«ГУСАРСКАЯ РУЛЕТКА» ПО-ДЕТСКИ

Поделиться
Выглянув в окно, чтобы утихомирить пристроившихся у подъезда ребят, услышала разговор. Речь шла о «гусарской рулетке»...

Выглянув в окно, чтобы утихомирить пристроившихся у подъезда ребят, услышала разговор. Речь шла о «гусарской рулетке».

- А что? Вставляешь один патрон, раскручиваешь барабан, приставляешь дуло к виску и… ба-бах, - с видом человека бывалого рассказывал невысокий щуплый паренек. - Один шанс из семи.

- Нет, я бы в такие игры не играл, - возразил его приятель.

- А я бы играл. Что жалеть-то?..

Такая мысль хоть раз в жизни, но приходила в голову практически каждому молодому человеку. И если у одних она возникала под сиюминутным влиянием и тут же исчезала бесследно, то у других превращалась в доминирующую. И дело не только в особенностях характера. Виновата подчас сама жизнь, неразрывная цепь фатальных случайностей. Судите сами.

История эта произошла в выпускном классе самой обычной киевской школы, и героями ее стали ничем не отличающиеся от других ребята. Итак, в одном классе училась девочка. Была она, как вы уже догадались, красавицей и умницей, и о ее благосклонности мечтали все мальчишки в классе. Как и подобает таким девочкам, дружила она с вежливым, эрудированным - короче, обладающим всеми возможными положительными качествами - одноклассником. К тому же у него была очень приличная семья и возможность поступить на престижный факультет университета. В общем, блестящее будущее ему и его спутнице было обеспечено. Родители расписали все на много лет вперед, но… Дети непредсказуемы, а девичье сердце тем более. Наша героиня влюбилась, причем в такого отпетого хулигана, при упоминании о котором не одна учительница хваталась за валидол.

Мальчик был, действительно, не подарок. Родители его никогда не жили дружно, с детства он был свидетелем постоянных ссор, слез и упреков. Следить за ребенком, а тем более заниматься его воспитанием, было некому. Отец, жестокий и обиженный жизнью человек, вымещал свои неприятности на ребенке, жестоко наказывая его за малейшую провинность. Мальчик, бравируя и стараясь показать, что ему все трын-трава, искал выход в хулиганских поступках.

Что нашли общего примерная девчушка и неисправимый хулиган? О чем беседовали? Об этом мы уже никогда не узнаем, да это, собственно говоря, и не нужно. Ведь слово «любовь» объясняет многие непредсказуемые поступки. Были ли они счастливы? Возможно, да только счастью этому скоро пришел конец. Нельзя забывать, что дело происходило в советской школе, где зорко следили за моральным обликом подопечных. О подобном непонятном увлечении гордости класса тут же сообщили родителям девочки. Те, естественно, забили тревогу. Нельзя же, в самом деле, допустить, чтобы их ребенок общался с подобным «чудовищем»! А если появятся дети? Нужно немедленно что-то делать!

Не подумайте, что девочку строго наказали. Нет. Родители ее любили и прекрасно знали, что она прежде всего их дочь. Просто, нужно вовремя остановить, заставить посмотреть на предмет мечтаний объективно, представить, что ожидает жену подобного человека. И девочка все поняла. Правда, чтобы смягчить отказ, поставила условие: все останется по-прежнему, если он тоже поступит в институт. Лучше бы она ушла сразу. Легче, наверное, сосчитать все звезды на небе, чем отпетому хулигану, без знакомств, поступить в институт. Ребенку, и без того получавшему от жизни лишь щелчки и затрещины (но все-таки верившему, что все будет хорошо), дважды равнодушно доказали: «твой удел - катиться дальше вниз». И он покатился… А через пару лет, так и не найдя настоящей любви и своего места в жизни, оказавшись там, где и предсказывали «дальновидные» учителя и родители любимой, вскрыл себе вены.

Конечно, многие посчитают, что трагическая судьба мальчика была предопределена рождением в несчастливой семье. Но бывает и так, что беда нежданно-негаданно поселяется у людей внешне самых обычных. В чем причина?

Ответ нужно искать во взаимоотношениях взрослых и детей. Институтом психологии им. Г.Костюка АПН Украины и институтом молодежи было проведено анкетирование 15-18-летних ребят. Из 7 тысяч опрошенных только 35% живут во внешне благополучных семьях, хотя их отношения с родителями не самые лучшие. Только 7% (судя по ответам на косвенные вопросы) действительно духовно близки с родителями. Среди 15-летних лишь 140 человек из 1718 могут откровенно поговорить со старшими в семье. А между тем, именно в 15-17-летнем возрасте психологи отмечают наиболее высокую готовность детей к самоубийствам. Мировая статистика утверждает, что самоубийства занимают третье место (после тяжелых травм и врожденных болезней) среди смертности подростков. Часто это связано с крайней изменчивостью характера подростков, взрывчатостью, импульсивностью, легко возникающей тревогой и страхом на фоне непонимания ценности человеческой жизни, того, что смерть - необратима. Вспомним хотя бы известный случай, когда девочка в споре с матерью выпила бутылку ацетона, решив, что это единственный способ заставить маму замолчать. И такие случаи, когда подросток действует под влиянием импульса, не задумываясь о последствиях, нередки. Поэтому психологи считают, что в общении с тинэйджерами нужно избегать громких скандалов. Если же он все-таки разгорелся, то нужно постараться выбирать выражения, не доводить дело до крайностей и, главное, суметь вовремя остановиться. Ведь в порыве гнева можно наговорить такого, что впечатлительный ребенок вообразит, будто его действительно никто не любит. И тогда агрессия, направленная на взрослого, тут же обернется против него самого. Попавшимися же «под горячую руку» могут оказаться любые острые предметы, лекарства, раскрытое окно… Детям кажется, что смерть - это такое же состояние человека, как сон или болезнь, которое через какое-то время проходит. Поэтому не колеблясь прибегают к самоубийству, как к последнему, решающему аргументу. Особенно, если слов не хватает. Ну что, например, стоило отцу 13-летнего мальчика, уличившему сына в курении, спокойно поговорить с ребенком? Объяснить, почему это плохо, выяснить причину, а не пригрозить: «Вот погоди, приду вечером с работы, разберусь с тобой!». Вечером же наказывать пришлось только самого себя.

Одна из самых частых причин самоубийства - депрессия. Причем опасность заключается в том, что в подростковом возрасте ее очень трудно распознать и легко принять за проявление упрямства и лени. Все осложняется еще и тем, что ребенок не может четко определить свое состояние и причины, его вызвавшие. А так как подросшие дети, к тому же, не любят делиться своими переживаниями со взрослыми, те в вечной суете могут и не заметить надвигающуюся беду.

16-летний мальчик считал, что жизнь его пропащая и не имеет смысла. А раз так, то зачем ходить в школу, делать уроки, убирать в комнате? Спустя какое-то время родители, обеспокоенные ленью, неряшливостью и грубостью ребенка, попытались призвать его к ответу. Рисуя безрадостные картины ожидавшего его при таком поведении будущего, они думали пробудить честолюбие. Мальчик же, которому и без того было тяжело, вернувшись в свою комнату, попытался выброситься из окна. Причиной же всех бед оказалась влюбленность и излишняя впечатлительность: понравившаяся девочка заявила, что никогда не стала бы встречаться с таким коротышкой, как он. Только откровенный разговор с мамой помог ему вновь поверить в себя.

Очень важно, чтобы практически с самого рождения малыша в семье установились нормальные доверительные отношения. Ведь нередко на просьбы или вопросы ребенка родители отвечают раздраженным «Отстань!». Со временем малыш все реже и реже обращается со своим делом к старшим. Постепенно он остается один на один с жестоким и равнодушным миром. Но нормально освоиться в нем без помощи взрослых ребенок не может. Как не всегда выходит самостоятельно справиться, например, с «вечными» проблемами - поиском смысла жизни, назначения человечества, роли Бога и религии. И хотя обращение к ним - необходимый этап в жизни каждого человека, при недостатке общения и наличии отдельных черт характера (склонность к депрессиям, неумение дружить со сверстниками, впечатлительность), это может привести к пограничному состоянию психики - «кризису потери смысла жизни». Подросток начинает ощущать свою ненужность и приходит к выводу, что жизнь вообще, а его в частности, бессмысленна. И очень важно, кто в такой ситуации придет на помощь - такие же беспомощные ровесники, умные любящие родители или коварные проповедники самых разных религий и сект. Вспомните, играя на жажде познания таинственного, духовном одиночестве и отсутствии серьезных интересов, пресловутые «белые братья» смогли завлечь в свои ряды немалое количество подростков.

Многие забывают, что несмотря на рост, эрудицию и умный вид, у этих «взрослых детей» не хватает элементарных знаний жизни, ее закономерностей, практических навыков. Если рядом нет взрослого, то ответы ищутся, в лучшем случае, в книгах, а чаще в рассказах сверстников, что нередко приводит в тупик. Вот еще история.

В семье одной школьной учительницы, считавшей, что дети должны воспитываться в строгости и послушании, росла дочка. Девочка была тихая, спокойная и послушная. Но, как ведется, именно с такими «правильными», но душевно одинокими детьми часто и случаются неприятности. В 17 лет девочка познакомилась с молодым человеком и полюбила его. Юноша же был свободного поведения и очень быстро сумел объяснить влюбленной глупышке смысл любви. Через какое-то время, заметив неладное, девочка начала мучительно искать выход. Жениться коварный соблазнитель и не собирался, все попытки (по нелепым советам подружек) самостоятельно избавиться от создавшейся ситуации ни к чему не привели. Получить же квалифицированную медицинскую помощь можно было только с согласия мамы, поговорить с которой она просто боялась. Выхода не было. Расскажи она все откровенно маме (которая, хоть и строгая, но все-таки любит, простит и поможет), все окончилось бы относительно благополучно. Но ужас перед наказанием оказался сильнее здравого смысла. Когда однажды родители вернулись домой, то обнаружили аптечку с лекарствами пустой…

Именно из-за несправедливого отношения, страха перед наказанием или несчастной любви подросток пытается свести счеты с жизнью. Этим он словно хочет что-то доказать или сказать: «Смотрите, до чего вы меня довели!». И хотя желание уйти из этого мира совершенно искреннее, все же в глубине души ребенок хочет остаться в живых. Даже, казалось бы, совсем выросшие, начитанные ребята думают в таких случаях, что «смерть когда-нибудь кончится» и все будет хорошо. Поэтому собственная жизнь не кажется слишком большой платой за то, чтобы отомстить обидчику, добиться справедливости, продемонстрировать смелость и геройство. Но чаще все-таки кажущаяся безвыходность ситуации становится причиной трагедии.

Выход, тем не менее, есть всегда. Помните известную притчу о двух лягушках, попавших в бидон со сметаной? Одна сразу опустила лапки и утонула. Другая же не сдавалась, активно старалась выплыть, в результате сбила сметану в масло и, вскарабкавшись на бугорок, таки выбралась наружу. Так и в любой ситуации: выживает сильнейший. А жизнь, какие бы неприятности ни случались, стоит того, чтобы за нее бороться. Ведь она, как сказал кто-то из классиков, «улыбка, хотя по лицу иногда текут слезы»!

Особую благодарность за помощь в подготовке материала выражаем Наталье МАКСИМОВОЙ - кандидату психологических наук, завлабораторией психологии социально дезадаптированных подростков Института психологии АПН Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме