Национальность и преступность: искусственная связь

Поделиться
Однажды утром чернокожий мужчина и двое его белокожих коллег, сидя в офисе неподалеку от автозаправки, услышали женский крик: «Помогите!..

Однажды утром чернокожий мужчина и двое его белокожих коллег, сидя в офисе неподалеку от автозаправки, услышали женский крик: «Помогите! Грабят!». Они бросились за белокожим вором, и чернокожий мужчина, догнав его, задержал. В это время полиция уже прибыла на место преступления. Один из полицейских, предположив, что чернокожий мужчина и является вором, схватил его за руку и приказал: «Пойдешь со мной».

Это случилось в Канаде несколько лет назад, но подобные истории происходят каждый день и повсеместно. Автоматическое восприятие представителей определенных рас или национально-этнических групп как более предрасположенных к преступлениям является, к сожалению, реальностью правоохранительных органов в большинстве стран мира.

Хотя такая практика известна с давних пор, этнически-избирательный подход, как это сейчас называется, стал особенно проблематичным в конце ХХ века, когда участились случаи злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Они имеют место каждый раз, когда полицейский останавливает, арестовывает, обыскивает или допрашивает лиц на том основании, что, по его мнению, вероятность совершения определенных преступлений представителями расового или национального сообщества, к которому относится это лицо, выше вероятности совершения аналогичных преступлений другими представителями общества в целом. Действия полиции в отношении этих людей редко бывают приятными. Став однажды объектом избирательного задержания и обыска полицией, человек воспринимает это по крайней мере как обременительное неудобство, но зачастую это унизительный и стрессовый опыт. Непропорциональное применение силы в отношении определенных национальных групп происходит не тогда, когда расовая принадлежность или национальное происхождение используется как один из поводов во время поиска определенного преступника, а когда национальные и даже расовые сообщества рассматриваются как более склонные к совершению определенных видов преступлений.

Этнически-избирательный подход приобретает различные формы, а именно: остановка прохожих или водителей, внешность которых имеет определенные расовые признаки; пренебрежительное отношение со стороны правоохранительных органов или запугивание задержанных; применение чрезмерной силы или продолжительное содержание представителей определенных меньшинств под стражей; усиленное внимание к конкретным преступлениям или отдельным районам города, поскольку их жителей легче преследовать, и т.д. Все это по своей сути является дискриминацией.

Многие страны и международные организации прилагают усилия, чтобы понять и пресечь практику установления потенциального преступника по расово-этническим признакам. В Великобритании после неадекватного реагирования полиции на явно расистское убийство черного подростка в 1993 году правительство начало расследование, раскрывшее существование «институционального расизма» в органах полиции. В Соединенных Штатах строгие меры по борьбе с расово-этнической дискриминацией повлекли гражданский судебный процесс в 1998 году, в результате которого выяснилось: несмотря на то что чернокожие водители составляют только 17% всего населения, 70% таких водителей полиция останавливает и обыскивает. В Канаде органы местной полиции провели расследование случаев этнически-избирательного подхода к определенным расово-этническим меньшинствам. Во Франции общественные организации ужесточают кампанию по борьбе с этой практикой. В Европе прецедентное право Европейского суда по правам человека установило: случаи, когда раса является исключительным или решающим фактором для применения правоохранительных мер, представляет собой проявление дискриминации.

В Украине, несмотря на этническое разнообразие (национальные меньшинства составляют 22,2% населения) и рост количества мигрантов, на государственном уровне до сих пор не существует программы повышения уровня терпимости в обществе. Первая попытка привлечь представителей украинской милиции к решению проблемы этнических стереотипов (путем анализа внутренних подзаконных актов МВД в контексте этнической предвзятости) была предпринята только в прошлом году — в рамках совместного проекта Британского совета в Украине, Британского посольства в Украине, МВД Украины и Харьковского института социальных исследований. Проанализировав ряд документов, группа исследователей обнаружила 14 подзаконных актов МВД, базирующихся на этнически-избирательних принципах и прямо определяющих расу и этническую принадлежность как ключевой фактор в установлении подозреваемых.

Тем не менее этнически-избирательный подход как дискриминационен, так и неэффективен. Ведь отношение правоохранительных органов к определенным группам общества основано не на доказательствах, а на предвзятости и стереотипах. Необоснованность расистских стереотипов в отношении преступности легко увидеть, если сравнить опыт некоторых национальных меньшинств в разных странах: армяне в России и армяне во Франции будут иметь разные воспоминания о встречах с полицией; ирландец, живший в США, был бы весьма удивлен избирательным отношением к себе в британских аэропортах, а еврей в Украине имел бы иной опыт общения с правоохранительными органами, нежели еврей в Нидерландах.

Но не стоит думать, что упомянутая практика — следствие расистских установок якобы распространенных среди сотрудников правоохранительных органов. Существует несколько факторов, влияющих на неравномерность внимания органов полиции к представителям расово-этнических меньшинств. В частности, дискриминацию вызывают и общее социальное неравенство расово-этнических меньшинств, отличия в использовании публичного пространства (например, преобладание в общественном транспорте некоторых групп населения означает, что их чаще можно увидеть на железнодорожных вокзалах и автобусных станциях), преувеличение со стороны средств массовой информации, зажигательная риторика националистов о прямой связи между определенной национальностью и преступлениями и т.д.

Кроме того, что этнически-избирательный подход нарушает права и достоинство целого сообщества, он является еще и неэффективным способом охраны общественного порядка. Его часто оправдывают тем, что он повышает уровень «попадания в цель» — то есть выявления лиц, нарушивших закон. Однако фактически это пустая трата ресурсов правоохранительных органов, поскольку остаются нераскрытыми большинство потенциальных преступников и преступлений. В 1998 году, например, таможенная служба США изучила способ проведения обысков и обнаружила, что 43% обысканных были афроамериканцами или латиноамериканцами. Тогда она решила изменить процедуру задержания и обыска, запретив расово-этнический избирательный подход, который обосновывал задержания, и введя наблюдение за поведением пассажиров. В его основе — изучение характера поведения пассажиров: а именно нервозность, несогласованность в объяснениях и т.д. Кроме того, таможенная служба улучшила надзор за принятием решений по поводу задержания и обыска пассажиров. За два года после этого обысков было осуществлено на 75% меньше, а показатель «попадания в цель» возрос с почти 5% до более 13%.

Связь между национальностью и преступностью некоторые правоохранительные органы оправдывают статистикой, свидетельствующей о том, что представители определенных национальных меньшинств совершают значительную часть некоторых типов преступлений. Однако эта аргументация опирается на очевидную логическую ошибку — никто не стал бы делать вывод, например, что большинство мужчин являются насильниками просто на том основании, что все насильники — мужчины.

Конечно, диспропорции в направлении усилий правоохранительных органов на определенные группы населения часто отрицаются как ошибочное представление о том, что эти группы являются объектами более пристального внимания полиции. Однако эмпирические наблюдения во многих странах, таких как Венгрия, Франция, Болгария, Канада, Великобритания, Россия, Испания, США, свидетельствуют не только о том, что полиция зачастую преследует представителей меньшинств, но и о том, что усиленное внимание к этим группам населения не является залогом более высоких показателей раскрытия или предотвращения преступлений.

Мало того, попытка упростить проблему, утверждая, что это только следствие ошибочного восприятия действительности, означает, что мнение определенных социальных групп не имеет значения для общества. Если бы даже оно в самом деле было следствием ошибочного представления, все равно это являет проблему: ведь вера граждан в главенствование закона решающая для соблюдения ими этих законов и правил. Чем больше меньшинств страдают от органов, созданных для охраны правопорядка, чем больше им дают понять, что общество им не доверяет и что они являются объектом общественного порицания, тем меньшую мотивацию соблюдать правила этого общества они имеют. Следовательно, приписывание более высокого уровня преступности определенным национальным меньшинствам грозит их отчуждением и снижением чувства полноценного гражданина и члена общества у их представителей.

Внедрение законности справедливым и эффективным образом не может опираться на стереотипы. Международный опыт показывает, что требования к сотрудникам правоохранительных органов применять принцип «разумного подозрения» (способность предоставить четкую информацию, которая бы убедила независимого наблюдателя, что определенное лицо могло совершить или совершило преступление) значительно снижает уровень дискриминации национально-этнических групп. Ряд других мер, таких как мониторинг полицейского задержания и обыска, повышение образования и тренировка персонала по вопросам расового разнообразия и поликультурной осведомленности для сотрудников правоохранительных органов, меры, направленные на укрепление доверия между правоохранительными органами и этническими сообществами (в том числе различные профилактические программы), эффективная система подачи и реагирования на жалобы граждан, как показывает практика, тоже способствуют уменьшению объема применения этнически-избирательного подхода.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме