«УЧРЕЖДЕНИЕ ВПОЛНЕ ПОРЯДОЧНОЕ И СИМПАТИЧНОЕ»

Поделиться
Интересно, что в этом году День физкультурника по датам совпал с аналогичным мероприятием 1913 года - Киевской Олимпиадой, вошедшей в историю как первые отечественные крупномасштабные соревнования...

Интересно, что в этом году День физкультурника по датам совпал с аналогичным мероприятием 1913 года - Киевской Олимпиадой, вошедшей в историю как первые отечественные крупномасштабные соревнования. В 1913 году в целях подготовки России к Играм VI Олимпиады в Берлине, назначенных на 1916 год, в рамках Российской выставки в Киеве было принято решение организовать и первую Российскую олимпиаду. Ее предполагалось проводить и в последующие годы - в 1914 году в Риге, в 1915-м в Петербурге, и в 1916-м - в Москве. После одного из заседаний выставочного комитета (10 января 1913 года) было направлено прошение в РОК о разрешении первую такую олимпиаду провести в Киеве.

Разрешение было получено, и спортивная секция выставочного комитета избрала Киевский олимпийский комитет, в состав которого, в качестве председателя, вошел доктор медицины А.Анохин, усиленно культивирующий занятия гимнастикой в учебных заведениях Киева.

Программа состязаний в Киеве с 20 августа по 2 сентября 1913 года была намечена в таком порядке: на «Спортивном поле» (ныне это район улицы Н.Пимоненко) - легкая атлетика (мужчины и дамы), пяти- и десятиборье, кросс-коунтри, борьба и гиревой спорт, гимнастика (мужчины и дамы), сокольские игры (мужчины и дамы), футбол и велосипедные гонки на треке; в «Скейтинг-ринге»: фехтование - мужское и дамское (рапиры, шпаги, эспадроны, ружье); в яхт-клубе - плавание и прыжки с башни (мужчины и дамы); на Матвеевском заливе и Днепре - гребные и парусные гонки; на военном стрельбище на Сырце - стрелковый спорт; на Сырецком скаковом кругу - скачки и пробег по местности; лаун-теннис - на территории выставки. Гвоздем программы являлся марафонский бег - от почтовой станции Гуровщина до «Спортивного поля».

В Олимпиаде приняло участие свыше 600 человек - представителей спортивных организаций России, а также офицеры гимнастическо-фехтовальных школ петербургского, варшавского и киевского округов. Она запомнилась еще и тем, что во время ее проведения 27 августа на Сырецком аэродроме военный летчик поручик Нестеров на «Ньюпоре» постройки русского завода «Дукс» впервые в мире совершил «мертвую петлю», а 30 августа с его аэроплана механик Добржанский также впервые произвел кинематографические снимки Киева с высоты 1000-1400 метров, которые сразу же были продемонстрированы в кинотеатре Шанцера вместе с картинами Олимпийских игр.

К сожалению, проведение Олимпиады не обошлось без досадных недочетов и промахов, особенно в части арбитража. Яхт-клубы не продемонстрировали всех своих возможностей. Но уже в 1914 году выступления киевской команды гребцов и яхтсменов из яхт-клуба в составе спортивной делегации во главе с доктором Гарнич-Гарницким на

II Олимпиаде в Риге прошли довольно удачно. Но в тот самый день, 4 июля, когда гребцы из Киевского яхт-клуба завоевали свои очередные призы, началась первая мировая война. Игры VI Олимпиады, назначенные в Берлине на 1916 год, не состоялись. И кто знает, сколько наших киевлян смогли бы стать выдающимися спортсменами или даже призерами Олимпийских игр, если бы не военные события.

Безусловно, заслуга Киевского яхт-клуба состояла именно в том, что за годы его существования неуклюжие лодки навсегда отошли в область воспоминаний - ведь его руководство исключительно своими стараниями содействовало появлению на Днепре в черте Киева усовершенствованных типов судов - как гребных, так и парусных. Коренная реформа коснулась и спасательных шлюпок, и народных гребных лодок, ибо население начало строить свои лодки по образцу более прогрессивных клубных.

В соответствии с уставом, яхт-клуб еще в 1887 году приступил к строительству судов, пригласив в Киев мастера из Кронштадта. Впоследствии киевские мастера сами приезжали в Петербург, в лодочную мастерскую Эша. В то время у некоторых членов яхт-клуба были суда из Глазго, Лондона, из парижской мастерской Телье, Гамбурга, Москвы, Варшавы, от Эша. Но строительство своих судов, хотя первые из них, конечно, уступали иностранным, руководство яхт-клуба считало принципиально важным моментом для развития отечественного судостроения.

Всего за годы существования Киевский яхт-клуб построил около 300 судов. Свои парусно-гребные суда и спасательные шлюпки, а также различные принадлежности для занятий водными видами спорта он не раз демонстрировал на различных промышленно-сельскохозяйственных выставках, постоянно получая награды за превосходное качество и отменную организацию водного спорта в городе.

Основным занятием яхт-клуба, безусловно, был спорт, и именно благодаря спортивным достижениям яхт-клуб в глазах горожан считался «учреждением вполне порядочным и симпатичным». Особенно оживилась спортивная деятельность клуба после участия России в играх пятой Олимпиады современности в 1912 году в Стокгольме.

Все гонки, что проходили в яхт-клубе, были особенно интересны еще и тем, что на этих вертких ботиках наравне с молодежью выходили граждане уже достаточно почтенного возраста - 50-60 лет: на ботике «Гуляка» - командор яхт-клуба, профессор медицины Университета св.Владимира А.Ринек, на парусной шлюпке «Дружба» - доктор медицины А.Шлейфер, на катамаране «Прихоть» - начальник тяги и подвижного состава Юго-Западной железной дороги В.Лешедко. Очевидно, в старом яхт-клубе занимались именно той самой массовой физической культурой, которую мы сейчас у себя возрождаем.

Репортажи о яхт-клубе начала века рассказывали, «что личный состав гребцов несколько изменился, но оба брата Подборских, Лущик, Пиотровский, Белозоренко и Яценко на осенние гонки явились отлично вытренированными и опытными гребцами, много чего обещающими в будущем». На все гонки, проводимые в яхт-клубе, собиралось такое множество наблюдателей, что они иногда даже мешали самим гонкам, как это было в 1904 году.

1918 год был последним годом существования буржуазного яхт-клуба. А в 1924 году он перешел в ведение Дворца пионеров. При содействии директора дворца Елены Благодельской и городского отдела народного образования удалось получить средства на приобретение с верфи ВЦСПС нескольких парусных и гребных судов. В 1937 году подготовленная за зиму теоретически группа из 24 школьников стала тренироваться на Днепре. Школьники быстро освоили практические навыки управления яхтой и с 1937 года по 1941-й участвовали наравне со взрослыми во всех городских и республиканских соревнованиях.

В нынешний же День физкультурника яхтсмены Киева оспаривали командный переходящий Кубок памяти Петра Белозоренко - одного из самых известных гребцов и яхтсменов первого Киевского яхт-клуба, который впоследствии вместе с другими энтузиастами парусного спорта в 30-е создавал Киевскую и Республиканскую парусные секции. Кубок учрежден членами семьи Петра Лукьяновича - Игорем и Верой Белозоренко, воспитанником Петра Лукьяновича из гребной секции ДСО «Наука» Ростиславом Шияном и Советом ветеранов Киевской федерации парусного спорта - также воспитанниками Петра Лукьяновича в 40-е и 50-е годы - из ДСО «Наука» и «Буревестник» - Ниной Анцышкиной, Владленом Лахтионовым, Евгенией Алдохиной и Григорием Юркевичем из «Водника». В этом году переходящий Кубок завоевала команда СДЮШОР яхт-клуба «Оболонь», выиграв соревнования в четырех различных классах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме