Переоценка ценностей

Поделиться
Внезапные скачки цен на различные товары становятся в нашей стране привычным явлением. Автомобили тоже дорожают...

Внезапные скачки цен на различные товары становятся в нашей стране привычным явлением. Автомобили тоже дорожают. Например, в последний раз росту цен на легковушки способствовало повышение пошлин на их ввоз. Впрочем, машины дорожают куда медленнее, нежели, к примеру, недвижимость. Да и конъюнктура этого рынка куда капризнее — уже сегодня высокая конкуренция заставляет продавцов идти навстречу потенциальным покупателям, снижая свою рентабельность.

Импорт с 10—15-процентной надбавкой

Тенденция роста цен на новые и подержанные автомобили продолжается вот уже несколько лет подряд. При этом одновременно с ростом цен неуклонно увеличивается и спрос на личные средства передвижения. Так, если в 2002 году в стране приобрели около 100 тыс. новых легковушек, в 2003-м — около 150 тыс., то в текущем году аналитики называют цифру в 200 тысяч. Такая терпимость покупателя к росту цен объясняется не только большим желанием среднего украинца стать обладателем железного коня, но и развитием новых форм продаж — в кредит, с выкупом/заменой старой машины и т.д. К тому же рост цен происходит довольно плавно и вполне прогнозированно. Так, в 2003 году повышение стоимости новых легковушек европейского производства был обусловлен ростом курса евро по отношению к доллару. В текущем году главной причиной роста цен стало повышение импортных пошлин на ввозимые в нашу страну автомобили. Закон «О развитии автомобильной промышленности Украины», которым были повышены ввозные пошлины, вступил в силу в конце мая. Как и прогнозировали эксперты, он стал причиной повышения цен на импортные легковушки примерно на 10—15%. При этом благодаря большим объемам ранее ввезенных в Украину иномарок такое повышение фактически состоялось только через 1—3 месяца после вступления закона в силу, то есть в конце лета — начале осени.

Кроме иномарок, в Украине подорожали некоторые автомобили, собранные на отечественных предприятиях, на которые рост пошлин не должен был оказывать никакого влияния. Речь идет о Daewoo Lanos и Sens, а также модельном ряде Chevrolet (производства GM-DAT). На эти автомобили существует повышенный спрос, вплоть до дефицита. Их подорожание в течение 2004 года лишь выровняло спрос и предложение. Впрочем, и сегодня цены на эти автомобили остаются наиболее привлекательными среди импортных легковушек-одноклассников.

ВАЗы по старой цене

За время действия новых пошлин (которые выше прежних на 10—20%) украинский рынок новых автомобилей несколько преобразился. Летом и в начале осени спрос на автомобили был довольно высок (продажи несколько выше, чем в аналогичный период 2003 года), но все же продажи были гораздо меньшими, чем весной, в период ажиотажа перед подорожанием. Больше других падение спроса ощутили на себе продавцы импортных легковушек, которые были вынуждены повысить цены. Устойчивый спрос наблюдался только на достаточно новые модели, которые вышли на рынок в 2004 году.

В то же время доля российских машин, а также собранных в Украине иномарок низкой и средней ценовой группы (до 15 тыс. долларов США) растет. Увеличение продаж российских автомобилей вполне понятно. Ведь в дополнение к легковушкам, которые поставляются в нашу страну по квотам (чуть более 17 тыс. машин в год), на рынок вышли ВАЗы, собранные на Запорожском автозаводе полномасштабным методом. К тому же цены на ВАЗы, в отличие от других импортных машин, не выросли и остались одними из наиболее привлекательных для украинцев. А высокая конкуренция между продавцами этих машин стала причиной разработки ими привлекательных условий покупки — акций, подарков, специальных кредитных условий.

Кроме российских авто, растет доля рынка упомянутых выше Daewoo, Opel и Chevrolet, также собранных на ЗАЗе. Не ослабевает интерес наших соотечественников и к автомобилям самого низкого ценового сегмента — «Славутам» и «Тавриям». Среди иномарок прежние объемы продаж удерживают Mitsubishi и Skoda — им удалось минимально повысить цены на свой товар. Но традиционного осеннего роста продаж, который ожидают автотрейдеры, в этом году продавцы иномарок не наблюдают.

Скидки или сервис?

Заметив, что покупатели новых автомобилей так и не привыкли к новым, высоким ценам, многие автодилеры начинают понемногу их снижать. Так, сегодня большинство дилеров и импортеров иномарок объявили об акциях, скидках или спецусловиях покупки. На некоторые автомобили скидки достигают 200—1000 евро. Такие «маневры» несколько прибавили покупателей продавцам иномарок, но все же нынешнее удешевление нельзя назвать длительным. Дилеры опять могут вернуться к высоким ценам. Ведь небольшая маржа автопродавцов вкупе с маленькими объемами продаж не смогут обеспечить такую рентабельность этого бизнеса, какая существовала еще полгода назад. А ведь деньги автотрейдерам нужны для того, чтобы сделать рынок еще более цивилизованным — расширять дилерские сети, улучшать технический сервис и культуру обслуживания.

Чтобы понять, чем может обернуться снижение прибылей автодилеров, обратимся к опыту западных стран. Система тотального поощрения покупателей скидками, снижением цен и бонусами уже несколько лет действует в развитых автомобильных странах Западной Европы и США. Такие рыночные механизмы способствуют даже некоторому росту рынка. Но большинство экспертов отмечают, что постоянные «заигрывания» с покупателями приводят и к негативным последствиям. Клиенты привыкают к скидкам и отказываются покупать машину без бонусов и спецпредложений. Автоконцерны же сегодня обеспокоены уменьшением издержек на производство, что проявляется в создании различных моделей на унифицированных платформах, уменьшении численности занятых на производстве и перенесении заводов в регионы с дешевой рабочей силой. А это нередко приводит к снижению качества автомобилей (о чем говорит учащение отзывов машин автоконцернами) и недоработке конструкции новых моделей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме