Театр. Фотосессия
ZN.UA подводит итоги сезона
Олег Вергелис
редактор отдела "Культура"
Театра (разного) нынче заметно больше. По разным причинам - социальным, творческим, метафизическим. Одни уже наигрались в политику и сообразив, что ничего там не выиграют, занялись сценой. Другие, как играли в театр, так и играют, отдавая подмосткам ум, честь и совесть этой эпохи. Третьи, позиционируя себя как новое поколение, вне репертуарных застенков пытаются создавать тот мир, который им кажется актуальным.

Если наш политический театр – поголовно бездарный, пошлый и подлый, то искусство сценическое (частенько) все-таки предъявляет хотя бы попытки честного эмоционального диалога с действительностью, попытки поиска форм новых и ревизии старых. Зачастую сценическое искусство для многих -- подобно батарейке, от которой хочется подзарядиться. Хотя бы временно утолив повсеместную мизантропию, депрессию, эмоциональную опустошенность. Поэтому, подводя итоги театрального сезона (сентябрь-2015/июнь 2016: в поле зрения, в основном, столица), вспомним некоторые важные и принципиальные события, отличавшие именно этот сезон. Спектакли, проекты, звезды, образы, явления. Избранные фото на память.

Как дети в школу
Проект известного украинского драматурга Натальи Ворожбит CLASS ACT: Восток—Запад – ориентир на социальный театр. На театр, который подобен «Скорой помощи»: вовремя приехала и хотя бы временно утолила печали. Адресная аудитория: дети, взрослые. Хотелось бы помечтать, что и взрослые политики тоже.

Подростки из разных регионов, с Востока и Запада страны, написали пьесы о войне на улицах и в собственных душах. Взрослые профессионалы эти сюжеты поставили-разыграли -- в столичном ТЮЗе на Липках.

Действенность проекта — не только на территории театра. В первую очередь, — это территория израненного социума. Это — пространство детской растревоженной мечты.

Качество подростковых миниатюр порой не уступало уровню взрослой «новой драмы». Конфликтность некоторых сюжетов искрила небанальностью, искренностью. Как говорят в Минкульте, успех первого Class Act повлечет за собой и второй «учебный год».

Лучший социальный театральный проект.
О героях былых времен
«Слава Героям!» (совместный проект столичных «Золотых Ворот» и Ивано-Франковского театра им. И.Франко) пользуется небывалой популярностью у молодежи, хотя сюжет о «героях былых времен», о ветеранах-антагонистах, оказавшихся в одной больничной палате. К этому же спектаклю особое идеологическое внимание – со стороны Минкульта и Украинского института национальной памяти.

В прошлом сезоне возник большой репертуарный спрос на «Бабу Присю» драматурга П.Арье. В уходящем сезоне — внимание разных театров привлекли его «Герои». Пьеса была написана еще «до» Востока и Крыма. Поэтому ее нельзя назвать ни спекулятивной, ни конъюнктурной. Скорее, провидческой, остро рефлексирующей на наши исторические и социальные темы. Спектакль режиссера Стаса Жиркова эффектнее некоторых конкурирующих постановок (в Мариуполе, во Львове). Стариков в «Воротах» эксцентрично и психологично наполненно играют молодые актеры. Трагическое режиссер здесь выворачивает в комическое (и наоборот), оставляя зрителя «наедине со всеми» и с самим собой…

Главный актерский дуэт сезона: Дмитрий Рыбалевский и Алексей Гнатковский в ролях хулиганов-ветеранов.
Король забавляется
«Ричард ІІІ» в Национальном театре имени Ивана Франко – важное подношение Великому Барду в год его памяти; метафорично избыточная и слегка архаичная сцениллюстрация для некоторых современных политиков-«шекспироведов» (которые вдруг да и увидят в главном герое оскал своего собственного отражения); во многом коронная роль Б.Бенюка.


Несколько лет Богдан Бенюк «искал себя» в разнообразной драматургии текущего репертуара родного театра. А чего искать, если стоит обратить взор на шекспировское наследие? Грузинский режиссер А.Варсимашвили и предложил украинскому актеру сложную партию короля-злодея.

Коллеги-критики спорят: в полной ли мере режиссер раскрыл трагикомический потенциал артиста? Впрочем, бесспорно одно: это уже одна из главных ролей в карьере Б.Бенюка, важный пункт для статьи в «Википедии».

Артист призван сыграть и шекспировского убийцу, и эдакого современника-политика, для которого связь времен уже распалась, поскольку эту связь он сам и уничтожил.

Лучшее актерское соло сезона.

«Оскар» и его драма
Арт-проект «Оскар и Розовая Дама» (по мотивам Э.-Э.Шмитта) – для тех, кто страдает по невыплаченному кредиту; для тех, кто горюет из-за бешенства тарифов и других актуальных проблем. После просмотра этого спектакля (режиссер Р.Держипильский), возможно, все вышеперечисленные проблемы покажутся мелкими и мнимыми – по сравнению с подлинным горем, к которому прикасаются герои сценического сюжета.
Это самый титулованный проект сезона. Награды сыпались на него как из рога изобилия: «Зеркало сцены», «Киевская Пектораль», премия за лучший благотворительный проект и т.п. На основе произведения Э.-Э.Шмитта режиссер смотрит на драму больного ребенка - глазами самого же ребенка. Обставляя ее умышленно красочно, солнечно, компьютерно. И даже если краски жизни меркнут, остается не только боль, но еще и светлая память. Очень мощный социальный потенциал этого спектакля: собранные средства направляли на помощь больным детям.

Здесь же одна из лучших ролей у актрисы Ирмы Витовской (Роза). Открытие проекта — ивано-франковские школьники Влад Балюк и Марк Кирильчук.

Еще одна сценверсия произведения Э.-Э.Шмитта — уже на сцене столичного кукольного театра. Об этом спектакле меньше писали, но посмотреть его тоже необходимо.

«Оскар» - главный катарсис сезона.
Она вернется!
Ценителям немодернизированной оперной классики; поклонникам золотого международного сопрано; дипломатическим корпусам разных европейских стран; а также фанатам Джузеппе Верди – «Набукко» в Национальной опере Украины (режиссер А.Соловьяненко).
Апробированная тактика и практика нашей оперы — усиливать премьеры звездами первой величины — дала всходы. Очередное явление столице и стране Людмилы Монастырской (Абигейль в «Набукко»)— гарантия, что выдающийся голос заставит забыть обо всем внесюжетном (в театре, в жизни), увлекая в мир высокого вокального искусства. Ну и что, если излишне рукотворны концертные декорации? В опере главное – музыка, голос. Вот и слушайте, покуда ездит на родину.

Знаменитая певица уже анонсирована Нацоперой и на новый сезон — в заглавной партии «Тоски».

А пока, в «Набукко», по-прежнему лучший оперный голос сезона.
Уроки польского
«Наш класс» по нашумевшей польской пьесе Т.Слободзянека (играют на киностудии им.А.Довженко в пространстве DIYA) привлекает прогрессивную театральную общественность, знатоков современной драмы, адептов актуального, но не радикального театра. Поскольку некий радикализм и крайняя степень откровенности – в самой теме, в способе ее изложения польским драматургом.
Постановку пьесы Т.Слободзянека осуществил киевский режиссер Сергей Перекрест. Судя по всему, человек не пожалел собственных кровных – ради современного искусства. Пока неизвестно, окупился ли этот проект. Но известно, что он уже вызвал энтузиазм и добрый отклик театральной общественности. Вот что говорит о проекте продюсер и критик Ярослава Кравченко: «Это спектакль, который нужно смотреть вместо новостей. Ведь именно здесь осознаешь, как все не ново и циклично в этом мире - в отношениях людей. И как все, что происходит сегодня с нами, предсказуемо.

Подобный спектакль — своего рода новоселье для самого театра. Театра не новаторского, без эксцентрики и суперинноваций. Театра классического, традиционного. При этом — мощного и сделанного честно».

Тройной дебют сезона – пьесы, театра, режиссера.
Пришел солдат с фронта
Первый заход культового ирландского драматурга Мартина МакДонаха на большую столичную сцену — «Однорукий» (Киевский Молодой театр, режиссер А.Билоус). Соответственно, этот спектакль – как для поклонников модной черной комедии, так и для любителей театра – режиссерского, актерского, психологического.
Удивительно, как эта черная комедия (поставленная без эксцентрики и смеховыжимания, а с трагикомическими психологическими переливами), способна пронзить болевые точки даже нашего теперешнего дня. К которому, казалось бы, текст МакДонаха не имеет непосредственного отношения.

Сразу после премьеры, помню, написал о герое пьесы Карлмайкле, как о человеке, пребывающем в дальней командировке — «на войне». Спустя время (что приятно) более развернутая и детализированная ассоциация на эту же тему возникла и у критика Виталия Жежеры: «Речь в этом спектакле идет об оторванных руках и изуродованных душах. Наконец, об этой нынешней нашей войне. И о том, что она закончится вовсе не завтра, потому что началась совсем не вчера».

Как утверждает в FB один из матерых театральных продюсеров, Молодой театр сегодня — как «Современник» периода расцвета: по количеству звезд на один квадратный метр и по насыщенности творческой жизни на трех сценах.

Один из лучших спектаклей сезона; одна из лучших главных ролей — Станислав Боклан (Карлмайкл); лучшая роль второго плана — Дмитрий Суржиков (Мервин).
Игры женщины
«Несравненная» и «Лес» в Национальном театре им.И.Франко – двойной бенефис Натальи Сумской, на спектакли которой, как мухи на мед, зрители летят роем. Соответственно, это «театр без границ», театр, обольщающий и авангардистов, и традиционалистов, и просто – искренних поклонников.
В премьере «Несравненной» она поет, играет (и играется), раскрывается во всю ширь и мощь актерского бенефиса (режиссер А.Хостикоев). В спектакле «Лес» по пьесе А.Островского (режиссер Д.Богомазов) эта актриса в роли классической помещицы Раисы Гурмыжской, торговки и любовницы.

Флоренс Фостер Дженкинс из «Несравненной» — пленница собственных мечт, сама себе режиссер и сама себе женщина-мечта. Гурмыжская из «Леса» — вовсе не воплощение «темного царства», а эдакая эстетски вычурная женщина-неудачница, которая в душе своей, возможно, «актриса», да вот проиграла подлинное счастье, свою единственную большую любовь, воплощенную на сцене Несчастливцевым (А.Хостикоев).

Лучшая актриса сезона 2015/2016.
Мистический Франко
«Украденное счастье» И.Франко в столичных «Золотых Воротах» -- все-таки не для школьников (которые изучают эту пьесу в школьной программе), все-таки не для апологетов классических «трафаретов». Вольная режиссерская версия для тех, кто увидит в шедевре И.Франко – темный мистический омут, а затем нырнет в него с головой.
В юбилейный год Ивана Франко (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти) этот спектакль появился вовсе не к красному дню календаря (режиссер -- Иван Урывский).

Дверь в заснеженную хату Мыколы Задорожного постановщик открывает колдовской отмычкой, уходя от быта, традиций, влияния корифеев.

Вот что говорит об этом мистическом сценическом этюде критик Анастасия Гайшенец: «Накануне премьеры у меня возник вопрос: а почему именно эта пьеса и именно сегодня? После просмотра все вопросы отпали. Молодой режиссер демонстрирует глубокое понимание материала, а это, в общем-то, главное. Хотя, кажется, это же так просто звучит — «понимать», о чем ты рассказываешь, основываясь на такой известной пьесе. «Украденное счастье» демонстрирует заметный рост Ивана Урывского как режиссера. А Дмитрий Олийнык в роли Мыколы Задорожного открывает глубину трагизма, совершенно неожидаемую от вчерашнего студента. Спектакль наполнен вдохновением, особенной манерой адаптации классического текста и оригинальной сценической лексикой».

Самая мистическая интерпретация классики в театральном сезоне.
Сейчас прольется чья-то кровь
Этот «спектакль» для тех, кто его сочинил, кто в нем участвует, кто еще не понимает, что же завтра – тишина или вечный праздник? Спектакль называется «Контрактная система», задействованы – все.
Естественно, этот, так называемый «спектакль» не предполагает маститых драматургов абсурдистского направления. Таких как С.Беккет, Э.Ионеско. Ведь пьесу сочиняли – буквально на коленях -- и в Минкульте, и в парламенте. (В этих местах тоже хватает мастеров экшн-жанра). Одни восприняли раскрутившийся сюжет, то есть переход на якобы новые рельсы театрального строительства – с энтузиазмом. Другие – выжидают. Третьи – накапливают энергию.

Судя по всему, интересные мизансцены в этих самых «Контрактах» появятся, когда одним подпишут, а другим не подпишут – договор о взаимной любви.

Уже этим летом - африканская жара вокруг муниципальных театров, спрос на которые (со стороны соискателей короны), как никогда, активен.

Чем закончится спектакль – посмотрим. Главное, чтобы в финале не закончилась так как у А.Чехова – «Человека забыли».

Здесь номинация – резонанс сезона.
Курс психологии
За короткий период — сразу несколько постановок в двух популярнейших театрах. Таков персональный рекорд молодого режиссера Дмитрия Весельского. В этом сезоне он поставил произведения Вины Дельмар («Уступи место!», Киевский Молодой театр) и Анны Яблонской («Язычники», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра). Кажется, он нашел своего зрителя – ценителя психологической драмы, которая с каждым сезоном становится все дефицитнее.
Премьера в Молодом — море слез: зрители в зале два часа подряд рыдают над несчастной судьбой стариков и их непутевых детей. Премьера на Левом — интересный психологический «кувырок», превращающий драму «безверия» в утверждение Веры.

Если все правильно сходится в моем последующем предположении, — именно этот постановщик несколько отдаляется от своих сверстников. А именно – желанием «игры» в щемящий театр. В театр человеческий, сердечный.

Возможно, подобная тяга к психологическому началу — от его учителей Эдуарда Митницкого и Андрея Билоуса.

Возможная номинация: трепет сезона.

Она в отсутствие любви и смерти
Здесь с адресной аудиторией абсолютно все понятно. Она должна быть – платежеспособной, не очень взыскательной, любящей сериальных звезд в афише, ценящей неприхотливость и даже банальность режиссерских построений. Это, зачастую, аудитория современной украинской антрепризы.
В театральном словаре Патриса Пави (1991) бесполезно искать это волшебное слово. В словаре есть, например, «автомазия», «антракт», «антропология». А «антрепризы» — нет.

Зато во всех своих модификациях она невероятно активна и в этом сезоне. Антреприза — царица и кормилица украинской сцены. Голод, холод, тарифный террор, стихийные бедствия, политические катаклизмы — все это заставляет режиссеров даже первой лиги (таких, как Д.Богомазов со своей "Идеальной семейкой") становиться временными союзниками этой самой антрепризы.

Внешне в подобном развитии театрального промысла нет ничего зазорного, тем более порочного.

А внутренне? Если имеем в виду внутреннюю художественную жизнь подлинного театра, тогда, естественно, остаются разные вопросы на полях.

Ведь пока что (в данном антрепризном направлении) и актерские, и режиссерские удачи — редкость.

Впрочем, некачественный материал — удел не только антреприз, но и многих репертуарных театров. И если начну перечислять их «шедевры», устанут пальцы и клавиатура.

Поэтому теперешняя «Антреприза» как явление, как мировоззрение, как экономика, как обогащение и обнищание (духа) — исключительно дело вкуса и личного выбора.

Такова «реальность сезона» – необходимая здесь номинация.
Всегда быть в маске
Эпохи великих депрессий (а можем частично и здесь у нас говорить о подобной) постоянно провоцируют тягу масс к «звукам музыки», к красочному маскараду. И вот столичный Театр оперетты как раз и оказался в нужном месте и нужном времени — том, которое есть. Массы поголовно потянулись к арии «Всегда быть в маске судьба моя!»
На недавнем круглом столе, посвященном проблемам музыкального театра, из уст аналитиков прозвучала во многом симптоматичная информация. Согласно последним социсследованиям, проведенным среди киевлян, большинство из них нацелены, в основном, на театр музыкальный. В частности, на мелодичную столичную Оперетту (худрук Богдан Струтинский).

В деле продвижения и себя, и жанра этот театр действительно сделал заметный рывок-кувырок, о чем свидетельствуют полные залы и финансовые показатели. И здесь уже дело критика — размышлять о причинах спроса и предложения. А дело слушателя — умиляться и забываться на музыкальных сказках для взрослых. Чем, по сути, и является репертуар мюзикловый, опереточный.

Номинация: безмятежность сезона.
Хороший, злой, «дикий»
Этот сезон ознаменован рождением новых актуальных театральных промыслов. Среди которых – «Дикий театр». Его аудитория, в основном, айтишники, фейсбучники, состоятельные студенты творческих вузов. В общем, прогрессивная молодежь. Не по штатному расписанию «главный режиссер» в «Диком театре» -- Максим Голенко.
Он довольно заметно позиционирует себя в этом сезоне. И в связи с проектами «Дикого театра», и в связи с МакДонахом в «Золотых воротах» («Королева красоты»). И в связи с успехом в Магдебурге, где режиссер осуществил сценическую версию «Вия» с немецкими актерами.

«Дикий театр» в сезоне — важный ньюсмейкер. Он же – символ рождения новых театральных организмов. Естественно, некоторые из них выживут, иные — растворятся. Хорошо, что процесс пошел, рождая театр новый: злой, хороший, «дикий», разный.

Прорыв сезона, нарыв сезона, симптом сезона.
Вам также будет интересно:
Вначале была слава
Опера-реквием «IYOV» режиссера Влада Троицкого (композитор Роман Григорив) – выбор целевой актуальной музыкальной аудитории; прибежище для творческих нон-конформистов, экспериментаторов и умеренных радикалов.

Впервые эта опера представлена в сентябре 2015 на GogolFest, затем была презентована в США, Китае и Австрии.

Этим летом ее услышали в Ивано-Франковске на фестивале Porto Franko Gogol Fest. В основе — книга святого Иова из Ветхого Завета. Проект построен на соединении библейских и латинских сакральных текстов, музыки для рояля, ударных, виолончелей.

Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенец: «Владислав Троицкий обладает уникальным даром — чувством момента. Удивительным образом его библейская опера-оратория резонирует с настроением на пороге безверия, охватившим наш социум как раз в момент его премьеры. Лаконизм и мистериальный характер — главные особенности этого проекта. И тот факт, что новая музыка композиторов Ильи Разумейко и Романа Григорива нашла своего слушателя — не может не вдохновлять».

Откровение сезона.
Мальчик в квартире нашел пулемет
Спектакль для неспокойных мам и их нервных сыновей-подростков – «Це все вона» в Киевском Молодом театре.
На международном фестивале «Мельпомена Таврии» эксперты высоко оценили (и даже наградили дипломом за исполнение лучшей мужской роли) молодого актера Олега Коркушко за главную роль в камерной постановке. Прежде актер, еще в статусе студента, вышел на сцену театра в «Жаре» по И.Бунину. Теперь – полноценный дебют.

Юный артист не теряется на фоне именитой Риммы Зюбиной. Он намеренно вступает с ней в активное эмоциональное соревнование. Что предполагает сам сюжет — рассказ об опасном психологическом поединке уставшей матери и ее неприкаянного сына-подростка.

Артист убедителен в сценах, когда отстраняется, когда приближается к своей матери и к своей виртуальной любви. Здесь образец задорной юношеской, но одновременно и взрослой осмысленной актерской игры — по гамбургскому счету.

Лучший актерский дебют сезона.
Вера... И «майна»!
Нерепертуарное, но принципиальное событие сезона — активизация театрального строительства на Андреевском спуске. Сверху дали зеленый свет возведению практически нового здания для многострадального Театра на Подоле (худрук Виталий Малахов).
Интересно, что сакральные строительные возгласы («Вира! Майна!») прозвучали с самого верхнего эшелона власти (в подчинении которого — популярная кондитерская империя).

Здание обещают сдать в конце 2016-го — начале 2017 года.

Дай-то Бог. Очень ждем.

Надежда сезона - получить, как конфету, современный театр (оборудованный по последнему слову техники).
Особая благодарность за творческие предложения в составлении «Итогов сезона» Анастасии Гайшенец, Людмиле Олтаржевской, Юлии Бирзул, Виктории Илькив, Алле Подлужной, Ярославе Кравченко.

Фото Василия Артюшенко, Юрия Бакая, Виолы Соколан, Валерии Ландарь
Театр. Фотосессия
ZN.UA подводит итоги театрального сезона
© 2014 All Right Reserved."Зеркало недели. Украина"
Made on
Tilda