Маневр повторным собранием. Верховная Рада приняла новую редакцию закона о снижении кворума на собраниях акционеров. Президент готовит новое вето?

12 января, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск № 1, 12 января-19 января 2007г.
Отправить
Отправить

Страна еще не успела отойти от новогодних праздников, а парламентское большинство уже «продавило» через сессионный зал ряд законопроектов, получивших в минувшем году скандальную славу...

Страна еще не успела отойти от новогодних праздников, а парламентское большинство уже «продавило» через сессионный зал ряд законопроектов, получивших в минувшем году скандальную славу. В частности, 9 января 237 голосами «за» принят в целом законопроект №1129 «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах» (о снижении планки кворума при проведении общих собраний хозяйственного общества)». Тот самый, который позволял проводить собрание акционеров, имея лишь 50%+1 акцию и, тем самым, открывал широкое поле для новых корпоративных конфликтов.

Напомним, первый раз этот законопроект был принят 19 октября 2006 года (см. «ЗН» №41 от 28 октября 2006 г.). Тогда предлагалось просто снизить планку кворума с 60%+1 акция (как сейчас) до 50%+1 для всех собраний акционеров.

Принятие данной нормы вызвало широкий резонанс как среди политиков, так и экономистов и инвесторов. Большинство экспертов прогнозировали новую волну передела собственности и обращали внимание на то, что подобные изменения резко уменьшат возможности миноритарных акционеров участвовать в управлении хозяйственными обществами. В результате 3 ноября минувшего года президент Виктор Ющенко посредством ветирования вернул закон в парламент. Вместе с пакетом предложений.

Президент, в частности, отметил, что решение вопросов, связанных с осуществлением корпоративного управления, требует системного урегулирования путем принятия закона об акционерных обществах. В котором, с учетом международного опыта, будут предусмотрены гарантии защиты прав акционеров, в том числе миноритарных, предложены изменения в Гражданский процессуальный кодекс и другие законы, касающиеся предотвращения рейдерства. «Подобный закон может быть подписан президентом только как целостный закон о хозяйственных обществах в новой редакции», говорилось в предложениях главы государства...

Однако парламентарии поступили по-своему. Они не стали изыскивать 300 голосов для преодоления вето. На голосование была вынесена «новая редакция» законопроекта, якобы с учетом пожеланий президента. Но единственное изменение, внесенное в проект документа, состоит в том, что планка кворума снижается до 50% лишь при повторном собрании акционеров (при условии, что первое собрание АО не состоялось из-за отсутствия кворума). Для первого собрания акционеров сохраняется кворум в 60%.

Отличия, согласитесь, невелики. Ведь если владелец контрольного пакета захочет провести через собрание решение, с которым не согласны миноритарии, он может самолично сорвать первое собрание акционеров, а затем явиться на повторное. У миноритариев же не прибавляется возможностей для блокирования неблагоприятных для них решений владельцев контрольных пакетов: повторное собрание не оставляет для них шансов. Просто возникнут новые схемы установления контроля над предприятием.

Такая настойчивость депутатов коалиции, а также столь открытое игнорирование ими замечаний президента может объясняться наличием у законопроекта крупных и влиятельных «покровителей». По некоторым данным, сии «покровители» ведут активную работу не только с парламентом, но и с секретариатом президента: ведь добиться подписания главой государства закона, не учитывающего его пожелания двухмесячной давности, будет сложно. При этом особую активность в «решении вопроса» проявляют некоторые известные в прошлом деятели нефтегазового комплекса.

Как считает аналитик компании Concorde Capital Ник Пьяцца, предложения президента к данному законопроекту, которые он внес 3 ноября, возвращая закон в ВР на доработку, состояли в проведении реформы законодательной базы, регулирующей корпоративное управление и гарантию защиты прав миноритарных акционеров. «Ничего этого мы не увидели в новой редакции закона», — говорит Н.Пьяцца. Аналитик также отметил, что 9 января законопроект поддержали 237 депутатов, тогда как в октябре — 241. «Если президент коренным образом не поменял своего отношения к этому закону, он, скорее всего, его не подпишет», — отметил г-н Пьяцца.

По мнению аналитика инвестиционной компании VAB Capital Екатерины Широковой, из-за принятия закона о снижении кворума собраний акционеров ожидается новый виток корпоративных конфликтов в компаниях с несколькими ведущими акционерами, так как каждый из собственников будет пытаться довести свою долю до контрольной.

В прошлой статье на эту тему «ЗН» подробно останавливалось на предприятиях, где, согласно новой норме, возможны наиболее значительные изменения в случае проведения собраний акционеров с кворумом 50%. Прежде всего, это «Укрнафта», в которой контрольным пакетом владеет государство, а крупным миноритарным – группа «Приват». Учитывая и другие попытки наступления на активы этой днепропетровской группы, можно ожидать смены менеджмента во многих компаниях, где у нее остались крупные, но неконтрольные пакеты.

Ожидается, что возрастет значение государственных блокирующих пакетов на многих средних и мелких ОАО, в которых контрольный пакет не сконцентрирован. На подобных предприятиях часто невозможно собрать всех миноритарных акционеров, ведь их количество может достигать десятков тысяч. А при новой планке кворума принятие основополагающих решений возможно 25%+1 голосов (половиной кворума), то есть государственным пакетом. Как прогнозирует по этому поводу интернет-издание ProUA.com, после вступления в силу данной нормы парламентское большинство через ФГИ сможет влиять на деятельность хозяйственных обществ, находящихся в сфере влияния ФПГ, не входящих в коалицию.

Среди объектов, которые могут стать объектами «атаки контрольным пакетом», — ряд облэнерго, НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья», «Завалевский графитовый комбинат», СК «Астарта», ОАО «Ленинская кузница», «Укрвнештранс», «Галичсахар». Кроме того, речь идет о порядка 300 объектах, в которых государство имеет более 25% акций, среди которых сахарные заводы, сельхозпредприятия, АТП.

Ситуация, при которой один акционер путем скупки акций увеличил свой пакет до контрольного, например с 20 до 55%, но при этом не может назначить руководство из-за блокирования собрания акционером, у которого более 40%, характерна, скорее, для открытых акционерных обществ, акции которых свободно обращаются на фондовом рынке. В закрытых акционерных обществах акции обращаются среди акционеров и под контролем акционеров, так что внезапное возникновение подобных проблем невозможно. Тем не менее, снижение кворума может существенно повлиять на корпоративный «расклад» в ЗАО «Киевстар», где не утихает корпоративный спор между его акционерами — российской Altimo (которой через OOO «Сторм» принадлежат 43,5% акций) и норвежской Telenor (56,5%): собрания акционеров сможет в одиночку проводить владелец большего пакета.

Конечно, проблема блокирования собраний акционеров владельцами крупных неконтрольных пакетов нуждается в решении. Однако это лишь частный случай. Ведь чаще всего собрания срывают не путем неявки, а по судебным искам уж совсем небольших акционеров. Иногда — владельцев одной акции. Владельцев же 40-процентных пакетов акций, например, то же ООО «Сторм» (100-процентная дочка Altimo), чей пакет стоит несколько миллиардов долларов, миноритариями часто и не назовешь. Такие акционеры должны иметь все права для участия в управлении компанией. А не оставаться статистами для получения дивидендов (если собственник контрольного пакета соизволит начислить). Имеющиеся же конфликты между крупными акционерами (в «Киевстаре», «Укрнафте» и других компаниях) должны решаться путем переговоров, а не загоняться в угол, да еще с помощью внесения односторонних изменений в законодательство.

Однако данным решением интересы крупных, но не контрольных акционеров приносятся в жертву мифической борьбе с рейдерством... Перекрыв рейдерам только один путь для манипулирования собранием акционеров (не самый широко используемый), парламентарии открыли им множество других. До разработки же комплексного антирейдерского законодательства, в первую очередь, новой редакции закона «О хозяйственных обществах», руки у депутатов не доходят. Да, наверное, такой закон никому и не нужен: слишком многим выгодно ловить рыбу в мутной воде нынешнего дырявого законодательства.

Стоит ли напоминать, что основой привлекательности инвестиционного климата страны является, в первую очередь, постоянство внешней среды, в нашем случае — законодательной?

Действующая планка кворума существует давно и уже успела доказать свою эффективность. Ведь вся история существования и деятельности в Украине тех же ЗАО, а также взаимоотношения акционеров как при их создании, так и при изменении соотношения акций выстраивались с учетом именно планки в 60%+1 голос. «Давая друг другу согласие на увеличение пакетов, например, с 45 до 55%, стороны подразумевали сохранение контроля над ЗАО у акционера с 41%. Теперь же все выстроенные правила игры, в том числе и между весьма могущественными финансово-промышленными группами, будут изменены в одночасье. Это не может не повлечь за собой новый виток корпоративных конфликтов и, как следствие, нарушение работы самих ЗАО», — говорит старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Михаил Ильяшев.

Однако, судя по всему, «покровители» данного законопроекта преследуют глубоко сиюминутные интересы. Захватить контоль над «Укрнафтой», задавить «Приват», а там — хоть трава не расти. О том, что процесс передела собственности по новым правилам может стать неуправляемым и из него родятся новые рейдерские схемы, способные в конечном счете ударить и по бизнесу депутатов сегодняшней коалиции, похоже, никто не задумывается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК