Винниченко возвращается в родной город

Поделиться
Сказать, что первый украинский премьер, известный писатель Владимир Винниченко, 130-летие которого отмечалось летом, до сих пор не вернулся в родной город, было бы неправдой...

Сказать, что первый украинский премьер, известный писатель Владимир Винниченко, 130-летие которого отмечалось летом, до сих пор не вернулся в родной город, было бы неправдой. Один из первых исследователей творчества Винниченко в новейшие времена, бывший кировоградец, известный литературовед, профессор Владимир Панченко стал не только автором многих статей и книг на эту тему. Он приложил немало усилий для незримого присутствия неисправимого мечтателя о лучшей жизни человечества в городе, который помнит талантливого писателя и трагического политика ребенком и юношей.

Уже обычным для кировоградцев стало то, что педагогический университет носит имя Владимира Винниченко (раньше — Александра Пушкина). Никого не удивляет и не вызывает вопросов и проспект Винниченко в центре города, и мемориальная доска на Доме офицеров, где прежде размещалась Елисаветградская классическая мужская гимназия, в которой учился один из лидеров УНР. Особый интерес посетителей областного краеведческого музея вызывает кабинет Владимира Винниченко, привезенный Владимиром Панченко из французского городка Мужен, где бывший премьер и изгнанник прожил последние 17 лет жизни. В ящике письменного стола все те годы хранился мешочек с сухим комком родной земли. Тогда же был снят документальный фильм «Голгофа Владимира Винниченко» (режиссер и оператор — кировоградский журналист Владимир Мощинский).

Но долгое время речь шла о возвращении Винниченко в родной город в конкретном образе. Вокруг идеи установления ему памятника на родине можно вычленить не один сюжет, но реальное решение проблемы наметилось только в прошлом году, когда за дело после нового напоминания со стороны областной организации Союза писателей взялась городская власть.

Между двумя силами

Одноименная пьеса Винниченко, которая, кстати, и до сих пор не имеет публичного сценического признания, лишь частично отображает настоящую внутреннюю раздвоенность политика и художника, хотевшего видеть Украину социалистической и вместе с тем самостоятельной. В исторических условиях начала ХХ века это было невозможно, а таким образом, внутренний трагизм Винниченко, дальнейшие поиски — и мировоззренческие, и литературные — предоставляют широкое поле исследователям.

Следует отметить, что в Кировограде эта работа продолжалась с конца 80-х годов прошлого века постоянно. Первая современная публикация о Винниченко появилась именно в областной прессе — из-под пера писателя и ученого Николая Смоленчука. Здесь же состоялась и первая всеукраинская конференция, положившая начало процессу осмысления наследства Винниченко в новейшей Украине. В Кировоградском педагогическом университете прошла защита первой кандидатской диссертации по произведениям Винниченко (Сергей Мыхида), здесь готовилась и первая докторская (Владимир Панченко). Публикации и выступления профессора Панченко на эту тему всегда отмечались новизной и контроверсионностью — как, например, его исследования о малоизвестных письмах Винниченко к Сталину, найденные ученым в архивах Колумбийского университета. Несмотря на все, наследие Винниченко до сих пор не прочитано и не осмыслено украинцами — в Украине не издано полное собрание его произведений, обнародована лишь часть дневниковых записей.

Несколько лучше обстоят дела с возвращением его художественного наследия — наш земляк был еще и художником, одним из основателей «Артистической секции» при украинской общине в Париже. При жизни его картины экспонировались во Львове. После смерти архив был перевезен в Нью-Йорк и сдан на временное хранение в архив Российской и Восточноевропейской истории Колумбийского университета (США). Вдова Винниченко Розалия Яковлевна завещала: когда Украина станет свободным и демократическим государством, архив должен быть передан ей безвозмездно. Этот процесс начался по инициативе профессора Григория Костюка и Украинской вольной академии наук США.
В мае 2000 года было передано 89 единиц хранения — оригинальные картины маслом, акварели, альбомы с рисунками, а также 14 картин других художников, принадлежавшие семье Винниченко.

Работы Винниченко, отреставрированные художником В.Корчинским, впервые экспонировались в Украине в 2001 году в Национальном музее Тараса Шевченко по случаю 50-й годовщины со дня смерти. В 2002 году УВАН передала Институту литературы еще десять картин, экспонировавшиеся в Музее книги и книгопечатания. В 2006 году выставку картин Винниченко организовал Украинский фонд культуры. В апреле того же года УВАН передала в Украину на пожизненное хранение остальное из коллекции семьи Винниченко — еще 20 художественных произведений, среди которых полотна Винниченко и произведения Н.Глущенко, А.Сологуба, С.Мако, С.Зарицкой.

Этим летом, как раз в день рождения Владимира Винниченко, в Кировоградском областном художественном музее впервые была открыта выставка его художественного наследия, где представлены 19 произведений из собрания Института литературы имени Т.Шевченко НАН Украины. Директор областного художественного музея Татьяна Ткаченко ходатайствует, чтобы экспонированная часть художественного наследия талантливого земляка осталась в его родном городе.

Экстраполируя нынешнюю политическую ситуацию на тогдашний выбор Владимира Винниченко, его более поздние философские труды периода эмиграции, можно провести много параллелей, осмысление которых подсказывает немало ответов на нынешние острые вопросы.

Мальчик или муж?

Намерения поставить памятник Винниченко в Кировограде озвучивались уже давно. Более того, даже проводили конкурсы, определяли и награждали победителей (средства на один из них передал Григорий Костюк). Был основан фонд, который собирал средства для осуществления этой цели (правда, их съела инфляция), результаты же конкурсов так и остались нереализованными. Первым победителем в середине 90-х стал народный художник Украины Владимир Чепелик, предложивший монументальную фигуру художника-интеллигента «с вековой задумчивостью в голове».

Следующий конкурс состоялся уже на местном уровне — по инициативе областной организации СДПУ(о), когда, будучи на политическом и финансовом взлете, ее члены решили, что никому другому, а только им принадлежат выдающиеся фигуры украинского прошлого, которые, как известно, имели отношение к социал-демократии начала ХХ века. После одной из довольно помпезных областных конференций даже установили и освятили близ педагогического университета камень на месте будущего памятника. Но... результаты выборов оказались столь неожиданными для социал-демократов, что ни о каком памятнике они уже не вели речи. Официально отказ объяснили тем, что проект местных скульпторов Аркадия Мациевского и Виктора Френчко, дескать, отклонили, а проект Владимира Чепелика слишком дорогой.

У областной, не говоря уже о городской власти, разумеется, денег для такой цели тоже никогда не было, хотя с соответствующей просьбой неоднократно обращалась Кировоградская организация Союза писателей Украины. К 125-летию Владимира Винниченко, которое официально отмечалось в Украине, в Кировограде — во исполнение общего распоряжения председателя ОГА и облсовета, — создали оргкомитет по сооружению памятника. Документ был сформулирован столь неконкретно, что трудно было понять, когда и как это будет осуществляться, поскольку оргкомитет поручал управлению культуры внести это мероприятие в план министерства на 2005—2009 годы... Планы так и остались на бумаге.

Нынешняя же городская власть (председатель Владимир Пузаков) прагматично заказала работу конкретным художникам, приобщив деньги спонсоров (Андрея Райковича, Евгения Бахмача, Станислава Березкина, Игоря Шарова). В рамках нынешнего празднования Дня города памятник торжественно открыли (скульптор Владимир Цисарик, архитектор Виталий Кривенко). Стоит он между двумя учебными корпусами педуниверситета. Нынешний премьер Николай Азаров прислал по этому поводу приветственную телеграмму, а зампред Верховной Рады Николай Томенко прибыл на открытие лично.

И все-таки многим кировоградцам пришлось по душе предложение Владимира Панченко увековечить Винниченко в образе его литературного героя Федьки-Халамыдника, по чертам характера чрезвычайно близкого к самому писателю в те годы, когда он пускал над Ингулом бумажных змеев... Возможно, это произойдет в будущем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме