ЗАлК И «ТРИ БОГАТЫРЯ» ОПРЕДЕЛИЛИСЬ ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ПОКУПКУ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ ЗАПОРОЖСКОГО АЛЮМИНИЕВОГО КОМБИНАТА

17 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 17 ноября-24 ноября

20 ноября истекает срок подачи заявок на участие в конкурсе по продаже госпакета акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат»...

20 ноября истекает срок подачи заявок на участие в конкурсе по продаже госпакета акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат». Уставный фонд предприятия 155,682 млн. грн. (28,83 млн. долл. США). В настоящее время в собственности государства находится 93,01% акций, 5% — у руководства, 1,9% принадлежит трудовому коллективу. Всего выпущено 622729120 акций, номинальная стоимость одной — 0,25 грн.

6 сентября 2000 года Фонд госимущества Украины объявил о проведении открытых торгов в соответствии с процедурой тендера по продаже пакета акций в размере 68,01% уставного фонда ЗАлКа. Начальная цена пакета — 166,961 млн. грн (31,7 млн. долл. США). 25% акций планируется оставить в госсобственности. Для справки: мощности ЗАлКа позволяют выпускать 260 тыс. тонн глинозема и 100 тыс. тонн первичного алюминия в год. В прошлом году ОАО произвело 112,4 тыс. тонн первичного алюминия, в этом году производство планировалось довести до 115 тыс. тонн. За рубеж поставляется 70% продукции.

Претенденты

Особенностью тендера по продаже ЗАлКа является то, что государство не устанавливает определенных инвестиционных обязательств для покупателей. Однако условия конкурса разработаны таким образом, чтобы максимально были защищены как интересы государства, так и интересы развития самого предприятия. Установлено, что контрольный пакет акций является нераздельным и будет продан одному покупателю. С целью участия в открытых торгах инвесторы могут создавать объединения. Но сам инвестор должен быть исключительно промышленным, как это определено Государственной программой приватизации на 2000—2002 годы, утвержденной парламентом 18 мая 2000 года.

С тех пор, как в конце января 2000 года ФГИ утвердил план размещения акций ОАО «ЗАлК», назывался целый ряд коммерческих структур, которые могли бы участвовать в тендере. В конце концов определились три главных претендента. Первый — ООО «Арлан» (Россия, Москва), сменивший название на «АвтоВАЗ-инвест» и таким образом подчеркивающий свою принадлежность к российскому производителю автомобилей. Второй — консорциум «Металлургия», структура группы Суркиса— Медведчука. Третий — холдинг «Русский алюминий», действующий на украинском рынке через компанию «Украинский алюминий». По непроверенным данным, заявки на участие в конкурсе подали также Николаевский глиноземный завод, Братский алюминиевый завод и российское ОАО «Объединенная компания «Сибирский алюминий» (ОКСА) — все они связаны с холдингом «Русский алюминий».

Как указано на сайте «Арлана» в Интернете, холдинг «Арлан» с 1992 года выступает на рынке крупным трейдером, занимающимся поставками сырьевых ресурсов, литейных алюминиевых и цинковых сплавов, цветного и черного проката и другой металлопродукции известных производителей. ООО «Арлан» (генеральный директор А. Большаков) — давний партнер ЗАлКа, предоставляющий ему половину необходимого сырья и покупающий каждые 40 из производимых ежемесячно 100 тонн готовой продукции. Можно предположить, что основным покупателем выступит именно «Арлан», реализующий литейные сплавы комбината на территории СНГ и, в частности, осуществляющий посреднические функции при их поставках на «АвтоВАЗ». Однако «Арлан» не может принять участие в конкурсе, поскольку формально не является промышленным инвестором. Зато под это определение полностью подходит возглавляемый В.Каданниковым «АвтоВАЗ», получающий большую часть запорожского алюминия, поставляемого в Россию. (Ранее В.Каданников в своем интервью заявил о нежелании участвовать в приватизации ЗАлКа. И теперь комиссии по приватизации предстоит достаточно трудное задание: определить, кто все-таки решил принять участие в приватизации — компания-посредник или действительно промышленный инвестор.)

Консорциум «Металлургия», стремящийся поучаствовать в приватизации ЗАлКа, преследует чисто прагматические интересы. Объединяя в своем составе ОАО «Запорожский завод ферросплавов», «Полтаваоблэнерго», НПО им.Фрунзе, группа Суркиса—Медведчука надеется получить гарантированный рынок сбыта для электроэнергии, без которой, как известно, немыслимо производство алюминия. Кроме того, НПО им.Фрунзе, в случае успеха, может получить возможность поставлять свое оборудование для модернизации Запорожского алюминиевого комбината. Учитывая номенклатурную специфику объединения, такой заказ для сумчан станет палочкой-выручалочкой. Также вполне вероятно, что консорциум рассматривает ЗАлК как хорошую материальную базу (с их точки зрения) для пополнения финансовых ресурсов группы на предстоящих выборах. И не одних.

«Русский алюминий» с самого начала считался главным претендентом на покупку ЗАлКа. Однако в октябре генеральный директор ЗАлКа Иван Бастрыга заявил, что сомневается в готовности «Русского алюминия» к приобретению завода. Со своей стороны, Русал вкупе с украинским резидентом долгое время не подтверждали свою готовность принять участие в конкурсе. Сообщалось, что компанию смущают высокая цена пакета и общая сумма вложений в ЗАлК — необходимо погасить кредиторскую задолженность предприятия (81 млн. долл. США), профинансировать долгосрочную программу реконструкции (еще 200 млн. долл.) и, конечно, сам пакет. В итоге фактическая стартовая цена превышает 310 млн. долл. США. Все это было хорошей игрой профессионалов, направленной на понижение стоимости пакета акций.

Резоны

Против продажи 68% акций на условиях, предложенных Фондом госимущества, категорически выступил гендиректор ЗАлКа Бастрыга. (Это стало причиной его острого конфликта с ФГИ и тогдашним главой Запорожской облгосадминистрации Владимиром Куратченко.) Прежде всего, руководство предприятия возражало против продажи контрольного пакета потому, что открытый конкурс не предусматривает выполнение покупателем инвестиционных обязательств (наличие таких обязательств не предусмотрено законом «О Государственной программе приватизации на 2000—2002 годы»). В результате предприятие может быть приобретено для быстрого обогащения и не привлечет в процессе приватизации инвестора, вкладывающего средства в развитие производства. Требование руководства комбината — конкретная инвестиционная программа, подкрепленная гарантиями солидных европейских банков.

Российские компании, претендующие на Запорожский комбинат, по мнению руководства последнего, либо не способны инвестировать в алюминиевое производство, либо, если и способны, не заинтересованы в ЗАлКе как конкуренте. Естественно, претенденты придерживаются иного мнения. Так, в случае успешного завершения конкурса для «АвтоВАЗ-инвеста» посредник приобретет уникальную возможность стать владельцем собственного алюминиевого производства.

Но у руководства ЗАлКа есть резоны придерживаться своей позиции. Дело том, что предприятие объективно стало заложником всех проблем, характерных для алюминиевой промышленности. Оно находится в очень серьезной зависимости от посредников. Одни и те же фирмы поставляют на комбинат сырье и покупают продукцию. Причем за сырье предприятие платит по завышенной цене и с опозданием на месяц, а продукцию покупают по предоплате и по ценам ниже средних. Таким образом, Запорожский комбинат расплачивается с посредником его же деньгами, а у последнего есть реальная возможность контролировать производство, так как именно он дает предприятию оборотные средства.

Сырье, как правило, поставляют компании, не занимающиеся его добычей. Характерный пример — упомянутый выше «Арлан», у которого цена тонны бокситов выше среднемировой. В украинской прессе появлялись сообщения, что такая схема дает ему несколько миллионов долларов чистой прибыли. Именно поэтому руководству ЗАлКа нужен такой инвестор, который, не трогая прибылей от посреднической схемы, на свои средства закончит реконструкцию предприятия, а главное — погасит кредит в 60 с лишним млн. долл., выданный семь лет назад под гарантии правительства для создания производства фольги.

Вряд ли «АвтоВАЗ-инвест», который пользуется сейчас налоговыми льготами при поставках алюминия на российский рынок, на АвтоВАЗ, в состоянии адекватно отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Например, при изъятии из договора о свободной торговле между Украиной и Россией алюминия, ЗАлК попросту будет оставлен без рынка сбыта. А тенденции формирования мировых цен на алюминий в последнее время все больше заставляют думать об этом. Завязываясь только на одном крупном потребителе, не имея мировых рынков сбыта, компания сейчас полностью затягивает ЗАлК в кабалу сырьевого придатка российского автомобилестроения, не заботясь о проблемах самого Запорожского алюминиевого. И тогда уж никто не вспомнит о программе модернизации завода, о кредитных обязательствах, о трудовом коллективе, в конце концов.

С другой стороны, «Русский алюминий», аккредитованный на Лондонской бирже металлов, имеющий гарантированные рынки сбыта в мире, в состоянии гибко подходить к изменениям на мировых рынках и способен перенаправлять поставки алюминия в зависимости от сложившейся ситуации. Это под силу лишь профессионалам, коим является О.Дерипаска.

Ясно, что Бастрыге проще всего договориться с Дерипаской, как профессионал с профессионалом. Но такой расклад абсолютно не по нраву «Арлану», поскольку он входит в неразрешимые противоречия с планами «Русского алюминия» и связанных с ним компаний. (Кстати, по слухам, российского посредника поддерживает руководство «Трудовой Украины» — Пинчук и Деркач. Само по себе странно, что Андрей Деркач выступил против «Сибирского алюминия», до недавнего времени считавшегося его союзником).

«Арлан», желая сохранить существующую схему, конечно, очень обеспокоен тем, что новый собственник-конкурент, уже владеющий контрольным пакетом акций Николаевского глиноземного, предпримет действия по сокращению производства, свертыванию номенклатуры продукции и рынков сбыта. Вице-президент «Сибирского алюминия» (он же президент «Украинского алюминия») Г.Ткаченко прямо заявлял, что его компания рассматривает варианты участия в тендере по продаже акций ЗАлКа как одно из звеньев в создании крупной алюминиевой компании в Украине.

Но, с другой стороны, необходимо учитывать и последние тенденции в мировой алюминиевой промышленности, где идет процесс консолидации производителей, способный подорвать позиции украинских предприятий. Объединение же ЗАлКа с компанией-монополистом позволит противостоять агрессивной дискриминационной политике транснациональных алюминиевых корпораций на мировом рынке и обеспечит прочность его внешнеэкономических позиций. «Русский алюминий» располагает весомыми финансовыми возможностями. А главное — такой шаг вполне соответствует его основным целям: созданию глобальной компании, объединяющей интересы производителей алюминия как в России, так и других странах СНГ и имеющей высокую степень капитализации и инвестиционную привлекательность.

Проблемы

Главная проблема приватизации ЗАлКа — в условиях самого конкурса. С одной стороны, закон от 18 мая о госпрограмме приватизации, как уже было сказано, прямо запрещает включать в условия таких открытых конкурсов какие бы то ни было инвестиционные обязательства. Но в украинской прессе появились сообщения, что организаторы конкурса (ФГИ) дали понять его участникам, что в случае победы придется заплатить значительно больше стартового пакета (это, как упоминалось выше, и стало причиной осторожной позиции «Русского алюминия»). Но, следуя букве закона, победитель конкурса может всегда отказаться от невыгодных инвестиций, навязанных ему организатором, хотя тому же «Русскому алюминию» вполне по силам решить проблему с имеющимися кредитными обязательствами ЗАлКа. И именно этого нельзя с достоверной точностью сказать о некоторых других участниках конкурса.

Ряд экспертов оценили программу реконструкции Запорожского комбината, предложенную Kaizer Aluminium, как чистый блеф, так как компания направит свои усилия лишь на достижение своих собственных коммерческих интересов в ущерб производству ЗАлКа. Есть сведения, что интересы американцев в данном случае лоббирует все тот же влиятельный украинский олигархический тандем. Но он не обладает достаточными средствами для финансирования 200-миллионной программы реконструкции, к тому же его главные усилия будут направлены на возврат средств, потраченных на приобретение контрольного пакета акций (а ведь есть еще и обязательства самого ЗАлКа). Главная же задача американской компании — не искать кредиты, а осуществить сбыт оборудования для предприятия (о его высокой стоимости говорит стоимость проекта реконструкции). Но профинансировать поставки, вероятно, будет некому, и тогда, вполне естественно, Kaizer может потребовать оплаты за счет прибылей ЗАлКа.

Подобный опыт Kaizer Engineering уже имела на Красноярском алюминиевом заводе. В свое время все работы по реконструкции завода были свернуты после наладки оборудования в одном цеху, а после этого начались проволочки и требования совершить оплату по явно завышенным ценам. Закончилось тем, что американцев просто выгнали с КрАЗа.

Собственно, в этой ситуации и родился пул «Арлан»—«АвтоВАЗ». Но именно такой его состав и настораживает. Как известно, руководство «АвтоВАЗа» подозревается в махинациях, связанных с утаиванием части выпускаемой продукции. «Арлан» же, по оценкам экспертов, не имеет ни достаточно средств, ни практического опыта для инвестирования в развитие производства ЗАлКа и погашения его кредитных обязательств. Специалисты считают, что целью участия «Арлана» в торгах будет сохранение позиций посредника-монополиста в сбыте продукции ЗАлКа на «АвтоВАЗ», а комбинат будет перепродан заинтересованной структуре на условиях обеспечения такой монополии.

Конечно, все это только предположения. Остается дожидаться результатов конкурса, которые будут объявлены 27 ноября.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно