Мировой опыт доказывает, что правильно проведенная приватизация позволяет обогатить государство за счет прямых поступлений от разгосударствления различных секторов экономики и передачи бремени содержания убыточных и нерентабельных предприятий на плечи нового собственника, а также за счет прироста налоговых поступлений в госбюджет от эффективной работы созданных приватизированных предприятий. Дело за малым — обеспечить в Украине законную и эффективную передачу объектов государственной собственности в руки нового владельца и инвестора, создать механизм для успешного проведения рыночных преобразований в условиях государственной поддержки и развития предприятий всех форм собственности.
Освещению проблем и особенностей украинской приватизации «Зеркало недели» уделяет достаточно много внимания. К сожалению, чаще приходится сталкиваться с негативными результатами разгосударствления. Тем приятнее рассказывать о положительных примерах в этом стратегически важном государственном вопросе, от успешного решения которого будет зависеть дальнейшее укрепление независимости нашей державы.
Сегодня мы хотели бы познакомить читателей «ЗН» с опытом акционирования предприятий подотрасли речного транспорта Украины, который без сомнения можно назвать положительным и успешным во всех отношениях. Еще в 1995 году, на одном из международных семинаров по развитию фондового рынка, Президент страны Л.Кучма отметил, что в «Укрречфлоте» создана та модель развития, к которой мы должны стремиться» («Урядовий кур’єр», № 15 от 28 января 1995 года). А ведь с той поры немало воды утекло…
Более четверти столетия речным флотом Украины руководит его бессменный капитан — Н.Славов. Родился Николай Антонович в селе Терновка Николаевской области. Женат, имеет двух сыновей. Окончил Одесский институт инженеров морского флота и аспирантуру. Кандидат экономических наук.
На морском и речном транспорте прошел все трудовые ступени: от инженера планового отдела и руководителя Николаевского, Запорожского и Киевского речных портов до начальника Главного управления речного флота при Совете министров и первого заместителя министра транспорта УССР.
В 1992 году Н.Славов возглавил первую в Украине акционерную судоходную компанию «Укрречфлот». Нынче она полностью приватизирована, государство не владеет ни одной акцией «Укрречфлота».
С 1991 по 1996 год г-н Славов был первым представителем Украины в Дунайской комиссии (сейчас — заместитель представителя), первым из граждан Украины он избирался на пост секретаря этой межправительственной организации.
С 1993-го Николай Антонович является бессменным президентом международной судоходной организации В1М5А, в состав которой входят крупнейшие судоходные предприятия Украины, России, Азербайджана, Грузии, Венгрии, Болгарии и Турции.
По результатам опросов ведущих ученых, экономистов и аналитиков, Славову трижды присуждались премии «Человек года на транспорте» (1995, 1997, 1998 г.г.) и премия «Лучший менеджер Украины» (1997 г.); он трижды избирался депутатом Верховной Рады Украины.
Решением Международного астрономического союза, в честь президента АСК «Укрречфлот» названа одна из малых планет Солнечной системы.
Заслуги Н.Славова высоко оценены руководством страны — он награжден многими высшими государственными наградами бывшего СССР и независимой Украины, в том числе и за активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1998 году Николаю Антоновичу присуждено звание «Заслуженный работник транспорта», в этом же году он стал лауреатом Государственной премии Украины.
Вручая эту высокую государственную награду, Президент страны Л.Кучма подчеркнул особую роль и большие заслуги «Укрречфлота» в развитии рыночных механизмов на транспорте Украины.
Приватизация речного транспорта страны явилась логическим завершением напряженного труда и поиска речниками своего пути в море экономических реформ. Этот поиск начался еще на этапе господства в нашей стране планово-распорядительной системы хозяйствования и стал особо актуальным после провозглашения Украины независимым государством.
На сегодняшний день акционерами «Укрречфлота» являются около 100 тысяч юридических и физических лиц Украины и других стран ближнего и дальнего зарубежья. За годы работы в новых экономических и хозяйственных условиях компания увеличила перевозки грузов более чем в два раза. Сегодня их объем составляет более 40% от общего объема грузов, перевозимых морским и речным транспортом Украины.
Доходы в свободно конвертируемой валюте возросли на 70%, курсовая стоимость акций выросла в пять раз, а размер дивидендов на одну акцию превысил 2,5 номинала. По оценкам независимой международной аудиторской фирмы «Моор Стивене», активы «Укрречфлота» в пересчете на одну акцию превышают 40 долларов США.
В составе «Укрречфлота» — около 200 грузовых и пассажирских судов, страховая и брокерская компании, портовые и судоремонтно-судостроительные предприятия. АСК «Укрречфлот» входит в состав Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна, Балтийского и Международного морского совета, Конференции дунайских судовладельцев и Ассоциации судовладельцев Украины.
Компания осуществляет свою деятельность на международном и внутреннем фрахтовых рынках, выполняя перевозки грузов различной номенклатуры между морскими и речными портами 35 стран Средиземноморского, Черноморского, Дунайского, Балтийского и других бассейнов Мирового океана, а также туристические круизы по Днепру, Дунаю и Черному морю.
По итогам прошлого года, компания награждена грамотой Государственной налоговой администрации Украины за особую корректность в вопросах начисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
По результатам работы за 1999 год, консолидированные доходы «Укрречфлота» возросли на 39 процентов; балансовая прибыль — на 46, размер дивидендов на одну акцию — на 13 процентов. Программа благотворительной помощи превысила 2 миллиона гривен.
За девять месяцев 2000 года тенденция к росту экономических и производственных показателей успешно сохраняется: доходы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросли на 3 процента; объем перевозок грузов — на 16. Планируется, что размер дивидендов на одну акцию будет увеличен на 11 процентов по сравнению с 1999-м.
Много внимания в «Укрречфлоте» уделяется и повышению материального благополучия работников. С 1 января прошлого года должностные оклады и тарифные ставки повышены в среднем на 20 процентов, что обеспечило среднемесячный доход работников около 800 гривен. Для сравнения: в целом по стране среднемесячный размер зарплаты в прошлом году составил 177, а на транспорте — 236 гривен.
С 11 августа 1998 года первыми в Украине депозитарные расписки АСК «Укрречфлот» включены в листинг западноевропейских фондовых бирж, где они успешно проходят котировки наряду с ценными бумагами других ведущих компаний европейского масштаба. Причем среди компаний, чьи депозитарные расписки котируются на европейских фондовых биржах, всего шесть украинских и среди них наивысший уровень котировок — у укрречфлотовских.
По кредиту Европейского банка реконструкции и развития, полученному без гарантий правительства, и за счет собственных средств компания строит новый современный флот. Уже построены и введены в эксплуатацию пять новых грузовых теплоходов.
Эти суда отлично себя зарекомендовали на фрахтовом рынке, они успешно эксплуатируются между портами Украины и стран Средиземноморья, Балтийского и Северного морей, посещают порты Атлантического побережья Европы и Африки.
Всего же до 2004 года планируется построить за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития, других иностранных банков и собственных средств АСК 12 новых теплоходов. Это позволит обеспечить конкурентоспособность компании на мировом фрахтовом рынке, как минимум, до 2015 года.
Учитывая, что АСК «Укрречфлот» своевременно обеспечивает погашение кредита и процентов, а также создает необходимые валютные резервы, Евробанк дал согласие на операторство новыми и залоговыми судами непосредственно специалистам компании. Это касается коммерческого, финансового и технического менеджмента.
Новые суда за счет применения параллельной регистрации в соответствии с указом Президента Украины работают под украинским флагом. Это обеспечивает надежность их работы в рамках законодательства нашей страны и международных норм, касающихся торгового судоходства, а также позволяет сократить расходы на различные посреднические цели и избежать сомнительных финансовых операций.
Созданная в «Укрречфлоте» система позволяет вести учет валютных доходов и расходов по каждому теплоходу и каждому рейсу, что помогает оперативно влиять на повышение эффективности работы флота и повышает доверие к компании со стороны Евробанка.
Четкое выполнение «Укрречфлотом» своих кредитных обязательств позволило продолжить взаимовыгодное сотрудничество в вопросе финансирования строительства нового флота. 20 октября 2000 года президент компании Н.Славов подписал в Лондоне новое кредитное соглашение с Евробанком.
Необходимо особо подчеркнуть, что это произошло в очень непростых экономических условиях, касающихся мирового судоходства. В связи с мировым топливным кризисом цена на горюче-смазочные материалы увеличилась в 2 — 2,5 раза, не все благополучно и на международном фрахтовом рынке, особенно это касается трамповых грузовых перевозок. Поэтому практически все международные финансовые учреждения, в том числе и Евробанк, почти прекратили финансирование судоходства, кроме танкерного и линейного флота.
То, что Евробанк согласился в таких условиях выделить кредит на строительство флота для АСК «Укрречфлот», стало возможным только благодаря эффективной работе компании и ее высокому международному имиджу.
Следует отметить, что АСК «Укрречфлот» — это первая со стопроцентным капиталом Украины компания, которая получила второй кредит от Европейского банка реконструкции и развития. Лишь по одному кредиту ранее получили ЗАО «Оболонь» и кондитерская фабрика «Світоч», остальные заемщики — это компании со смешанным капиталом.
Сам факт сотрудничества с ЕБРР и схема кредитования строительства нового флота для АСК «Укрречфлот» могут служить примером финансирования строительства судов для других судоходных компаний Украины. Безусловно, для этого необходима большая подготовительная работа по реструктуризации и приватизации компаний, приведение их деятельности к нормам международного морского бизнеса и финансового учета.
В настоящее время «Укрречфлот» проводит тендер среди отечественных и зарубежных судостроительных предприятий на право строительства еще одной пятерки судов. Срок завершения тендера — 31 декабря 2000 года. Компания надеется, что в этом конкурсном отборе победит одна из судоверфей Украины. Хотя, объективности ради, следует отметить, что у украинских судостроительных заводов море проблем, связанных прежде всего с отсутствием оборотных средств для строительства судов в нормативные сроки и под ключ.
Учитывая большую кредиторскую задолженность наших судостроительных предприятий, ЕБРР и другие международные банки отказываются выделять кредиты на пополнение оборотных средств заводов, а осуществляют кредитование только по поставке судов. По этой схеме ни один отечественный завод сегодня работать не может. Но совместные усилия компаний, банков, отечественных судостроительных заводов — при условии государственной поддержки — может сдвинуть с места и эту важнейшую проблему.
«Укрречфлот» готов принять самое активное участие в этом деле. Ведь вопрос обновления флота всех судоходных компаний Украины является одним из главных приоритетов для нашей страны. И если этой проблеме все вместе будут уделять больше внимания, то Украина как морская держава сохранит свои позиции на многие годы.
В этой работе в компании руководствуются недавно принятой «Концепцией развития АСК «Укрречфлот» на период 2000—2004 годов». Концепция определяет стратегические задачи по повышению рентабельности основной деятельности и эффективности корпоративной управляемости.
Согласно концепции, «Укрречфлот» ставит перед собой задачу за пять лет увеличить объем морских перевозок на 50 процентов, дунайских перевозок — на 30, внутрибассейновых — на 25 процентов, а также оживить туристический бизнес за счет лучшего использования пассажирского круизного флота.
Следует отметить, что в целом на морском и речном транспорте Украины, крупнейшие предприятия которого остаются в государственной собственности, ситуация остается сложной. Во многом это связано с несовершенством структуры государственного управления отраслью, отсутствием на практике государственной судоходной политики и государственной поддержки в форме инвестиций, субсидий и дотаций в пользу национальных судовладельцев.
В результате флот катастрофически стареет, фрахтовый рынок Украины захватывается иностранными судовладельцами, брокерами и экспедиторами, неэффективно используются транзитные возможности страны, через которую проходят четыре из девяти европейских транспортных коридоров.
Как следствие, казна недополучает огромные суммы в твердой валюте, а государство Украина упускает реальные возможности для укрепления своей внешнеэкономической независимости, попадая в зависимость от предоставления услуг со стороны иностранных перевозчиков и посредников.
Пример «Укрречфлота», как и мировой опыт, свидетельствуют, что не существует альтернативы приватизации государственной собственности при решении первоочередных задач и проведении стратегических реформ, способных вывести Украину из кризисного состояния и оживить экономику.
В завершение хочется отметить, что в октябре 2000 года состоялись два важных международных форума в сфере торгового судоходства: заседание 8-го совета Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна (Азербайджан) и 45-я Конференция директоров дунайских пароходств (Румыния). Учитывая большой международный авторитет «Укрречфлота» и ее руководителя, участники этих форумов единогласно переизбрали Николая Антоновича на очередной период своим председателем.
В июне 2001 года на базе АСК «Укрречфлот» состоится международная конференция под эгидой организации Черноморского экономического сотрудничества с участием ведущих судоходных, судостроительно-судоремонтных и портовых предприятий южных бассейнов из 11 стран – членов ОЧЭС. Приятно, что в Украине есть такие менеджеры и такие преуспевающие предприятия, которые своим профессиональным вкладом укрепляют экономику и международный авторитет нашего молодого государства на мировой арене.
Как говорят на флоте, семь футов тебе под килем, АСК «Укрречфлот»!