«УКРРЕЧФЛОТ»: ВСЕГДА НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ 10 НОЯБРЯ 2000 ГОДА ПЕРВОЙ В УКРАИНЕ АКЦИОНЕРНОЙ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ «УКРРЕЧФЛОТ» ИСПОЛНИТСЯ ВОСЕМЬ ЛЕТ!

Поделиться
Мировой опыт доказывает, что правильно проведенная приватизация позволяет обогатить государств...

Мировой опыт доказывает, что правильно проведенная приватизация позволяет обогатить государство за счет прямых поступлений от разгосударствления различных секторов экономики и передачи бремени содержания убыточных и нерентабельных предприятий на плечи нового собственника, а также за счет прироста налоговых поступлений в госбюджет от эффективной работы созданных приватизированных предприятий. Дело за малым — обеспечить в Украине законную и эффективную передачу объектов государственной собственности в руки нового владельца и инвестора, создать механизм для успешного проведения рыночных преобразований в условиях государственной поддержки и развития предприятий всех форм собственности.

Освещению проблем и особенностей украинской приватизации «Зеркало недели» уделяет достаточно много внимания. К сожалению, чаще приходится сталкиваться с негативными результатами разгосударствления. Тем приятнее рассказывать о положительных примерах в этом стратегически важном государственном вопросе, от успешного решения которого будет зависеть дальнейшее укрепление независимости нашей державы.

Сегодня мы хотели бы познакомить читателей «ЗН» с опытом акционирования предприятий подотрасли речного транспорта Украины, который без сомнения можно назвать положительным и успешным во всех отношениях. Еще в 1995 году, на одном из международных семинаров по развитию фондового рынка, Президент страны Л.Кучма отметил, что в «Укрречфлоте» создана та модель развития, к которой мы должны стремиться» («Урядовий кур’єр», № 15 от 28 января 1995 года). А ведь с той поры немало воды утекло…

Более четверти столетия речным флотом Украины руководит его бессменный капитан — Н.Славов. Родился Николай Антонович в селе Терновка Николаевской области. Женат, имеет двух сыновей. Окончил Одесский институт инженеров морского флота и аспирантуру. Кандидат экономических наук.

На морском и речном транспорте прошел все трудовые ступени: от инженера планового отдела и руководителя Николаевского, Запорожского и Киевского речных портов до начальника Главного управления речного флота при Совете министров и первого заместителя министра транспорта УССР.

В 1992 году Н.Славов возглавил первую в Украине акционерную судоходную компанию «Укрречфлот». Нынче она полностью приватизирована, государство не владеет ни одной акцией «Укрречфлота».

С 1991 по 1996 год г-н Славов был первым представителем Украины в Дунайской комиссии (сейчас — заместитель представителя), первым из граждан Украины он избирался на пост секретаря этой межправительственной организации.

С 1993-го Николай Антонович является бессменным президентом международной судоходной организации В1М5А, в состав которой входят крупнейшие судоходные предприятия Украины, России, Азербайджана, Грузии, Венгрии, Болгарии и Турции.

По результатам опросов ведущих ученых, экономистов и аналитиков, Славову трижды присуждались премии «Человек года на транспорте» (1995, 1997, 1998 г.г.) и премия «Лучший менеджер Украины» (1997 г.); он трижды избирался депутатом Верховной Рады Украины.

Решением Международного астрономического союза, в честь президента АСК «Укрречфлот» названа одна из малых планет Солнечной системы.

Заслуги Н.Славова высоко оценены руководством страны — он награжден многими высшими государственными наградами бывшего СССР и независимой Украины, в том числе и за активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1998 году Николаю Антоновичу присуждено звание «Заслуженный работник транспорта», в этом же году он стал лауреатом Государственной премии Украины.

Вручая эту высокую государственную награду, Президент страны Л.Кучма подчеркнул особую роль и большие заслуги «Укрречфлота» в развитии рыночных механизмов на транспорте Украины.

Приватизация речного транспорта страны явилась логическим завершением напряженного труда и поиска речниками своего пути в море экономических реформ. Этот поиск начался еще на этапе господства в нашей стране планово-распорядительной системы хозяйствования и стал особо актуальным после провозглашения Украины независимым государством.

На сегодняшний день акционерами «Укрречфлота» являются около 100 тысяч юридических и физических лиц Украины и других стран ближнего и дальнего зарубежья. За годы работы в новых экономических и хозяйственных условиях компания увеличила перевозки грузов более чем в два раза. Сегодня их объем составляет более 40% от общего объема грузов, перевозимых морским и речным транспортом Украины.

Доходы в свободно конвертируемой валюте возросли на 70%, курсовая стоимость акций выросла в пять раз, а размер дивидендов на одну акцию превысил 2,5 номинала. По оценкам независимой международной аудиторской фирмы «Моор Стивене», активы «Укрречфлота» в пересчете на одну акцию превышают 40 долларов США.

В составе «Укрречфлота» — около 200 грузовых и пассажирских судов, страховая и брокерская компании, портовые и судоремонтно-судостроительные предприятия. АСК «Укрречфлот» входит в состав Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна, Балтийского и Международного морского совета, Конференции дунайских судовладельцев и Ассоциации судовладельцев Украины.

Компания осуществляет свою деятельность на международном и внутреннем фрахтовых рынках, выполняя перевозки грузов различной номенклатуры между морскими и речными портами 35 стран Средиземноморского, Черноморского, Дунайского, Балтийского и других бассейнов Мирового океана, а также туристические круизы по Днепру, Дунаю и Черному морю.

По итогам прошлого года, компания награждена грамотой Государственной налоговой администрации Украины за особую корректность в вопросах начисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

По результатам работы за 1999 год, консолидированные доходы «Укрречфлота» возросли на 39 процентов; балансовая прибыль — на 46, размер дивидендов на одну акцию — на 13 процентов. Программа благотворительной помощи превысила 2 миллиона гривен.

За девять месяцев 2000 года тенденция к росту экономических и производственных показателей успешно сохраняется: доходы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросли на 3 процента; объем перевозок грузов — на 16. Планируется, что размер дивидендов на одну акцию будет увеличен на 11 процентов по сравнению с 1999-м.

Много внимания в «Укрречфлоте» уделяется и повышению материального благополучия работников. С 1 января прошлого года должностные оклады и тарифные ставки повышены в среднем на 20 процентов, что обеспечило среднемесячный доход работников около 800 гривен. Для сравнения: в целом по стране среднемесячный размер зарплаты в прошлом году составил 177, а на транспорте — 236 гривен.

С 11 августа 1998 года первыми в Украине депозитарные расписки АСК «Укрречфлот» включены в листинг западноевропейских фондовых бирж, где они успешно проходят котировки наряду с ценными бумагами других ведущих компаний европейского масштаба. Причем среди компаний, чьи депозитарные расписки котируются на европейских фондовых биржах, всего шесть украинских и среди них наивысший уровень котировок — у укрречфлотовских.

По кредиту Европейского банка реконструкции и развития, полученному без гарантий правительства, и за счет собственных средств компания строит новый современный флот. Уже построены и введены в эксплуатацию пять новых грузовых теплоходов.

Эти суда отлично себя зарекомендовали на фрахтовом рынке, они успешно эксплуатируются между портами Украины и стран Средиземноморья, Балтийского и Северного морей, посещают порты Атлантического побережья Европы и Африки.

Всего же до 2004 года планируется построить за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития, других иностранных банков и собственных средств АСК 12 новых теплоходов. Это позволит обеспечить конкурентоспособность компании на мировом фрахтовом рынке, как минимум, до 2015 года.

Учитывая, что АСК «Укрречфлот» своевременно обеспечивает погашение кредита и процентов, а также создает необходимые валютные резервы, Евробанк дал согласие на операторство новыми и залоговыми судами непосредственно специалистам компании. Это касается коммерческого, финансового и технического менеджмента.

Новые суда за счет применения параллельной регистрации в соответствии с указом Президента Украины работают под украинским флагом. Это обеспечивает надежность их работы в рамках законодательства нашей страны и международных норм, касающихся торгового судоходства, а также позволяет сократить расходы на различные посреднические цели и избежать сомнительных финансовых операций.

Созданная в «Укрречфлоте» система позволяет вести учет валютных доходов и расходов по каждому теплоходу и каждому рейсу, что помогает оперативно влиять на повышение эффективности работы флота и повышает доверие к компании со стороны Евробанка.

Четкое выполнение «Укрречфлотом» своих кредитных обязательств позволило продолжить взаимовыгодное сотрудничество в вопросе финансирования строительства нового флота. 20 октября 2000 года президент компании Н.Славов подписал в Лондоне новое кредитное соглашение с Евробанком.

Необходимо особо подчеркнуть, что это произошло в очень непростых экономических условиях, касающихся мирового судоходства. В связи с мировым топливным кризисом цена на горюче-смазочные материалы увеличилась в 2 — 2,5 раза, не все благополучно и на международном фрахтовом рынке, особенно это касается трамповых грузовых перевозок. Поэтому практически все международные финансовые учреждения, в том числе и Евробанк, почти прекратили финансирование судоходства, кроме танкерного и линейного флота.

То, что Евробанк согласился в таких условиях выделить кредит на строительство флота для АСК «Укрречфлот», стало возможным только благодаря эффективной работе компании и ее высокому международному имиджу.

Следует отметить, что АСК «Укрречфлот» — это первая со стопроцентным капиталом Украины компания, которая получила второй кредит от Европейского банка реконструкции и развития. Лишь по одному кредиту ранее получили ЗАО «Оболонь» и кондитерская фабрика «Світоч», остальные заемщики — это компании со смешанным капиталом.

Сам факт сотрудничества с ЕБРР и схема кредитования строительства нового флота для АСК «Укрречфлот» могут служить примером финансирования строительства судов для других судоходных компаний Украины. Безусловно, для этого необходима большая подготовительная работа по реструктуризации и приватизации компаний, приведение их деятельности к нормам международного морского бизнеса и финансового учета.

В настоящее время «Укрречфлот» проводит тендер среди отечественных и зарубежных судостроительных предприятий на право строительства еще одной пятерки судов. Срок завершения тендера — 31 декабря 2000 года. Компания надеется, что в этом конкурсном отборе победит одна из судоверфей Украины. Хотя, объективности ради, следует отметить, что у украинских судостроительных заводов море проблем, связанных прежде всего с отсутствием оборотных средств для строительства судов в нормативные сроки и под ключ.

Учитывая большую кредиторскую задолженность наших судостроительных предприятий, ЕБРР и другие международные банки отказываются выделять кредиты на пополнение оборотных средств заводов, а осуществляют кредитование только по поставке судов. По этой схеме ни один отечественный завод сегодня работать не может. Но совместные усилия компаний, банков, отечественных судостроительных заводов — при условии государственной поддержки — может сдвинуть с места и эту важнейшую проблему.

«Укрречфлот» готов принять самое активное участие в этом деле. Ведь вопрос обновления флота всех судоходных компаний Украины является одним из главных приоритетов для нашей страны. И если этой проблеме все вместе будут уделять больше внимания, то Украина как морская держава сохранит свои позиции на многие годы.

В этой работе в компании руководствуются недавно принятой «Концепцией развития АСК «Укрречфлот» на период 2000—2004 годов». Концепция определяет стратегические задачи по повышению рентабельности основной деятельности и эффективности корпоративной управляемости.

Согласно концепции, «Укрречфлот» ставит перед собой задачу за пять лет увеличить объем морских перевозок на 50 процентов, дунайских перевозок — на 30, внутрибассейновых — на 25 процентов, а также оживить туристический бизнес за счет лучшего использования пассажирского круизного флота.

Следует отметить, что в целом на морском и речном транспорте Украины, крупнейшие предприятия которого остаются в государственной собственности, ситуация остается сложной. Во многом это связано с несовершенством структуры государственного управления отраслью, отсутствием на практике государственной судоходной политики и государственной поддержки в форме инвестиций, субсидий и дотаций в пользу национальных судовладельцев.

В результате флот катастрофически стареет, фрахтовый рынок Украины захватывается иностранными судовладельцами, брокерами и экспедиторами, неэффективно используются транзитные возможности страны, через которую проходят четыре из девяти европейских транспортных коридоров.

Как следствие, казна недополучает огромные суммы в твердой валюте, а государство Украина упускает реальные возможности для укрепления своей внешнеэкономической независимости, попадая в зависимость от предоставления услуг со стороны иностранных перевозчиков и посредников.

Пример «Укрречфлота», как и мировой опыт, свидетельствуют, что не существует альтернативы приватизации государственной собственности при решении первоочередных задач и проведении стратегических реформ, способных вывести Украину из кризисного состояния и оживить экономику.

В завершение хочется отметить, что в октябре 2000 года состоялись два важных международных форума в сфере торгового судоходства: заседание 8-го совета Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна (Азербайджан) и 45-я Конференция директоров дунайских пароходств (Румыния). Учитывая большой международный авторитет «Укрречфлота» и ее руководителя, участники этих форумов единогласно переизбрали Николая Антоновича на очередной период своим председателем.

В июне 2001 года на базе АСК «Укрречфлот» состоится международная конференция под эгидой организации Черноморского экономического сотрудничества с участием ведущих судоходных, судостроительно-судоремонтных и портовых предприятий южных бассейнов из 11 стран – членов ОЧЭС. Приятно, что в Украине есть такие менеджеры и такие преуспевающие предприятия, которые своим профессиональным вкладом укрепляют экономику и международный авторитет нашего молодого государства на мировой арене.

Как говорят на флоте, семь футов тебе под килем, АСК «Укрречфлот»!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме