Искусство меда

22 октября, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №38-39, 22 октября-28 октября

Человека постоянно окружает необъятная и непостижимая действительность. Эта необъятность и непостижимость является источником страхов. Постоянное влияние страхов формирует в человеке невроз, который превращается в агрессию. Агрессия же приводит к самоуничтожению человека.

Фото: Erkin Demir

Всякое искусство имеет целью привести к порядку определенного расхлябаного в жизни человека.

Лесь Курбас

Человека постоянно окружает необъятная и непостижимая действительность. Эта необъятность и непостижимость является источником страхов. Постоянное влияние страхов формирует в человеке невроз, который превращается в агрессию. Агрессия же приводит к самоуничтожению человека.

Во избежание такой трагической версии человеку приходится постоянно разрывать эту цепь на каком-то звене. Для начала он пытается преодолеть страхи. Очевидно, что объединение людей в сообщества и было одним из вариантов такого преодоления. Эволюция не сохранила для нас примеров, когда человек смог бы выживать своими силами на протяжении продолжительного времени — в нескольких поколениях. 

Чтобы уменьшить давление страхов, человек начал их объяснять. Это предотвращало развитие страха в невроз. К тому же создание сообществ способствовало появлению разнообразия таких объяснений. Объяснения были моделями действительности. Безусловно, это были модели-заблуждения. Таковыми они являются и по сей день. 

Эволюция отбирала, сохраняла и закрепляла такие модели действительности в предрассудках, верованиях, традициях, сказках и т.п. Из них складывалась матрица культуры человека и сообщества. Они способствовали передаче продуктивных комплексов фиксированных действий, закреплялись в семейных и общественных стереотипах. С развитием сообществ модели-заблуждения совершенствовались, углублялись и приобретали относительную полноту. Они проходили через сепаратор эволюционного отбора. Вредные, опасные для человека и сообщества версии угасали. 

Понятно, что объяснение природы страхов не могло и не может полностью блокировать информационный сигнал необъятной действительности: она всегда будет полнее любой модели-заблуждения. Поэтому, чтобы страхи не превратились в невроз, эволюция, среди прочего, отобрала как продуктивные те версии жизни, в которых человек начал сублимировать невроз в работу, обучение, лечение, творчество и пр.

Так возникало искусство. Матрица культуры и есть постоянная координация человеком модели-заблуждения и действительности. Чем богаче матрица культуры, тем успешнее она выполняет функцию сублимации невроза. То есть функцию выживания человека.

На протяжении эволюции постоянно действовал сепаратор отбора. Сообщества, допускавшие ошибки, самоуничтожались или их уничтожали как угрозу окружению: людям, сообществам, действительности.

Мы живем в условиях глобализированного мира. Поэтому ошибки, допускаемые при формировании моделей-заблуждений, также становятся глобальными. Это можно наблюдать на примере глобального потепления, упадка целых экосистем, перманентных войн за перераспределение ресурсов, и как следствие — нарастание в мире террористических угроз. На современном этапе эволюции человека и общества темпы воплощения моделей-заблуждений опережают механизмы эволюционного отбора. Глобальный характер изменений провоцирует и глобальные компенсаторные ответы действительности: землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии.

Глобализированная цивилизация, сформировавшая модели-заблуждения на приоритетах материальной целесообразности, и в своей матрице культуры пригасила уникальность локального и духовного, а индивидуальное рассматривает лишь в дискурсах массового потребления, предложила человеку "мед на ноже". Это и привлекательно, и возбуждающе, и ненадежно, и чрезвычайно опасно.

Современные модели действительности, культивируемые нынешней цивилизацией, предполагают преодоление страхов действительности через накопление ресурсов, через обогащение. На каком-то этапе эволюции такая матрица культуры была продуктивной, и именно поэтому сохранились во времени такие модели — несмотря на разнообразие их форм.

Но такая конструкция имеет изъян: приглушенные страхи действительности начинают замещаться страхами модели действительности. Накопление, сохранение и приумножение ресурсов, их перманентное перераспределение требуют все больших затрат, а потому генерируют собственные страхи. Это и угроза исчерпания самих ресурсов, и угроза войн за них. 

Таким образом, страхи модели действительности в глобальном мире тоже становятся глобальными. Удержание матрицы культуры, построенной на принципах ресурсного обогащения как модели преодоления страхов, становится изнурительным, служит причиной упадка окружающей среды, исчезновения целых экосистем. Такая модель действительности уже не сублимирует, а углубляет невротизацию, а значит — агрессию человека, отдельного сообщества и целого общества, культивирующих такие установки.

Свобода — это освобождение от страхов действительности. Современная цивилизация толкует свободу как ресурсное обеспечение. Но вместе с материальным, ресурсным обеспечением углубляется отчуждение модели от действительности.

Вместе с тем приходят страхи удержания и обслуживания ресурсов — страхи уже самой модели. В метафоре "мед на ноже" нож становится все острее.

И наибольшая опасность заключается в том, что искаженная абсолютизацией ресурсной целесообразности модель действительности начинает сама продуцировать выдуманные контролируемые страхи, чтобы обосновать собственные концепты накопления и абсурдные затраты на них обеспечение. Так отчуждение модели от действительности становится роковым, ибо модель начинает формировать в человеке комплекс заученной беспомощности перед действительностью.

Не человек в окружающем Мире — культура, а модель Мира, который приносит ресурс, контркультура, становится онтологией современной цивилизации.

Выход из такой ситуации может заключаться лишь в изменении модели действительности, а не в дальнейшем накоплении ресурсов. Необходимо менять матрицу культуры, которую действительность интерпретирует в представления о действительности. Менять принципы формирования самой матрицы.

Такие новые культурные матрицы можно найти и сформировать лишь на новой технологии мышления. Это должно быть искусство как технология синтеза. Только на их основе человечеству удастся создать такие модели действительности, которые, сублимируя страхи окружающего мира, не сотворят новых страхов — "рукотворных". 

Для этого следует изменить существующую меру бытия. Ресурсное обеспечение как инструмент преодоления окружающих человека страхов нужно будет понять как накопление энергии частной инициативы и солидарных действий, объединенных вокруг положительных мотиваций заботы, доверия и добропорядочности, а не как материальное обогащение за счет монопольного подавления конкуренции, навязанного спроса и манипулированного социального заказа. Это будет наивысшим содержанием искусства как инструмента матрицы культуры, которая вновь скоординирует отчужденные ныне модель действительности и действительность.

Страхи действительности нужно преодолевать не материальными ресурсными накоплениями, которые оборачиваются "рукотворными" страхами модели, а симфонией модели и действительности, их синтезом. Тогда, в такой гармонии, "мед на ноже", предлагаемый человеку современной цивилизацией, удастся сублимировать в "искусство меда". 

Наша Вселенная — это эволюция спонтанных порядков, которые реализуют, воплощают существующую логику. Первичную логику-слово мы иногда называем "Большим взрывом".

Спонтанные порядки, постоянно возникая, меняют локальную логику, в которой существуют. Это самосогласованно приводит к формированию новых спонтанных порядков: в этом и есть смысл эволюции.

В этот процесс человечество начинает вмешиваться, создавая собственные, навязанные порядки. Пока такое вмешательство является продолжением порядков спонтанных, мы имеем гармонию, развитие первичной логики-слова. Если же навязанные порядки начинают выходить из общей симфонии порядков спонтанных, мы получаем конфликт — "мед на ноже". 

"Искусство меда" и призвано, в гармонии спонтанных и навязанных порядков, снять эти конфронтационные противоречия, чтобы обеспечить дальнейшую эволюцию логики Вселенной таким образом, чтобы логика существования человечества из нее не выпала. 

Когда "искусство меда" станет основой нашей новой модели действительности, мы начнем не бояться действительности, а доверять ей!

Когда сейчас мы ведем дискуссии о школе будущего, то чаще всего говорим о будущем школы в нынешней, искаженной модели действительности. Мы пытаемся "креативно" подстроить школу к пропасти существующего отчуждения между действительностью и практикуемой моделью действительности.

Говорить же нужно о новой школе в новой модели отображения Мира. Это и будет "искусство школы" — одна из многих граней "искусства меда". И это уже касается будущего не только школы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Val  Weber Val Weber 23 жовтня, 09:23 Вивчена безпорадність: Суть експериментів полягала у формуванні у собак умовного рефлексу страху на звук високого тону. В якості негативного підкріплення дослідники використовували ледве чутливий удар електричного струму, який собаки, що сиділи в клітках, відчували після сигналу. Після кількох досліджень клітки відкрили, щоб перевірити, чи почали собаки боятися звуку, адже за ним слідував удар струмом. Вчені очікували, що собаки після сигналу почнуть тікати. Проте, всупереч очікуванням, собаки не тікали. Вони лягали на підлогу, скиглили, але після звуку не робили жодних спроб полишити клітки, хоча ті були відкриті, а собаки проявляли ознаки страху. Спостерігаючи за несподіваними результатами експериментів, Мартін Селігман припустив, що, можливо, собаки не намагаються уникнути удару струмом, бо вони вже пробували його уникнути, та у них нічого не вийшло. Тому вони звикли до його неминучості. Інакше кажучи, собаки «навчилися безпорадності». согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно