«Я молодец!», или Кто в нас живет?

Поделиться
«Есть люди, внутри которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть те, в которых живут только глисты…» Фаина Раневская На психотерапевтическом приеме: Владимир, 35 лет: «Мне кажется, что я живу не свою жизнь...

«Есть люди, внутри которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть те, в которых живут только глисты…»

Фаина Раневская

На психотерапевтическом приеме:

Владимир, 35 лет: «Мне кажется, что я живу не свою жизнь. Как будто есть еще одна, параллельная, реальность. И я по ней скучаю. Мне друг-психолог сказал, что у меня кризис. Но я живу так уже лет 10. Ведь не может кризис длиться 10 лет. И если есть душа — она у меня такая старая… и усталая».

Сообщение по электронной почте: «Светлана, вы оказались правы — воздух вдоха прохладней, чем выдоха. Я начал прислушиваться, причувствоваться, присматриваться — и краски стали ярче, все не так плохо в мире, как я предполагал».

Маша, 7 лет: «Когда я была маленькая, знала, что правильно, а что нет, и умела говорить со звездами. А теперь выросла и не умею».

Мама 14-летнего подростка: «Он был еще год назад таким чувствительным мальчиком, мы даже волновались: как он будет жить? А теперь вот вызывают в школу — избил одноклассника».

Папа 10-летней девочки: «Ну как я могу говорить с ребенком о душе, если я сам в нее не верю!»

Совсем недавно у меня появилось новое увлечение — китайская кал­лиграфия. Удивительное занятие — настоящая медитативная практика. И открывает совершенно другой, многомерный взгляд на многие процессы, в том числе психологические. Например, я увидела, что иерог­лиф «Кризис» состоит из двух символов — «возможность» и «изменение». «Возможность меняться», или «изменение возможностей», или «возможные изменения». Мы на многих приемах с клиентами говорим о том, что кризис в жизни человека — явление совершенно закономерное и нужное. В возрастной психологии есть теория возрастных кризисов — например, кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 10 лет, подростковый, кризис среднего возраста. Есть даже кризис новорожденности — он проявляется в том, что маленький человечек начинает улыбаться. Эта первая реакция — улыбка — и есть проявление кризиса, она означает переход к новому этапу от новорожденности к младенчеству.

Сам термин «кризис» в психологии не связан с негативным подтекстом. Он подозревает переход человека на новую ступеньку развития, изменение потребностей, расширение возможностей. Он символизирует возможности изменения, выход за рамки. Кстати, это касается и кризисов страны, любых структур — они всегда ведут к изменениям и новым возможностям. Но для того чтобы эти изменения происходили, нужна осознанность. Недавно один из моих друзей-коллег, занимающийся коучингом, вычитал в книге одного из основателей этой системы, что цель коучинга — привести человека к большей осознанности. А осознанность — это умение жить в настоящем моменте. Умение жить всеми каналами восприятия — глазами, ушами, языком, словами, интуицией, общением, движением. Как правило, мы живем только одним-двумя каналами. И со временем в них чувствительность пропадает. На них как будто бы нарастает мозоль. (Например, когда мы постоянно ребенку что-то говорим-говорим-говорим — он уже не слышит, у него на ушках «мозоль». И чтобы вернуть его внимание, нужно сделать что-то нестандартное, т.е. в другом канале — прикоснуться (в канале ощущений), начать чистить мандарин (в канале ароматов).

Если наша работа связана с общением, канал отношений уже будет нечувствителен. И в нем накапливается усталость. Мы хотим на необитаемый остров и раздражаемся, когда нас кто-то «из себя вытаскивает». Чтобы отдохнуть, нужно начать искать ресурс в незадействованном канале. Как правило, у нас незадействованным остается канал движений, ощущений. И если мы начинаем в него что-то вкладывать (массаж, танцы, йога, теннис и т.п.), тело возвращает сторицей — энергией, настроением, новыми возможностями.

Кстати, знаете, что каждые 40 минут наш мозг сам переключает каналы. И если мы задерживаемся в каком-то действии больше 40 минут, ничего не меняя, оно отнимает много сил, истощает ресурсы. Без ресурса невозможно отправляться в путешествие по жизни, невозможно радоваться Жизни, невозможно воплощать мечты.

Недавно начала сбываться моя мечта — прошел первый семинар для учителей киевских школ. Мы говорили о синдроме эмоционального сгорания, о том, как помочь детям адаптироваться, и о современном молодом поколении, с которым связано много манипуляций, страхов. С которым сложно и которое очень часто хочется подавить и наказать. Они другие — это факт. И нужно просто знать, чем они отличаются и что делать с собой, чтобы быть с ними наравне.

Один из примеров, почему это важно. Недавно я принимала участие в телепроекте, посвященном детской агрессии, жестокости по отношению к сверстникам, учителям. Оказалось, у современных детей не формируются (не активизируются) доли мозга, которые отвечают за эмпатию — сопереживание. Проводился эксперимент — совершенно благополучные дети сидели перед экраном телевизора, им прокручивали «трогательное» видео (кадры из фильма «Белый Бим — Черное Ухо», видео о том, как у младенца берут кровь из пальчика, кадры, связанные с насилием). К детям были подключены чувствительные датчики, которые фиксировали их реакцию. Для сравнения эти же кадры и эти же датчики были использованы и со взрослым. Результат оказался шокирующим — практически у всех тестируемых детей не было никакой эмоциональной реакции на видео. У взрослого датчики зашкаливали. Представьте, дети, которые на приемах просят «научить их не чувствовать» (это самый частый запрос современных детей на приеме). Они не умеют сопереживать. У детей, наделенных невероятной чувствительностью, в то же время не развито чувство сопереживания. Что происходит с человеком, у которого все оголено? Такой ребенок — человек без кожи, чувствительность огромная, а знания и опыта, т.е. ощущения защиты и адаптации нет — есть страх и ощущение беззащитности. Такой человек будет наращивать броню. А броня — это агрессия, уход в себя, болезни. Агрессия — это оборотная сторона страха. Кстати, доли мозга, которые отвечают за эмпатию, активизируются к 10 годам. В то время, когда ребенок находится в тесном эмоциональном контакте с семьей, со сверстниками. Именно близкие люди учат сочувствию и сопереживанию. Дети до определенного возраста живут чувствами и эмоциями. Если опыта нет — человечек все равно найдет для себя путь к адаптации и безопасности. Агрессия — это защита от мира.

В позитивной психотерапии (основатель Носсрат Пезешкиан) есть очень простая схема и подход к восприятию конфликтов: четыре области жизни и четыре формы восприятия конфликтов

Все люди при решении своих проблем возвращаются к типичным формам восприятия конфликта. При наличии проблемы мы сердимся, чувствуем себя уставшими, не понимаем свои чувства, живем в постоянном напряжении, не видим смысла жизни. Все эти трудности мы можем выразить в следующих четырех формах восприятия конфликта, которые соответствуют четырем измерениям способностей к познанию. Они позволяют понять, как человек воспринимает окружающий мир и какими путями познания происходит определение действительности. Итак, четыре сферы:

1. Тело, ощущения;

2. Деятельность;

3. Контакты;

4. Фантазии; будущее (средство интуиции).

Если у нас возникает дисбаланс в какой-то из сфер, если мы не чувствуем себя комфортно в какой-то из сфер, могут появиться алкогольная и никотиновая зависимость, расстройства сна, пищеварения, сексуальные расстройства, пристрастие к Интернету, наркомания, увлечение экстримом, трудоголизм, игровая зависимость, страсть к прибыли и страсть к сделкам, страсть к контактам, партнерская страсть, проблема ревности, болезненная привязанность к людям (зависимость).

Как только мы находим пути гармонизации этих четырех пунктов, мы перестаем пользоваться зависимостями как посредниками между нами и миром. Все это не так сложно, как кажется, просто нужно осознавать, что с тобой происходит. Осознанность — это компас, который показывает направление в Себя, на Душу…

Совсем недавно был в кинопрокате чудесный фильм «Золотой Компас». Он позиционировался как детский, но по тонкости и глубине он очень зрелый и взрослый. Это фильм о мире, где Душа человека живет не как у нас, в теле, а отдельно, в виде животного, которое постоянно находится рядом. У детей — животное может менять форму в зависимости от ситуации (в аналогии с нашим миром — у ребенка есть огромное количество выборов, путей, реакций). У взрослых — животное-душа (в фильме она называется «деймон») определяет себе конкретную форму (у взрослых уже есть набор жизненных стереотипов). Отрицательные герои в фильме проводят эксперимент — разделяют детей и их деймонов. А когда человека разделяют с его душой, им можно управлять. И тогда в нем живут только глисты.

Сегодня пришла за сынишкой в садик, стою в коридоре и слышу, как на занятии один из карапузов спрашивает воспитательницу: «А я молодец? Ну скажите, я уже молодец?» Я подумала — как же нам всем, и взрослым, и маленьким, не хватает этого ощущения — «я молодец! Мы все молодцы!» Что бы с нами ни происходило, в каждом из нас живет Душа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме