Ученые пришли к выводу, что высокий статус в обществе полезен для здоровья

© Elizabeth Miller/University of Notre Dame

Широко известно, что хронический стресс подавляет иммунную систему и отрицательно сказывается на здоровье. Но что происходит с организмом, когда индивид находится на высшей ступеньке общества и живет себе припеваючи?

Ученые из США опубликовали данные тридцатилетнего исследования диких бабуинов. Оказалось, что альфа-самцы, несмотря на повышенный уровень стресса, быстрее восстанавливаются после ранений и болезней.

Для того чтобы установить связь между социальным положением, стрессом и здоровьем обезьян ученые из университета Нотр-Дама (University of Notre Dame) и университета Дюка (Duke University) проанализировали данные, собранные с 1982 по 2009 год в регионе Амбросели в Кении, где проживает большая популяция бабуинов.

Отметим, что бабуины имеют четкую иерархию. Во главе группы стоит альфа-самец, который доминирует над остальными особями на протяжении длительного времени. При этом постоянная необходимость доказывать свое превосходство провоцирует для него множество стрессовых ситуаций.

Исследователи отметили 633 случая заболеваний и травм у 166 взрослых самцов бабуинов за 27 лет. Наиболее часто болели самые старые особи и самцы с низким статусом, что было ожидаемо, поскольку повышенный стресс подавляет их иммунную систему. Самое большое количество травм было отмечено для самцов среднего возраста и среднего социального положения. Именно эта категория животных ведет постоянную борьбу за повышение статуса.

Исследуя влияние стресса на иммунную систему бабуинов, команда ученых проанализировала темпы выздоравливания у 144 обезьян. Биологи обнаружили, что самцам, занимающим нижние ступени иерархии, требуется в среднем 31 день для полного восстановления, тогда как для альфа-самцов этот период составляет 25 дней.

Поскольку возраст и ранг взаимосвязаны (старые бабуины уже не стремятся занять место вожака) ученые ввели поправку на возрастной эффект. Так они обнаружили, что ранг остается основным фактором, влияющим на время заживления ран.

Исследователи также выявили связь между скоростью заживления ран и размером социальной группы, к которой относится определенный бабуин. Самцы больших групп восстанавливались быстрее.

В прошлом году в журнале Science ученые из Принстонского университета (Princeton University) опубликовали интересные данные. Они обнаружили, что у альфа-самцов бабуинов самый высокий уровень гормонов глюкокортикоидов по сравнению с остальными членами группы. Это свидетельствует о том, что они подвержены большему стрессу, чем нижестоящие особи.

Пользуясь опытом коллег, исследователи из Нотр-Дама и Дюка также определили содержание гормонов и подтвердили ранние результаты. Высокий уровень гормонов стресса у альфа-самцов, по мнению ученых, обусловлен необходимостью преодолевать напряжение, для того чтобы оставаться на вершине иерархии.

Впрочем, последние результаты показали, что даже большой стресс не влечет для альфа-самцов бабуинов серьезных последствий для здоровья.

"У человека мы видим, вероятно, похожую схему. Хотя люди с высоким социально-экономическим статусом переживают стрессовые ситуации, они имеют больший биологический ресурс и физиологические механизмы для их преодоления. В противоположность этому бабуины и люди более низкого ранга с низким социально-экономическим статусом испытывают продолжительный стресс с малыми шансами на безболезненное его преодоление", - говорит Арчи.

Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования, для того чтобы понять, что первично: или здоровые животные способны достичь более высокого положения в своем сообществе, или же высокий ранг укрепляет здоровье индивидов. !zn