глазах общества", - добавил он. И высказался также в поддержку обращения к мирному радикализму в виде осмысления основ религии.

Это высказывание вызвало критические отзывы у участников, пожалуй, самой эмоциональной пленарной сессии, на которой обсуждалась тема "Религия, женщина и политические изменения: что сейчас происходит?". Так, глава проекта "Алладин" Анна-Мария Ревколевски (Франция) заметила, что уж очень боится слов, имеющих суффикс "изм", поскольку они, как правило, обозначают радикальную идеологию. "Да и возвращение к основам религии, в данном случае ислама, может привести к заметному ухудшению положения женщин в мусульманском обществе", - подчернула она.

Почетный председатель Сената Бельгии, независимый эксперт ООН Анна-Мария Лизин в своем выступлении обратила внимание присутствующих на то, что, к примеру, в Тунисе после революции была внесена поправка в Конституцию в виде отмены минимального возраста девушек - 18 лет, с которого можно вступать в брак, что значительно усложнило им возможность продолжать обучение в вузах. Более того, работающих женщин пытаются "отправить домой", заставив их заниматься только семьей и хозяйством. "И все эти запреты для женщин хотят создать мужчины, являющиеся их сыновьями", - поддержала коллегу г-жа Ревколевски.

Президент Международного совета христиан и евреев Дебора Вайсман (Израиль) отметила, что, определяя место женщины в обществе, сначала нужно поинтересоваться и ее мнением. "Чтобы объяснить, как мы хотим жить, нам нужно быть образованными, поэтому женщины, как мусульманки, так иудейки и христианки, должны учиться", - заявила она.

В поддержку образования высказался также и Александр Фельдман: "Если бы с детства людей обучали толерантности, удалось бы избежать множества неприятностей и конфликтов из-за религиозной нетерпимости". Первые шаги в этом направлении были сделаны в далекой Аргентине, откуда на форум приехал раввин, директор департамента межрелигиозного диалога Латиноамериканского еврейского конгресса Марчелло Полакофф, чьи предки родом из Чернигова, но из-за антисемитских настроений они были вынуждены в 1913 г. бежать из Украины. Самое интересное - что через сто лет на их родину приехал внук с призывами к диалогу. Он поделился аргентинским опытом обучения в школах толерантности к представителям разных конфессий. Рассказал также о том, что по инициативе министерства образования Аргентины более 60 тыс. молодых людей один час в неделю проводят в храмах христиан, иудеев и мусульман, общаясь со священнослужителями. "Во время таких визитов им показывают священные тексты и дают ответы на все интересующие вопросы, - добавил аргентинский докладчик. - Как по мне, это лучшие инвестиции в сохранение мира".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме