ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ «ЛАСТОЧКИ»

Поделиться
к 36-й годовщине первого полета человека в космос В своей жизни мне часто приходилось общаться со с...

к 36-й годовщине первого полета человека в космос

В своей жизни мне часто приходилось общаться со светилами авиационной и космической науки, великими авиационными командирами, выдающимися инженерами, талантливыми летчиками, целой плеядой космонавтов.

Много интересного и малоизвестного для широкого круга читателей можно было бы рассказать.

Сегодня, в 36-ю годовщину полета первого человека планеты в космос, хотелось бы поведать о первом космическом и последнем авиационном полете Юрия Гагарина.

Наш рассказ начнем с 14 марта 1960 года. Тогда в Звездном городке под Москвой был сделан окончательный выбор первого отряда группы летчиков-космонавтов в количестве 12 человек, среди которых был и Ю.Гагарин.

А сначала, за два года до этого, массив потенциальных кандидатов в летчики-космонавты насчитывал более 1200 человек. Они даже не догадывались, зачем их так пристально тестируют. Предыдущие два тура отбора в полной мере выдержали 12 кандидатов: П.Беляев (возраст - 28 лет), В.Быковский (26), Ю.Гагарин (26), В.Горбатко (26),

Е.Хрунов (27), В.Комаров (33), А.Леонов (26), А.Николаев (31), П.Попович (30), Г.Шонин (25), Г.Титов (25) и Б.Волынов (26).

Более года длились весьма напряженные испытания, и вот 12 апреля 1961 года в космическом корабле «Восток», который напоминал собой капсулу, совершил первый в мире космический полет советский космонавт Юрий Гагарин. Космический корабль выполнил один полный оборот вокруг Земли и благополучно доставил космонавта на Землю. Интересно, что Ю.Гагарин (позывной «Ласточка») был также первым в мире человеком, который принимал пищу в космосе. Полет проходил на высоте от 180 до 325 км.

Запуск человека в космос был осуществлен ракетой типа «А-1», которая стартовала с космической пусковой площадки, где ныне находится всемирно известный космодром Байконур. Космический корабль «Восток» состоял из двух секций: модуля оборудования и модуля возвращения на Землю. Внешний диаметр последнего не превосходил двух с половиной метров. Тот, кто посещал павильон «Космос» бывшей московской Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ, а ныне Национальный выставочный центр), поневоле удивится, как мог человек поместиться в таком донельзя ограниченном пространстве и, более того, выполнять в нем необходимую работу.

В 9 часов 7 минут по московскому времени 12 апреля 1961 года мир коренным образом изменился. Он вступил в космическую эру, о которой на протяжении многих столетий мечтало прогрессивное человечество планеты Земля.

Интересно, как проходил полет? Через две минуты после знаменитого гагаринского: «Поехали!» от космического корабля отделились и упали на Землю четыре ракетных ускорителя. Еще через полминуты корабль «снял» с себя защитный кожух. Через пять минут полета сгорает до конца основной ускоритель и вступает в работу последняя ступень ракеты. Через 11 минут 16 секунд космический корабль «Восток» достигает запланированной орбиты полета, и последняя ступень ракеты отсоединяется от корабля.

В космический полет Ю.Гагарин взял с собой маленькую куклу. Нет, это был не талисман. Это был индикатор гравитации. Когда на космическом корабле установилась невесомость, кукла начала «плавать» в космической капсуле возвращения.

Как и планировалось, через 108 минут полета с момента запуска корабля Гагарин на высоте около 7 км катапультировался из капсулы. На высоте 4 км он покинул свое катапультное кресло и далее спускался на парашюте. Приземлился он в юго-восточном направлении от Москвы, под Саратовом, возле реки Волги, в точке, расположенной на расстоянии 1600 км от места взлета (г.Тюратам). Пустая капсула, слегка обгоревшая при входе в плотные слои атмосферы, благополучно спустилась на парашюте.

За приземлением Гагарина наблюдали колхозники села Узморья, расположенного на берегу Волги. В это время они вели весенние полевые работы. Необходимо напомнить, что за год до этого в этих краях был сбит средствами ПВО американский самолет-шпион «У-2».

- Мать, ты куда бежишь? Я - не иностранец! - из всех сил кричал Гагарин жене местного лесника Анне Тахторовой, которая убегала от места приземления Гагарина вместе со своей шестилетней внучкой Ритой.

К месту события практически мгновенно примчали на мотоциклах сельчане Узморья. Они не растерялись и быстро (авось в дальнейшем пригодится) закопали радиопередатчик и посадочный челнок космонавта. Потом капитан КГБ долго «вытрушивал» из сельчан спрятанные ими вещи...

Последний, фатальный, полет Ю.Гагарина и В.Серегина произошел на самолете типа «МиГ-15» 27 марта 1968 года. Накануне полета синоптики предвещали плохую погоду. Дул штормовой ветер, сплошная грозовая облачность затянула небо и землю. Полет проходил на малой высоте. Юркий «МиГ-15» был отягчен двумя подвесными топливными баками. Это явилось дополнительной причиной снижения устойчивости самолета при его полете в сложных метеорологических условиях.

При исследовании причин катастрофы государственной комиссией было установлено, что еще до касания самолетом земли кабина летчиков разгерметизировалась.

Последний полет Гагарина протекал очень скоротечно. Через минуту после взлета рядом с самолетом Гагарина внезапно вынырнула пара более быстроходных, чем «МиГ-15», самолетов типа «МиГ-21». Еще через минуту в опасной близости по курсу полета появился еще один «МиГ-15». Расстояние до него было менее пятисот метров.

Гагарин (радиопозывной 625), увидев внезапно прямо перед собой другой самолет (радиопозывной 614), очень резко затормозил свою машину. Столкновения не произошло, но самолет Гагарина перешел в критический режим сваливания. Экипаж пытался выровнять «МиГ-15», но тщетно: недостаток времени и малая высота не позволили им в полной мере это осуществить. А в авиации мелочи не допускаются. Практически сплошная облачность помешала сориентироваться в пространстве. Самолет вошел в землю.

На учебно-тренировочном самолете типа «УТИ МиГ-15» отсутствовали автоматизированные системы объективного контроля полета и, естественно, не было на нем и так называемого «черного ящика». Расследование причин авиакатастрофы велось интуитивно-логическим путем, в ряде случаев с опорой на результаты математического моделирования и сложных аналитических расчетов.

Так, расчетным путем было доказано, что потеря самолетом управляемости не могла быть вызвана его попаданием в спутный след впереди летящего самолета. Спутный след не мог оказать существенного влияния и на работу авиадвигателя самолета.

Через десять лет после этого случая мне и А.Лысенко, ныне профессору, а тогда молодым адъюнктам, работавшим в области соответственно авиационных навигационных систем и критических режимов полета летательных аппаратов, при исполнении одной из государственных заказных научно-исследовательских работ пришлось проводить математическое моделирование нештатных летных ситуаций, среди которых был последний полет экипажа Ю.Гагарина. По результатам имитации полета тогда мы пришли к бесспорному выводу о том, что никакие, даже наиболее оптимальные, действия пилотов по выводу самолета из сваливания при условиях полета 27 марта 1968 года не смогли бы предотвратить столкновение летательного аппарата с землей.

Значительно позже, в 1989 году (через четыре года после появления в политическом и обыденном лексиконе слова «гласность»), появилось заключение правительственной комиссии, в котором говорилось: «Состояние материальной части самолета не является причиной возникновения аварийной ситуации и летного происшествия... Самолет вошел в режим сваливания с большими потерями энергетических возможностей. Позже он вышел из сваливания, после чего столкнулся с землей». Материалы расследования катастрофы содержат 29 томов, более тысячи страниц каждый.

Режим суперсекретности по трагическому случаю гибели в авиационной катастрофе первого космонавта планеты стал причиной появления целого вороха слухов, сплетен и различного рода домыслов о том, что экипаж выполнял задание в нетрезвом состоянии, что Гагарина захватили в плен инопланетяне и даже о том, что за дерзость Гагарина в адрес генсека ЦК КПСС Л.Брежнев запрятал первого космонавта планеты в «психушку», а полет 27 марта 1968 года - это чистой воды мистификация...

Что касается нетрезвого состояния, то это утверждение не имеет под собой никакой основы. Ведь перед полетом каждый летчик, независимо от его должности и квалификации, обязан проходить предполетный медицинский осмотр. Какой же из врачей сознательно будет рисковать своей свободой, подписывая заведомо ложные медицинские данные. А «УТИ МиГ-15» - это «спарка», т.е. самолет, кабина которого рассчитана на двух членов экипажа - летчика и его инструктора. Тем более невероятно, что и второй член экипажа (в данном случае В.Серегин) допущен медиками к полету в нетрезвом состоянии.

Конечно, бесспорным является бездарная работа группы руководства полетами, что явилось одной из причин гибели космонавта.

Однако, справедливости ради, необходимо отметить и следующее.

Ни Ю.Гагарин, ни В.Серегин не обладали необходимыми профессиональными навыками для полетов в сложных метеоусловиях, да при том еще и на низкой высоте. Между тем, особенностью летного труда является то, что он не признает авторитетов, кроме одного - высокого профессионализма.

Бывший начальник службы безопасности полетов ВВС генерал-майор авиации Ю.Куликов как-то в интервью корреспонденту «Московских новостей» сообщил следующие данные о профессиональной подготовке Ю.Гагарина и В.Серегина.

Гагарин официально был летчиком первого класса. Но это звание ни в коей мере не характеризовало уровень его летной подготовки. Оно было присвоено ему за первый космический полет. Тогда же своим приказом министр обороны утвердил, что поднявшийся в космос 12 апреля 1961 года старший лейтенант Ю.Гагарин после приземления является майором. До своего откомандирования в отряд космонавтов в начале 1960 года Гагарин имел суммарный налет на самолете типа «МиГ-15 бис» (боевой истребитель) 252 часа 21 минуту. Из них самостоятельно он налетал 75 часов 4 минуты. Находясь в Центре подготовки космонавтов, за последующие восемь лет он налетал всего 78 часов 41 минуту, т.е. 9 часов 50 минут в год. Этого уровня и при хороших погодных условиях (простых метеоусловиях) вполне достаточно только для того, чтобы уверенно взлететь. Но для того, чтобы достаточно хорошо сесть, а тем более выполнять упражнения из разряда сложного пилотажа, требуется на порядок более солидный налет. Ведь не зря во времена Союза летчику не засчитывался летный стаж (один год за два) и все связанные с этим льготы (реактивный паек, санаторно-курортное оздоровление, премиальные за классность, за безаварийность и т.п.) в случае, если его налет составлял менее 50 часов в год. Таким образом, уровень подготовки Ю.Гагарина на момент авиакатастрофы примерно соответствовал уровню курсанта-выпускника летного училища, не дотягивая даже до третьего класса.

А что же полковник В.Серегин? Какова была его профессиональная подготовка? Да, в прошлом - это участник войны, летчик-испытатель. Но дело в том, что испытывал-то он не самолеты, а приборы, на них установленные. По существу он только один раз на данном типе самолета подвергался настоящей проверке при полете в зону на сложный пилотаж, да и то еще в феврале 1963 года, т.е. почти за пять лет до рокового полета.

Полет Гагарина в космос вызвал состояние настоящего шока в развитых капиталистических странах мира, особенно у американцев. По телевидению перед нацией выступил президент Джон Кеннеди и произнес тогда свои знаменитые для американцев слова о том, что русские опередили янки в деле освоения космоса и пора каждому американцу с данного момента задуматься над тем, какую пользу он лично может принести своей стране: « Ранее вы гадали, что каждый из вас может получить от государства. Настала пора подумать, что каждый из вас может дать государству!».

Итак, в космической гонке Страна Советов однозначно выиграла первый раунд. Через 23 дня после полета Ю.Гагарина в космос, 5 мая 1961 года, американцы смогли «забросить» в космос своего космонавта Алана Шепарда, да и то на суборбитальную орбиту с 15-минутной продолжительностью полета на космическом корабле «Фридом-7». Им не оставалось ничего иного, как бросить вызов СССР подготовкой высадки своих космонавтов на Луну, один из кратеров которой после гибели Ю.Гагарина назван в его честь.

Не будем забывать и мы, что промышленность Украины, 60% которой работало на ВПК, по линии которого выполнялись все космические программы, в свое время приложила много усилий для подготовки космических полетов. И сегодня наша страна лелеет надежду на новые космические свершения, на этот раз уже национального характера. Тем более, что необходимые условия для этого у нас есть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме