А «пипл»-то «хавает»?

Поделиться
Разговоры об «особой роли Интернета» в украинском информационном пространстве в течение последних года-полутора уже стали просто хорошим тоном...

Разговоры об «особой роли Интернета» в украинском информационном пространстве в течение последних года-полутора уже стали просто хорошим тоном. И оранжевой революции Интернет способствовал, и надлежащий плюрализм обеспечивает, и гражданское общество от него растет, как от качественного удобрения.

Особенно громко такие разговоры звучат тогда, когда очередная социологическая контора оглашает очередной рейтинг симпатий телезрителей с очередной «Кармелитой» в роли неопровержимого лидера и несколькими сериалами в роли ближайших соперников. Дескать, телевидение — это способ промывания мозгов (с чем спорить сложно), газеты, в подавляющем большинстве, — рупоры интересов толстосумов-собственников (это те, у кого они есть, эти собственники...), и только Интернет —чистый источник иногда противоречивой, но бесцензурной информации. Подход моралистов от властей, упрекающих, что «там и порнография, и нелегальный софт есть», — кажется неуместным. На то он и Интернет, чтобы там было все. Вон со спутниковой тарелкой в телеэфире и Аль-Джазиру поймать можно — при этом даже авторы закона об общественной морали не скажут, что телевидение —источник арабского радикализма.

Дело не в том, что именно там можно найти, а в том, что на самом деле ищут — за чем идет туда пользователь, отдавая свои кровно заработанные провайдерам. А получить представление об этом, не закапываясь в статистические выкладки размером с Британскую энциклопедию, не так уж и просто. Один из вариантов — посмотреть рейтинг рекламных баннеров, ведь самые популярные (то есть наиболее «кликабельные») из них дают представление о вкусах широкой аудитории. Рейтингов, конечно, существует несколько, но, поскольку лидеры и аутсайдеры в них, как оказалось, похожие, то пользоваться можно произвольным.

Итак, для большей достоверности собрав данные за неделю, получаем такой результат. Номер первый в рейтинге — баннер сайта «эротических знакомств». На баннере — полдесятка девушек умеренной раздетости. CTR (clickthrough rate — количество зашедших на баннер, разделенное на количество тех, кто его видел, — есть такой показатель у интернет-рекламистов) — 5,7%. То есть из каждой тысячи пользователей, видевших этот баннер, 57 на него «повелись». На самом сайте сразу и не поймешь, что это — то ли эрофотогалерея, то ли «лохотрон», то ли и в самом деле виртуальный бордельчик. В конце концов, это не столь важно, куда именно приводит линк. Штука в том, что люди «кликают». Им, людям, именно это интересно.

Второе место — портал для «поиска любви в Интернете», с CTR 5,4%, соответственно. Так и написано «Ищу love». На девушках немного больше одежды, внутри — вроде нормальный портал знакомств. Хотя по сравнению с «их» Matchmaking выглядит, скажем прямо, немного «краснофонарно».

Третье место, с CTR 5,2, в итоге занимает строгий и серый, в стиле системного сообщения, донецкий баннер «О новом начальнике областной милиции». Ведет этот баннер почему-то не на соответствующую статью, а на первую страницу сайта — но это, как и содержание информационного ресурса, мы оставим в стороне. Если честно, такая популярность «серого баннера» удивляет. Одно из двух — или ребята рекламируются на сайтах с хорошо определенной региональной аудиторией (и новый начальник милиции всю эту аудиторию очень по каким-то причинам интересует), или отдали рекламный бюджет на откуп какой-то рекламной конторе, парящей им мозги, каким-то образом «рисуя клики». Четвертое место — архив музыки в формате МР3. Пятое — объявления о работе (если быть точным, то не столько о работе, сколько о высокой зарплате).

С шестого по девятое места занимают баннеры на политическую тематику. Внимание! Политологам, общественным активистам и журналистам, пишущим на политическую тематику, в этом месте радоваться не стоит. «Женские тайны -енко! Кто станет преемником -енко! Смешные анекдоты о -енко!». И так далее. Обхохочетесь. На десятом месте — железнодорожная катастрофа под Львовом. Вот те на!

Разумеется, делать какие-нибудь супердальновидные выводы, просмотрев рейтинг баннеров за несколько дней, было бы опрометчиво. Возможно, общественные и политические события той недели показались аудитории неинтересными и в следующие семь дней все будет иначе. При этом понятно, что основная категория «баннерокликеров» — молодые, в прямом или в переносном значении этого слова, пользователи. У тех, кто пользуется Сетью хотя бы два-три года, уже есть свои обычные места для собственных интеллектуальных потребностей — будь то новости, прогноз погоды, пиратский софт или порнография.

Но, несмотря на все успокоительные мысли, очевидно одно — особой популярностью пользуется контент, скрывающийся далеко за пределами не только хорошего вкуса, но и здравого смысла. И ничем не отличается от «реальных шоу» и «светской хроники» определенного вида дешевых ежедневных газет.

Давно и всенародно ожидаемый приход массового пользователя в Интернет, кажется, состоялся. Другое дело, что вместо того, чтобы черпать разумное, доброе и вечное, обыватель пришел туда со своими специфическими запросами — и ожидает их удовлетворения. Обнаженная натура, сплетни и криминал — составляющие медийного успеха бульварной прессы — играют все большую роль в украинском секторе Сети. Кстати, еще год-два назад все это не было настолько явно выражено. Какой-нибудь сторонник теории заговоров мог бы заподозрить, что в процессе подготовки геополитического реванша некая соседняя страна решила если и не контролировать, то «разложить изнутри» информационное пространство оппонентов. Ведь баннеры вроде наших «лидеров» в Рунете уже давно стали привычными. Хотя, если без шуток, экспансия северо-восточного соседа в украинский сегмент Сети, с поисками фактических собственников ведущих информационных ресурсов, а также долей специфического контента, который большой ложкой хлебают из Red Tram украинские ресурсы, — это тема для отдельного и непростого разговора.

Но конспирология конспирологией, а новый, действительно массовый и простой пользователь и сам готов есть фарш, предлагаемый ему телеэкраном и газетами, большой ложкой. И все, чем отличается Сеть, — это отсутствие цензуры. Нет, не политической, а той, которая определяет, после которого часа купальники с девочек на экране можно снять окончательно.

Правду говорят, что Интернет, учитывая технологические особенности, является бастионом плюрализма. Но какая будет от того плюрализма польза, если процентов восемьдесят пользователей начнут пользоваться почтой и баннерами о «конце мира», «женских тайнах» и «жутком астропрогнозе»? Досадно, но факт: всякую штуку, и Интернет в том числе, можно использовать для защиты чьего-нибудь узкого интереса, как используются телевидение и газеты, партии и митинги, протесты и революции. А все, что для этого нужно, —предложить людям немного меньше думать. И потратить свободное время, например, на эротические знакомства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме