Лебединая песня Людвига Виттельсбаха. Неразгаданные тайны гибели последнего романтика на троне

Поделиться
Ваш взлет над лебедиными озерами Причастью красоте наполнит чашу вновь, Мешая с музыкою Вагнера любовь...

Ваш взлет над лебедиными

озерами

Причастью красоте наполнит

чашу вновь,

Мешая с музыкою Вагнера любовь.

Из посвящения
Поля Верлена
Людвигу II Баварскому

Людвиг II Баварский. Фото середины 60-х годов XIX века

Вечерний моцион длиною в вечность

В семь часов вечера 13 июня 1886 года доктор-психиатр Бернгард фон Гудден и его венценосный пациент Людвиг II Баварский отправились на прогулку вдоль берега Штарнбергского озера. Они так и не вернулись с вечернего моциона, забрав с собой тайну одного из самых загадочных убийств XIX века. Бездыханные тела доктора и короля нашли поздно вечером на мелководье. Но ведь Людвиг был прекрасным пловцом и атлетом… Единственная оплошность заговорщиков — громадное количество следов ботинок, оставленных на песке. Средней руки криминалисту не составило бы труда докопаться до истины. Вот только кто в этом был заинтересован? Один из деятельных участников заговора фон Гудден сам в итоге оказался его жертвой.

Рихард Вагнер стал по-настоящему знаменит лишь после знакомства со своим добрым гением. О Людвиге композитор говорил: «Он… неслыханное чудо!»

У истоков искусно подготовленного государственного переворота в Баварии находились представители загадочной местной секты иллюминатов (посвященных). Адам Вайсхаупт, создавший ее еще в конце XVIII века, писал: «Мораль представляет собой не что иное, как искусство учить людей… как сбросить ярмо опеки… как обходиться без принцев и правителей». Есть все основания говорить о зловещей роли иллюминатов, связанных с франкмасонами, во всей мировой истории, начиная с Французской революции. К иллюминатам причисляли химика Лавуазье, маркиза Казотта, графа Мирабо и даже «неистового» Робеспьера. Влияние идей иллюминатов, кстати, непримиримых антагонистов иезуитов и воинствующих атеистов, прослеживается в идеологии и большевиков, и нацистов. Гитлер с успехом использовал некоторые их организационные постулаты при «партийном строительстве».

Если на короле не обнаружили ни одной царапины, то на горле врача выявили несколько отметин, говоривших о попытке удушения. Исполнители приговора капитула иллюминатов как в воду канули. Сожалели о смерти несчастного короля лишь баварские крестьяне из ближайших деревень да несколько самых преданных придворных. Родной дядя — Луитпольд — оказался в выигрыше. Он на целых 27 лет стал регентом — фактическим правителем Баварии — при полоумном племяннике Отто. Высшая аристократия сама находилась в путах иллюминатов и также приветствовала победу над непредсказуемым и уж очень независимым королем-отшельником.

Так на 41-м году завершилась жизнь весьма взбалмошного, но необычайно талантливого, если не гениального человека. То, что он оказался «по совместительству» королем Баварии, несказанно увеличило его шансы умереть не своей смертью.

Детство волшебника

А как же все блистательно начиналось… Наследник престола, родившийся 25 августа 1845 года, был назван в честь своего деда Людвига I, щедрого мецената искусств и непревзойденного мота. Отец — Максимилиан Баварский — отдал сыновей — Людвига и Отто — на попечение гувернеров. Образование они получили блестящее. Людвиг любил уединение; Отто, наоборот, был классическим образчиком «человека света». Трагической оказалась судьба обоих братьев. Почти сразу после возвращения с франко-прусской войны (1872 г.) Отто насильно препроводили в один из отдаленных баварских замков. Принца поместили в комнату с зарешеченными окнами, из которой он уже никогда не вышел на свободу. Сказались гены многочисленных предков, предрасположенных к серьезным психическим заболеваниям. И отец, представитель рода Виттельсбахов, и мать — из рода Гогенцоллернов, страдали различными маниями.

Но пока мальчики без устали читают греческих и римских историков, учат языки, многие месяцы проводят в замке отца Гогеншвангау (Высокий лебединый край). Людвиг очень любил общаться с простыми крестьянами, читал запоем героические драмы Шиллера и немецкие легенды; очень рано у него проявилась и страсть к театру, архитектуре и музыке.

Замок Гогеншвангау… С его историей, ведущей отсчет с конца XII века, связаны несколько легенд. Миннезингер Вольфрам фон Эшенбах писал о скрытом от всех смертных замке в Альпах по имени Монсальват, где будто бы хранится Чаша Грааля — священный сосуд, содержащий несколько капель крови Христа. Мечтал ее добыть и английский король Ричард Львиное Сердце, и многие вельможи и рыцари. Гогеншвангау был в средние века центром миннезингеров. Прослеживается параллель между ересью катаров и Парсифалем, отцом Лоэнгрина, хранившим по преданию Чашу Грааля. И вот в этом своеобразном сказочном вертепе, в обстановке мистико-героической драмы, высоко в горах и воспитывается Людвиг. Не секрет, что немцы-южане (и баварцы, и швабы) куда романтичнее своих соплеменников, прямолинейных и суровых северян – пруссаков, мекленбуржцев, саксонцев…

Днем принц спал, а ночью отправлялся высоко в горы (очень часто на лошади), где при свете луны декламировал любимого Шиллера. Посещения театра — святая святых для всех баварцев — оставили неизгладимый след в душе юноши. Там он впервые познакомился с операми Рихарда Вагнера. «Лоэнгрин» сразил Людвига. Возможно, потому он хотел быть настоящим рыцарем и миннезингером на троне.

«Настоящий король», или Миннезингер на троне

Восшествие 18-летнего принца на престол в 1864 году было воспринято народом с воодушевлением. Он покорил всех какой-то особой статью. «Настоящий король», — говорили подданные молодого венценосца. Но вот аристократов и придворных, привыкших в последние годы (у Максимилиана была сильнейшая депрессия) «рулить» государством, уверенный тон и поведение Людвига II неприятно поразили. Король огорошил всех запросами — он ринулся строить новые замки, заказывал самых дорогих архитекторов и художников. Людвиг «выписал» в Мюнхен 51-летнего композитора Рихарда Вагнера, который находился, несмотря на огромную популярность опер «Летучий голландец» и «Тангейзер», в отчаянном положении. Именно Вагнер, ставший лучшим другом несчастного короля, говорил: «Жизнь его в обыденных условиях мира промелькнет, как мгновенный, божественный сон!»

Недолго длилась идиллия, то время, когда «король еще любил смеяться». За полтора года, которые Вагнер провел при дворе, композитор успел поставить оперу «Тристан и Изольда», тратя немалые (но очень преувеличенные иллюминатами) суммы. Все это вызвало недовольство двора и правительства. Король был вынужден после ультиматума с жестким условием — выбор между «любовью и уважением своего верного народа» и Вагнером — выслать последнего из Баварии. Все последующие годы, вплоть до смерти композитора в 1883 году, Людвиг постоянно с ним переписывался и перечислял деньги на театральные постановки в Байрейте. Там он и был по приказу короля похоронен. «Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир…».

В истории их дружбы была и неприглядная сторона, опять же, в значительной степени преувеличенная врагами. В короле буквально клокотала скрытая гомосексуальность; за Вагнером такие грешки не водились, и он держал Людвига как бы «на привязи». Неудачная попытка главы рода Виттельсбахов жениться на старшей сестре императрицы Елизаветы Австрийской (настоящего и, пожалуй, единственного друга Людвига) Софии окончательно убедила баварцев в том, что король «не в себе».

«Чудак в мире грез»

Продолжалось бурное строительство замков. В своем любимом детище — Нойшванштайне (Новом лебедином камне) король поставил несколько динамо-машин и провел электричество. Безусловно, он был незаурядным архитектором. Также Людвиг консультировал художников, расписывающих стены замков; он был непревзойденным знатоком старинных германских саг. Король пытался достать ссуды, чтобы воплотить в жизнь экстравагантные проекты. Он даже подумывал совершить побег из Баварии, предварительно купив у России Крым, оставить в залог имущество всей семьи, или… ограбить банк. В конце 70-х годов болезнь (выражаясь современным языком — маниакально-депрессивный психоз) начала прогрессировать. Людвиг стал панически бояться людей, устраивал ночные прогулки под луной в 20-градусный мороз, катался при свете факела на лодках-ладьях… Он сильно располнел.

8 июня 1886 года короля признали невменяемым: «Его величество находится на прогрессирующей стадии умственного расстройства». Интересно, что никто (!) из психиатров не исследовал Людвига и этот диагноз «слепили» заочно. Первая попытка арестовать короля провалилась: его охрана и окрестные крестьяне сами арестовали прибывшую в Нойшванштайн ночью с 9 на 10 июня депутацию, возглавляемую графом Максом фон Холштайном. Но Людвиг, имевший немало возможностей для подавления заговора иллюминатов в зародыше, неожиданно прекратил сопротивление и отдал себя во власть «психиатров». Вскоре из Мюнхена прибыли жандармы и король был арестован.

Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк (позже говоривший о Людвиге – «он дал судьбе сокрушить себя») предлагал королю выступить в парламенте. Кузина – Елизавета – готовила его бегство в Вену. Ее вооруженные слуги дневали и ночевали на противоположном берегу Штарнбергского озера. Но время было упущено.

Его «любимая Лизхен», Елизавета Австрийская, во многом была права: «Король был не сумасшедшим, а просто чудаком в мире грез». «Бедный Людвиг» оставил великолепное наследие: непревзойденные по красоте замки. Король был полусумасшедшим чудаком, но имя его останется в веках.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме